Для тех, кто ищет свободу самовыражения
Современный графический дизайн — пространство междисциплинарных решений. Заказчики часто ставят дизайнерам комбинированные задачи, поэтому многие специалисты сейчас достаточно универсальны. Графический дизайн включает в себя множество разных направлений, поэтому выбор у начинающего специалиста очень широкий.
Типографика. Визуальная коммуникация не может существовать без текста и, соответственно, шрифта. Если текст — это сообщение, смысл, то сам шрифт и то, как он оформлен, — это голос. Как мы этот голос настроим, с какой интонацией будем говорить и какие ощущения у «слушателя» вызывать — то, как дизайнер отвечает на эти вопросы, и называется типографикой. Другими словами, это искусство организовать текст и изображение таким образом, чтобы впечатления были релевантны тому или иному запросу. Это может быть социальная агитация, рекламное сообщение, философская или декоративно- развлекательная история.
Айдентика, или фирменный стиль — это некая система графических элементов, которые включают в себя в том числе и фирменный шрифт, а также фирменные цвета, логотип и верстку, согласно которой на сайте или, например, в мобильном приложении будут располагаться все фотографии, заголовки и другие компоненты. Иначе говоря, это набор ограничений. Четко прописанные правила визуальной коммуникации, которые и определяют образ и восприятие бренда. Айдентика всегда находится в тесной связке с маркетингом и зависит от его метрик: от целевой аудитории, от позиционирования, от tone of voice и даже от того, какие каналы коммуникации использует компания (например, только соцсети или только наружную рекламу) — все это принципиально важно при разработке фирменного стиля.
Новая айдентика для бренда доставки готовой еды Grow food от бренд-бюро «Щука».
Упаковка. Маркетинговые исследования не менее важны и при создании упаковки. Здесь дизайнеру важно понимать контекст, в котором эта упаковка будет находиться: рядом с какими товарами на полке будет стоять? на фоне каких конкурентов она должна выделяться? и какого конкретно человека должна будет привлечь? Самое главное — не переборщить с восприятием стоимости, то есть соблюсти баланс «цена товара = качество дизайна». Если этот баланс нарушить, возникнет сбой, и у покупателя на бессознательном уровне выработается недоверие к товару и производителю. ДНК упаковки должно соответствовать паттернам ожиданий. И только в исключительных случаях это правило можно нарушить, например, если у компании есть смелость воздействовать на аудиторию, или если аудитория сама склонна к экспериментам и нестандартным покупкам.
Печатная продукция. В цифровом мире книга, журнал, брошюра или любой иной продукт печати превратились в некий классный объект из мира физического. Получился парадокс: несмотря на то, что все больше коммуникаций уходит в диджитал, бренды стали еще больше внимания уделять традиционным каналам. Выросло не только их качество (как полиграфическое, так и содержательное), но и спрос на дизайнеров, которые могут эти вещи создавать.
Навигация. На заумном языке это называется «системные информирующие графики». Это графический дизайн в пространстве. В него входит оформление выставок, магазинов или, например, метро.
Дизайн печатной продукции для Театра на Малой Бронной от дизайн-студии THE KLЁN.
Инфографика — это направление, в котором графический дизайн занимается информацией, связанной с цифрами и статистикой. Дизайн обрабатывает этот массив данных и придает им некую понятную и простую форму: в виде красивых графиков, иллюстраций, диаграмм и других элементов.
Моушн-дизайн — графический дизайн, который движется. Причем как в 2D-, так и в 3D-плоскости, как в пятисекундном рекламном ролике, так и в часовом мультфильме. Моушн активно развивается в мире диджитал: в социальных сетях, на телевидении, на сайтах, на фасадах зданий. Это одно из самых перспективных направлений современного дизайна.
Сколько зарабатывает дизайнер?
45 000 долларов — средняя заработная плата дизайнера за год по всему миру. Ваш рост прямо пропорционален вашим заслугам. Если вы работаете в крупной компании, есть риск выйти из зоны внимания руководства, которое принимает решение о размере зарплат. В какой-то момент ваша энергетика, ваш прогресс и ваши заслуги перед компанией могут перестать быть заметными, но это нормально для больших корпораций. Тут может помочь смена работы. Ушли из Яндекса, пришли в Mail — они свежим взглядом посмотрели, и ваша рыночная стоимость пошла вверх.
Скриншот сервиса поиска вакансий Hh.ru.
Куда можно пойти работать?
Конечно, есть фриланс. Но есть и большое количество дизайн-студий и бюро, которые работают с крупными заказчиками. К ним обращаются, они раскручены, там есть хорошие, известные арт-директора, у которых можно многому научиться.
Еще есть много больших корпораций, гигантов рынка. У них в свою очередь есть свои дизайн-департаменты, которые занимаются разработкой буквально всего: от мобильных приложений до рекламных кампаний (это «Яндекс», VK, крупные банки, например, «Сбер», «Тинькофф» и «Альфа», мобильные операторы и т.д.).
Есть также музеи, галереи, выставочные пространства, театральные и музыкальные фестивали и кинопрокатчики — в этих сферах многие элементы часто меняются (выходят новые фильмы или спектакли). Потребность в визуальной коммуникации там очень высока, а охват аудитории очень широк.
На собеседованиях в основном смотрят на портфолио, в котором вы показываете либо ваши предыдущие проекты, либо учебные работы. Главное, на что смотрит арт-директор, — умеете ли вы обрабатывать исходные данные, самостоятельно принимать важные решения и выполнять поставленную задачу.
Как реализоваться дизайнеру-новичку?
Дизайнеры решают проблемы заказчиков, выполняют конкретные задачи. Важно понимать, что дизайнер — это не то же самое, что свободный художник. Например, кому-то нужно вывести новый продукт, запустить имиджевую рекламу или социальный проект, тогда мы придумываем как можно воздействовать на целевую аудиторию и создать необходимое впечатление. Это и есть наша реализация.
Представляйте и говорите себе, что вы уже дизайнер. Как бы банально это не звучало, но все зависит от вас и от силы вашего воображения. Это может быть абсолютно любая картинка вашей реализации. Например, первый напечатанный плакат фильма, запущенные в рекламу креативы для небольшого стартапа (магазинчика или кофейни), айдентика, разработанная для локального бренда, и так далее.
Дизайн упаковки для бренда «Формула мастера» от дизайн-студии THE KLЁN.
Где искать вдохновение?
В первую очередь вам нужно наблюдать за собой и за тем, что вам нравится. Обратите внимание, на что вы с большим удовольствием тратите время. Вы можете составить себе еженедельник и записывать туда то, чем вы занимаетесь. Следите за известными дизайнерами и студиями, наблюдайте за окружающей вас визуальной средой.
Получайте информацию. Ходите на разные выставки и фестивали, связанные с дизайном. В России есть «Типомания» или «Золотая пчела». Там часто проходят семинары, выступления и прослушивания. Туда приезжают студии из Голландии, Германии, Великобритании и рассказывают о том, как они работают с фирменным стилем европейских брендов. Следите за известными проектами: редизайном «ВкусВилла», «Азбуки Вкуса», «Сбера» и другими крупными корпорациями.
Ребрендинг компании «Байкал» от брендингового агентства Depot — лидера сводного рейтинга дизайн-фестиваля «Среда».
Участвуйте в дизайнерских конкурсах. Как в международных, так и в российских. Один из них — фестиваль «Среда». Его номинации охватывают практически все сферы графического дизайна: «лучший фирменный стиль», «лучший дизайн упаковки», «лучший шрифт» — (акцидентный и наборный).
Ходите на просмотры и защиты. В Британке, как правило, открыты все защиты. Направления визуальной коммуникации, графического дизайна, брендинга — все они устраивают открытые просмотры. Можно даже сходить посмотреть на то, что делают коллеги: дизайнеры интерьера или дизайнеры одежды, — все будет работать на совершенствование вашей визуальной насмотренности.
Образование VS принцип «Я так вижу»
Задач у графического дизайнера очень много. Одна из них — разработка различных систем визуальной коммуникации. Это любой дизайн упаковки, плаката, принта для футболки, стикера и прочего, то есть некий объект, который на нас воздействует и пытается что-то донести, решить какую-то коммуникационную задачу.
С таким разобраться в одиночку очень сложно. Нужна обратная связь от коллег-профессионалов (например, тимлидов или арт-директоров), а также непосредственно от людей, с которыми будет коммуницировать ваша работа. Чтобы успешно выполнить такую задачу, необходимы hard skills в виде навыка проведения исследований и владения софтом, а также soft skills — чтобы правильно понять задачу и защитить свой проект перед арт-директором и заказчиком. Освоить все это самостоятельно и при этом быстро — трудно, поэтому графическому дизайну все-таки стоит учиться.
Дизайн упаковки для молока «Семь братьев» (агрофирма «Уральская») от рекламного агентства Voskhod.
Никаких входных требований и барьеров для старта обучения дизайну нет. Вы можете быть кем угодно. Это одна из немногих дисциплин, которая только приветствует уникальный бэкграунд и собственный путь. То, как именно вы решаете ту или иную задачу в дизайне, и есть ваш философский камень.
Дизайн — это не точная наука с четкими правилами и не спортивное соревнование, где вам нужно побить рекорд. Графический дизайн участвует во многих сферах нашей жизни, о которых мы порой даже не задумываемся. Сейчас без него вообще ничего не запустишь, ничего не продашь, ничего не объяснишь.
Сделать первый шаг навстречу востребованной профессии и освоить дизайн можно на двух программах Британки — на «Основах коммуникационного дизайна» и на «Графическом дизайне». Первую программу мы разработали для совсем новичков. Здесь вам помогут выбрать подходящее направление в дизайне (брендинг, моушн или UX/UI), научат азам профессии и дадут все необходимое для работы junior-специалистом.
Вторая программа — «Графический дизайн» — уже более серьезное погружение в профессию и подготовка дизайнеров уровня middle, с хорошо прокачанными hard skills и сильным портфолио.