Графический дизайн
Михаил Шеттлер — куратор программ «Основы коммуникационного дизайна» и «Графический дизайн».
UX/UI-дизайн
Роман Булаткин — UX/UI-дизайнер, один из создателей дизайна приложения Сбербанк Онлайн.
У Adobe уже есть программа, очень похожая по функционалу на Figma, — Adobe XD. Дизайнеры её так и не полюбили, несмотря на огромное количество средств и сил, которые были в сервис вложены. У меня сложилось впечатление, что Adobe просто в какой-то момент сдался и решил поглотить более сильного конкурента.
Интерфейс Adobe XD — облачного онлайн-сервиса компании Adobe, задуманного как прямой конкурент Figma со схожим функционалом и задачами.
Екатерина Тюхай — сокуратор программ «UX/UI дизайн» и «Дизайн диджитал-продукта».
Как будут сейчас развиваться события, мне сказать сложно. Figma родилась именно на контрасте с продуктами Adobe. Можно сказать, что она бросила вызов сложности инструментов, которые предоставляли на тот момент программы Adobe. Поэтому, мне кажется, у Figma есть много шансов остаться самой собой, несмотря на то, что она переходит под крыло Adobe.
На самом деле никто не знает, как именно поведет себя Adobe с Figma. На мой взгляд, вариантов здесь достаточно много. Например, это может быть некое финансовое или консультационное участие, включающее повышение цен и тарифов в Figma, но при этом оставляющее неприкосновенным интерфейс и команду сервиса. Другими словами, Figma станет отдельной (дочерней) компанией, которая перейдет на баланс Adobe, но сохранит относительную самостоятельность.
Второй вариант более грустный: Figma поменяет свой логотип и встанет на одну полку с продуктами Adobe и будет распространяться по подписке Creative Cloud. Это в свою очередь может сильно снизить количество людей, которые входят в воронку продаж Figma через ее бесплатную версию, ведь именно это и позволило Figma быстро распространиться по всему миру. Хотя в этом тоже есть свои плюсы: возможно, мы сможем импортировать файлы из Illustrator или After Effects напрямую в Figma. Это значительно увеличит возможности работы с анимацией в онлайн-сервисе.
Прогнозировать сложно, но как человек из индустрии и как дизайнер, я желаю Figma более независимой судьбы, нежели стать просто очередным продуктом в линейке Adobe.
Интерфейс Pixso — китайского аналога Figma.
Веб-дизайн
Павел Ярец — digital-дизайнер, автор и ведущий подкаста «Дизайн прост», продюсер дизайн-студии OKTÅEDER.
Покупка Figma — довольно прогнозируемая ситуация, которую можно было предвидеть. Adobe годами скупает успешные продукты, переодевает их и работает с ними пока этот софт актуален.
Что это значит для российского рынка? По всей видимости, для приобретения лицензии пользователям придётся прибегнуть к помощи посредников: искать владельцев иностранных карт на «Авито» либо обращаться к компаниям, которые заранее выкупили частные и корпоративные лицензии и сейчас занимаются их перепродажей. При этом юрлица смогут использовать технологии параллельного импорта, а вот частникам будет уже сложнее.
Главное, чтобы Adobe купленную Figma со временем не похоронил, как это было с другими приобретенными продуктами, которым компания нарастила бессмысленный и беспощадный функционал. Это может сильно затормозить развитие Figma. К тому же конкуренты не дремлют и обязательно подтянутся. Тот же Sketch усиленно пытается стать облачным сервисом. А еще есть Framer, есть InVision Studio и многие другие альтернативные варианты с аналогичным функционалом. Да, они пока не такие удобные. Да, у них не такое большое коммьюнити. Да, сейчас они не так востребованы. Но даже несмотря на это, наладить работу над дизайн-проектами на основе их интерфейса вполне можно.
Арт-дирекшн и работа дизайн-команд
Иван Васин — сокуратор программы «Айдентика и бренд-дизайн», сооснователь и креативный директор бренд-бюро Shuka Design.
Сегодня уже довольно сложно представить сольную работу над проектом. При этом, к сожалению, работать в команде с файлами Illustrator или After Effects все еще не просто, но никакой альтернативы этим продуктам нет. Для совместной работы нужны дополнительные платформы файлообмена и компьютер для предпросмотра. Кроме того с каждым годом вес файлов становится все больше, а оперировать ими в командах становится все сложнее.
Если технологии Figma позволят приложениям Adobe работать онлайн, а компоненты программ станут универсальными и смогут встраиваться в дизайн-проекты с общим доступом, — будет очень круто. А для Adobe это может стать единственным способом побороть пиратство, ведь только онлайн-приложения по-настоящему защищены от копирования.
Я надеюсь, что цель слияния — обмен технологиями, а не простое поглощение конкурента. Если дело в технологиях, то я не думаю, что Figma претерпит какие-то принципиальные изменения в ценовой или лицензионной политике. Тем более у Figma и Adobe все-таки немного разные целевые аудитории. Хотя для нас, например, как для студии было бы проще оплачивать единую лицензию, а не сразу две как сейчас.