Фотография эпохи метамодерна
То, что делалось 20 лет назад, — это уже не искусство, а история искусства. Фотография и видео должны отображать время, и если ваши кадры этого не делают, то вы снимаете историю фотографии.
В период модернизма художник изобретал что-то новое, создавал свой уникальный стиль и мог всю жизнь развивать этот стиль, получая за это деньги. Этот подход работал до 60-х годов прошлого века, пока в ответ на усталость от модернизма не появился постмодернизм — его антитеза. В его основе лежала идея о том, что ничего нового придумать невозможно. Но сегодня и он утратил свою актуальность. Мы живем в эпоху метамодерна, которая пришла на смену постмодерну в 90-е годы и продолжается до сих пор.
Метамодерн ничему не противопоставлен. В метамодернистских проектах могут встречаться мнения и стили, которые противостоят друг другу. Яркий пример — диджей-сет. У диджея есть много пластинок и хороший вкус, он смешивает вместе музыку разных времен, которую никто и никогда не представлял в одном ряду. И в этом случае победа художника заключается в том, чтобы перемешать то, что до этого не встречалось.
Актуальная черно-белая фотография от фотографа Willy Vanderperre для бренда Jil Sander.
Как можно сделать современной черно-белую фотографию? Ее каноны формировались в 60-х годах прошлого века, когда фотографы снимали портреты актрис с томными взглядами. Это уже история искусства. Сделать черно-белую фотографию актуальной можно, поместив в нее то, что считается неуместным или неканоничным для нее. Например, сделать снимки с браком, пересветом или недосветом, использовать в пленочной фотографии современные лица, современную одежду и ракурсы.
Конфликт фото и видео
Любые форматы или направления, которые нам нравятся, рано или поздно добираются до стадии перенасыщения. На этом этапе один из способов их оживить — создать смешанные техники, добавить новое содержание в привычный формат. В наше время уже нет отдельных миров художественной и fashion-фотографии, которые ненавидят друг друга. Сегодня границы размываются, все смешивается. Модная фотография уже давно не обслуживает моду, а отражает современную культуру. А fashion-фотограф, в свою очередь, может считаться современным художником.
По аналогии размываются и границы между фото и видео. Я считаю, что между ними нет никакого конфликта. Их можно объединить, чтобы создать новый формат, — mixed media. Фотография сегодня не может зацепить зрителя так же глубоко, как 10-секундное видео. Но видеоформатам тоже нужно перестраиваться, подпитываться визуалом, постоянно придумывать и показывать что-то новое, потому что смотреть просто рекламный ролик сейчас уже никто не будет. Отсюда появляются видео из фотографий или живые видео-лукбуки.
Проект A Night at the Museum (фото- и видео-лукбук для бренда Moncler) — победитель в номинации Best Fashion Film 2022 на фестивале Fashion Film Festival Milano.
Как мы смотрим социальные сети? Мы постоянно ищем что-то новенькое, а если аккаунт нам этого не дает, мы отписываемся. Все всегда меняется, новые тренды в фото и видео появляются каждые полгода. Чтобы оставаться актуальным, нужно смотреть модные журналы и хорошо разбираться: какие из них более авангардные, какие более сдержанные, а какие и вовсе устаревшие. Из первых двух вы можете черпать вдохновение. Если перестать делать это каждые два-три месяца, можно потерять представление о том, чем сейчас живет визуальный мир.
Как выглядят съемки будущего
В метамодернистской фотографии есть тенденция, связанная с естественностью, честностью, иронией, отказом от канонов жанров, шаблонов и снобизма. Современная фотография взяла ориентир на непрерывный процесс, который и есть ее цель.
Помимо привычных фото-лукбуков бренды уже хотят снимать и видео. После 2020-го года и периода самоизоляции трендом стали диджитал-показы, когда на самом мероприятии присутствуют только избранные, а все остальные смотрят видео на YouTube. В рамках этого формата бренды также экспериментируют и совмещают медиа. Например, Gucci презентовали свою новую коллекцию в форме видео-коллажа из лукбука, в котором соединили закулисные съемки и интервью создателей. А
само видео собрали онлайн на глазах у миллиона зрителей.
Кампейн Balenciaga — весенняя коллекция 2022 года в видео-формате.
Конечно, видео сейчас опережает фотографию, потому что его можно сделать ультракоротким, но при этом показать продукт с нескольких сторон, одновременно добавив туда и красивую картинку, и историю, и настроение.
Немаловажное значение сыграл и тренд на снижение стоимости таких роликов. Сейчас на съемку fashion-видео уже не нужны миллионы. Можно потратить на нее три часа, параллельно сделать еще и фотографии для лукбука, затем потратить на монтаж часов пять и получить в итоге очень привлекательный и вовлекающий контент. Студенты Британки могут делать такие видео и предлагать свою работу большому количеству современных брендов уже спустя месяц обучения. Короткие ролики — это контент будущего. Их будет появляться все больше, а запрос на производителей этого контента будет расти.
Погрузиться в современные тренды fashion-съемки, освоить актуальные стили и техники, научиться чувствовать веяния времени и не устаревать как профессионал можно на программах «Фотография для новых медиа» и «Fashion-видео». Алексей Никишин и другие преподаватели Британки помогут вам начать работать с крупными модными брендами в качестве фотографов, видеографов или универсальных специалистов mixed media.