Кто заменил Chanel и что скрывает ЦУМ
В непростом 2022 году программа Британки «Fashion-журналистика и создание медиа» запустится второй раз. Ее куратор — Ольга Михайловская, создатель Telegram-канала Front Fashion и обозреватель нескольких ведущих российских изданий, рассказывает, что весной учебную программу пришлось менять на ходу. Вместо конференции с пиарщиками Chanel — встреча с представителями Mercury. Вместо экскурсии в редакцию Vogue — поход с группой в ЦУМ.
На экскурсии PR-директор универмага прочитала лекцию, а потом показала студентам все, что обычно скрыто от посторонних глаз: складские помещения, рабочие пространства и VIP-примерочные. Одна из студенток влюбилась в витрины и торговые залы ЦУМ и решила пройти там стажировку. Ольга вспоминает, что в начале обучения девушка хотела заниматься совсем другим:
«Студентка хотела основать свой журнал о современной поп-культуре и моде. В процессе оказалось, что она уже работает визуальным мерчандайзером, причем в крутой серьезной компании, которая тоже ушла с российского рынка. Это безумно редкая и востребованная профессия. Мы с ней поняли, что было бы здорово идти в эту сторону».
Посетить и осветить Московскую неделю моды — обязательная часть учебной программы. На фото — дипломный показ коллекций выпускников «Дизайна одежды».
Глянец в Telegram-каналах
На программу приходят из разных профессий: есть айтишники, юристы, финансисты, режиссеры, авторы Telegram-каналов. Одни пишут о высокой моде, другие публикуют подборки образов и делятся удачными находками на Wildberries. Ни один канал не остается без аудитории, — студенты поддерживают друг друга и помогают с продвижением. Ольга отмечает:
«С появлением Интернета расцвело персонализированное письмо. Блоги на „ЖЖ“ были задолго до Telegram. Это такая новая, очень личная журналистика. И теперь стало понятно, что она очень востребована».
Каждый раз в зависимости от состава группы Ольга немного меняет учебный план. Если на программу приходит больше потенциальных пиарщиков — приглашает специалистов из пресс-службы брендов. Если многие заинтересованы в блогинге — то популярных инфлюенсеров. Обычно Ольга знакомится со студентами на первом занятии, а дальше выстраивает программу исходя из своих наблюдений.
Дипломный проект Полины Бусуриной — журнал о мировой моде «Диалог культур».
Но что-то остается неизменным: студенты изучают историю моды с XIX века до наших дней. На занятиях смотрят модные показы, изучают стили мировых дизайнеров и бренды, погружаются в контекст времени. Ольга считает, что знание предмета — единственное, что нужно для успешной работы. А вот писать она не учит.
«Я в этом смысле странный преподаватель — считаю, что научить писать, в принципе нельзя. Это такой физиологический дар, который можно только развить в определенном направлении. Но можно стать специалистом в том, о чем ты пишешь, и тогда технические навыки не очень важны».
Из философии и IT — в моду
Тем не менее, пишут студенты на каждом занятии. Выпускница Анастасия Еремина вспоминает, что первым ее материалом на программе стал обзор трендов осени и зимы сезона 2021/2022. Кстати, сама студентка пришла в fashion-журналистику сразу после философского факультета.
«Помню интересный разговор с подругой, которая стажировалась в Glamour. Она сказала, что пишет обзор на десять сумочек, модных в этом сезоне. А я поняла, что ни одной из них не знаю. Зато благодаря своему образованию понимаю, как создавалась та или иная коллекция и что происходило в обществе в тот период времени».
На день рождения Анастасии подарили несколько книг о дизайнерах — Ив Сен-Лоране, Кристиане Диоре и Карле Лагерфельде. Девушка обнаружила, что в fashion-индустрии есть много всего, что она так любит, — культурологии, философии, истории. И решила, что хочет писать тексты о моде со смыслом.
Дипломный проект Анастасии Ереминой — журнал «Не модные» (ошибка в названии умышленная).
Уже учась на программе Британки, Анастасия создала телеграм-канал «Не модные», который активно ведет до сих пор. А ее дипломным проектом стал журнал с таким же названием, посвященный столетию со дня рождения Ив Сен-Лорана. Анастасия шутит, что 1 августа 2036 года ее творение обязательно увидит свет.
Куратору программы Ольге Михайловской запомнился масштабом интернет-проект «Базовый топ под кардиган». Его создательница Анна Понофидина работала в IT, но охладела к профессии. Тогда она решила сдуть пыль со своего диплома журфака и начать писать тексты.
«Я назвала свой дипломный проект в честь подруги, которая всегда все усложняет. Вместо того, чтобы сказать „майка“, она обязательно скажет „базовый топ под кардиган“. Мне кажется, сайт получился клевый, в группе шутили, что это новый русский Cosmopolitan. Следующим этапом проекта стал одноименный telegram-канал, где я пишу просто о сложных вещах».
Студентка планирует развивать сайт дальше и регулярно обновляет контент. Куратор тоже поддерживает проект и планирует написать для него статью. Она верит: у «Базового топа под кардиган» есть будущее.
Журнал о моде в кино La Dolce Vita — дипломный проект Олега Щеблыкина.
Кстати, с творчеством Ольги Михайловской Анна была знакома давно — искала ее заметки в Vogue Russia, зачитывалась интервью и мечтала познакомиться. Перед тем, как записаться на программу, девушка лично связалась с Ольгой.
«Я хотела спросить, не станет ли проблемой моя дисграфия. Она у меня в легкой форме и проявляется только если я пишу от руки. На журфаке это мне не мешало, но в школе — очень. Ольга меня успокоила и сказала, что будет рада видеть меня на курсе. И вот я здесь».
Индивидуальность против гигантов рынка
Анна вспоминает, что в Британке их не учили формулам копирайтинга и теории журналистики. Вместо того, чтобы учить писать «правильные» тексты, Ольга Михайловская старалась найти уникальный стиль каждого студента.
Работать над личным брендом важнее, чем быть частью чего-то гигантского. На смену крупным PR-агентствам приходят небольшие компании из 3-4 человек. И бренды обращаются к ним, потому что заинтересованы в конкретных людях. Все начинают работать самостоятельно. И это — путь к успеху.
Ольга уверена, что только индивидуальность и самодостаточность могут помочь преуспеть в новом времени. А примыкать к большим корпорациям — крайне сомнительный путь. Подтолкнуть студентов к созданию собственного медиапроекта, а не штамповать кадры для уже существующих изданий, — главный фокус нового потока программы «Fashion-журналистика», который стартует в Британке уже 20 апреля.