Не бояться сложных задач
Александра Купина пять лет работает в студии «Лайв Тайпинг», первые два с половиной года — на позиции дизайнера. Со временем Александра стала брать на себя больше ответственности, начала инициировать изменения в компании и видеть точки роста для бизнеса. Желание приносить пользу обернулось карьерным ростом — Александра стала тимлидом.
Пока дизайнер занят решением задачи, тимлид ищет баланс между заботой о команде и пользой для бизнеса. Помогать коллегам чувствовать себя на работе как дома, стараться подбирать проекты, интересные для сотрудников, и уметь признавать победы. А еще уметь конструктивно критиковать, вносить правки и без стеснения говорить правду, — развитие этих навыков поможет тимлиду вырасти в эффективного руководителя. Также росту помогают и сложные задачи.
Александра Купина, тимлид дизайн-отдела студии «Лайв Тайпинг»:
Создание новогодней игры в мобильном приложении SEPHORA стало для меня волнительной и сложной задачей. Геймификация — это всегда про творчество, моя же повседневная работа больше связана со сложным проектированием и аналитикой.
Нужно было добавить в уже имеющуюся программу лояльности элементы геймификации, чтобы поднять продажи в новогодний период. Каждый день пользователь мог зайти в приложение, поиграть и получить подарки от SEPHORA или других брендов.
Мы начали делать игру в октябре, поэтому важно было не только успеть к Новому году, но и придумать одновременно простую и интересную механику, которая не позволила бы пользователю заскучать. И нам пришла идея: чтобы получить приз в игре, пользователю нужно было разбить елочный шарик. После каждого клика по экрану, шарик начинает трескаться, а после нескольких — раскалывается, и осколки улетают за экран. При этом анимация встраивается в обычный интерфейс приложения, поэтому мы добавили ей глубину, чтобы немного разнообразить плоский дизайн.
Покадровый путь пользователя в игре — макеты, которые дизайнеры «Лайв Тайпинг» показывали представителям бренда.
Создавать анимации для мобильных приложений сложнее и дольше, чем для лендингов, — это одно из ограничений, с которым сталкиваешься при решении творческих задач. Чтобы уметь работать с ним, нужно хорошо знать гайдлайны Android и iOS, поддерживать коммуникацию с мобильными разработчиками.
Готовый результат понравился всей команде и клиенту, а затраты на разработку окупились в несколько раз. Мы до сих пор создаем подобные игры для SEPHORA и других клиентов, — геймификация стала популярным маркетинговым инструментом, и игровые элементы теперь можно встретить в приложениях многих крупных маркетплейсов.
Уметь анализировать чужой опыт
Чтобы дорасти до арт-директора дизайнеру нужно не стоять на месте и углублять свои знания любыми способами, в том числе через изучение чужого опыта. «Всегда самым важным было умение анализировать чужие ошибки, — говорит Аристарх Андрианов, арт-директор King Bird Studio. — Личный опыт уже дополняет существующие знания. Даже в UX-анализе самыми важными являются вторичные исследования».
Аристарх Андрианов, арт-директор King Bird Studio:
Студия «Союзмультфильм» обратилась к нам, когда в ее портфеле появилось много новых и современных мультфильмов, и возникла необходимость обновить стилистику не только сайта, но и всего бренда. Фирменный стиль был переполнен нестандартными формами, и все они должны были ожить на сайте.
От дизайнера потребовалось понимание ограничений и возможностей верстки, чтобы спроектировать дизайн, который программист смог бы переложить на код. Айдентику бренда другая студия делала параллельно с нашими работами на сайте, — и в этом была большая сложность: то не было материалов, то они обновлялись на лету, то нужно было придумать, как вписать их в веб-интерфейс, то приходилось постоянно адаптироваться к новым изменениям. В этом нам помогли заранее заложенные стили, которые можно было быстро менять и смотреть как ведут себя макеты. Без такой библиотеки мы бы точно не успели сделать все в срок. Но у нас все получилось, а результат работы вы теперь можете посмотреть на Behance.
Кстати, работа с классным брендом — это не всегда про деньги. Сотрудничество со студией «Союзмультфильм» принесло нам за один год призовые места практически по всех значимых диджитал-конкурсах России и статуэтку «Премия Рунета».
Главная страница сайта студии «Союзмультфильм», разработанная в King Bird Studio.
Приносить пользу человечеству и доход бизнесу
Дизайн интерфейсов все меньше воспринимается как просто картинки, теперь с ним начали считаться. Рост зарплат — одно из подтверждений этого. А конкуренция ведет к необходимости находить новые подходы и уметь ответить на вызовы общества.
Мартин Эрлер, тимлид дизайн-отдела в KODE:
В 2020 году, в условиях пандемии, особенно актуальным стало получение качественной медицинской помощи. Людям был необходим понятный и комфортный инструмент для поиска нужного специалиста недалеко от дома. Сервисом «НаПоправку» люди часто пользовались через мобильный браузер в самых разных ситуациях: в дороге, на улице, с ребенком на руках. Когда заказчик решил масштабировать сервис и сделать для удобства мобильное предложение, он обратился к студии KODE.
Дизайн проекта «НаПоправку» должен был решить две задачи:
- Создать уникальный и комфортный для пользователя процесс поиска и записи к врачам. С детальной информацией о специалистах и клиниках, отзывами, профилем пациента и библиотекой полезного контента.
- Сохранив преемственность бренда, быть готовым к масштабированию как внутри приложения, так и за его пределами.
Интерфейс приложения «НаПоправку», созданный в студии KODE.
Hard skills + soft skills = востребованность
Сейчас в дизайн-команде KODE 17 человек: 13 UX/UI-дизайнеров, 2 графических дизайнера и 2 иллюстратора. Еще несколько лет назад дизайнер в агентстве был «и швец, и жнец»: мог работать в мобильных приложениях и вебе, делать сложные анимации и иллюстрации, заниматься печатной продукцией и маркетингом. Сейчас появилась тенденция на разделение специализаций: дизайнеры работают в более узких областях исходя из своих интересов.
При найме новых дизайнеров Мартин Эрлер теперь обращает больше внимания на глубину знаний соискателя и его подход к работе: как человек мыслит, генерирует идеи, обсуждает их, принимает решения. Hard skills тоже не потеряли своей важности, но стали восприниматься уже как что-то само собой разумеющееся.
«Чем больше знаний и опыта у дизайнера, тем он ценнее. Но увлекшись изучением новых навыков, дизайнер „распыляется“ и рискует стать мультиинструменталистом вместо того, чтобы реализовывать тщательно продуманные решения, которые будут приносить доход и пользу, — считает Мартин. — Ценность дизайнера показывают не поверхностные навыки из разных сфер дизайна, а глубокие знания в одной, своей, сфере и еще понимание человеческой психологии: поведенческих паттернов, особенностей восприятия информации».
В другой студии — «Лайв Тайпинг» — самыми важными требованиями для новичков являются работа в команде и soft skills. Очень трудно научить человека грамотной коммуникации и презентации своей работы: из-за этого страдает взаимодействие с командой, клиентом и пользователями. Навык делать красивые картинки отошел на задний план.
«Чтобы получить классный продукт, при его создании много внимания нужно уделить аналитике и проектированию, — говорит Александра Купина. — Если просто нарисовать картинку и ничего в нее не заложить, все будет бессмысленно. Поэтому на визуал я смотрю в последнюю очередь».
Никита Жеребцов, руководитель отдела дизайна в компании e-legion, любит говорить, что дизайнеров надо оценивать как спортсменов в художественной гимнастике — за сложность трюков, артистичность и технику. Инструменты, подходы и методологии быстро меняются, поэтому дизайнер должен не только хорошо работать в графических редакторах, но и следить за трендами индустрии и уметь адаптироваться.
Специфика взаимодействия e-legion с клиентами такова, что работа над проектами идет долго и в плотном взаимодействии. В среднем около 4 лет. Это накладывает отпечаток: сотрудники становятся экспертами в определенной сфере. Однако в компании есть традиция обмена опытом на еженедельных встречах и организация ежемесячных образовательных митингов. Зачем? Опыт работы складывается в том числе из взаимодействия с людьми, с разными бизнес-моделями, разными уровнями дизайн-процессов, а также из понимания заказчика. Это позволяет взглянуть на задачи out of the box.
Никита Жеребцов, руководитель отдела дизайна в компании e-legion:
Классное взаимодействие нашей дизайн-команды и заказчика случилось на проекте Tele2, когда мы делали редизайн мобильного приложения с версии 2.0 на 3.0. Общая задача от клиента — быть передовыми, быстро адаптироваться к реализации новых задач и предугадывать будущие тренды.
С нашей стороны в команде было 23 человека: 3 дизайнера, 4 аналитика, 10 разработчиков, 3 специалиста по качеству и 3 менеджера. Начали с простого — скруглили все карточки в приложении. Продолжили уже серьезнее: поменяли UI controls на более современные, обновили дизайн-систему, запустили платформу Stories, с нуля пересобрали ключевые экраны приложения и в течение трех месяцев публиковали изменения, наблюдая за отзывами и оценками приложения. На пике тренда запустили темную тему — первыми среди конкурентов.
Интерфейс приложения Tele2 3.0, созданный в студии e-legion.
Нам удалось сохранить основные пользовательские пути и структуру навигации: изменения были аккуратными, и конверсии ключевых сценариев не снизились. Обычно пользователи болезненно реагируют на серьезные изменения — в нашем случае этот эффект удалось нивелировать, оценки приложения не упали. До редизайна месячная аудитория была 3,98 млн пользователей, а в течение года выросла до 8,9 млн.
После сотрудничества с Tele2 в нашей компании вырос кредит доверия к команде, сложность решаемых задач, скорость разработки и даже число сотрудников.
Не забывать про возможности
UX в России развит гораздо лучше, чем в Европе или США. Возможно, из-за высокого уровня финтеха в целом и готовности компаний уделять разработке и дизайну хороших приложений много внимания. По той же причине в международных компаниях в командах UX/UI много российских специалистов. При этом для работы не только с мировыми брендами, но и с крупными российскими заказчиками, необязательно иметь даже столичную прописку. В команде компании аутсорсинговой разработки Mad Brains более 70 сотрудников, большая часть которых живет и работает в Ульяновске. Здесь же базируется головной офис. Но есть ребята из других городов: Санкт-Петербурга, Ижевска, Краснодара, Германии. Опыт удаленки в 2020-2021 годах показал, что команда может эффективно работать из любой точки мира.
«Что касается феномена качественного русского дизайна, он действительно существует, но почему и откуда взялся сказать не могу, — говорит генеральный директор Mad Brains Олег Чебулаев. — Для меня, как ребенка 90-х, он сложился исторически. По мере погружения в индустрию, в моем инфополе появлялись работы студии Артемия Лебедева, Red Keds, AIC, ONY. Так я узнал, что в России есть крутые дизайнеры, качество работ которых подтверждается международными жюри и конкурсами».
Интерфейс внутреннего приложения «Магнит» для сотрудников IT-поддержки, созданный в IT-компании Mad Brains.
Олег Чебулаев, генеральный директор Mad Brains:
Одним из интересных кейсов, где наши решения сыграли ключевую роль для крупного клиента, стало мобильное приложение для сотрудников IT-поддержки сети «Магнит». У клиента была готова SAP-система для обработки заявок в комплекте с мобильным приложением, созданным по «европейским» стандартам дизайна. Перед нами стояла задача разработать кастомное мобильное приложение для «полевых» сотрудников, которое позволило бы эффективнее обрабатывать внутренние заявки.
В корпоративном сегменте дизайн продукта должен иметь удобный интерфейс с учетом UI guideline и фирменного стиля. Внедрение мобильного приложения позволило клиенту сократить скорость реакции и время решения заявок на 20%, удалось обеспечить мобильную обработку инцидентов с возможностью учета оборудования и сбора задач от сотрудников сети. Мы же получили опыт в разработке настоящего прикладного инструмента. Такие системы имеют довольного много технических ограничений, благодаря которым постоянно приходится искать компромиссы между бизнес-процессом, удобством и хранением данных.
Выйти за пределы визуала, научиться приносить пользу обществу и бизнесу и сделать уверенный шаг к позиции тимлида или арт-директора помогает программа «Дизайн диджитал-продукта». Это вторая ступень обучения UX/UI-дизайну для тех, кто хочет стать лидером в создании онлайн-продуктов. Для тех, кто готов брать ответственность за результат, мыслить шире, получить живой управленческий опыт, научиться понимать пользователя и начать задавать тренды в индустрии.