Ткань из чайного гриба
Текстиль можно выращивать в пробирке. Самая популярная культура бактерий, с которой работают современные дизайнеры, называется SCOBY — симбиотическая колония бактерий и дрожжей. Мы знаем ее как чайный гриб, чья способность к быстрому росту оказалась очень привлекательной для fashion-брендов.
SCOBY представляет собой мягкий комок, который впоследствии превращается в материал, сильно напоминающий кожу. Для его создания используются целлюлоза, волокна чайного гриба с добавлением уксуса и сахара. Материал получается полностью биоразлагаемым и даже полезным для почвы.
Одежда из коллекции Bio Couture дизайнера Сюзанны Ли, полностью изготовленная из чайного гриба.
Благодаря восприимчивости SCOBY к краске дизайнер может менять его цвет, а также регулировать плотность и толщину. Однако ученые все еще работают над практичностью: от влажности искусственная кожа становится очень мягкой, а от высокой температуры — хрупкой. Работа ведется в том числе и над терморегуляцией: необходимо, чтобы такая одежда умела подстраиваться под температуру человека, нагревалась при охлаждении и наоборот.
Программирование текстиля
3D-моделирование — один из самых незаменимых инструментов для дизайнеров-экспериментаторов. С помощью специального софта можно, например, придумывать и тестировать новые способы переплетения нитей. Вручную это занимает очень много времени, а если смоделировать их сначала на компьютере, а затем уже воплотить в жизнь, — это значительно упростит задачу.
Кроссовки Futurecraft STRUNG от Adidas, подошва которых изготовлена с помощью 3D-принтера.
Кстати, при изготовлении некоторой спортивной обуви такие крупные бренды как Nike, Adidas и Reebok часто используют 3D-печать: создают прототипы новых моделей, обувь для модных показов и даже кроссовки на продажу. При этом технология не ограничивает дизайнера: печатать одежду можно из разных материалов, например, из переработанного пластика, воска, гипса или даже керамики.
3D-печать используют и в работе с функциональным текстилем, при изготовлении медицинских ортезов и гипсовых повязок. Совместно с врачами дизайнеры создали специальный экзоскелетный гипс, сочетав в нем красоту и практичность. Благодаря легкости и водоустойчивости конструкции в таком гипсе можно спокойно принимать душ, двигаться и носить облегающую одежду. При этом кость останется зафиксированной так же плотно, как и в обычном гипсе.
Экзоскелетный гипс, напечатанный на 3D-принтере.
«Умная» одежда
Вслед за «умными» часами, колонками, домами и лампочками не так давно на рынке появилась и «умная» одежда Wearable Tech, которая способна интерактивно взаимодействовать с окружающей средой. Микросхемы вшивают в ткань при помощи специальных токопроводящих стальных нитей, делая ее устойчивой к намоканию. Технологии уже активно используются в спортивной индустрии: «умная» одежда отслеживает пульс, дыхание и другие медицинские показатели спортсменов. Например, в Adidas над созданием высокотехнологичных вещей работает большой отдел ученых и дизайнеров.
Появились и целые компании, специализирующиеся на «умном» текстиле. Среди них — бренд Sensatex, уже выпустивший в продажу футболку SmartShirt System, которая способна мониторить состояние человека благодаря специальной сетке из нановолокон, вплетенной в ткань. Она работает по тому же принципу, что и одежда Adidas: передает данные о здоровье владельца на компьютер или в мобильное приложение.
«Умная» футболка от Adidas
«Съедобный» текстиль
Текстиль намного ближе к науке, чем может показаться с первого взгляда. У многих fashion-брендов есть отделы R&D (research and development), которые занимаются исследованием и тестированием материалов. Например, компания PANGAIA смогла адаптировать для крупного серийного производства древнюю технику окрашивания ткани с помощью растений, фруктов и овощей. Бренд позиционирует себя как полностью веганский, а своей главной ценностью считает сохранение окружающей среды.
«Съедобные» материалы далеко не редкость на современном рынке. Итальянская компания Frumat, например, использует в производстве яблоки: их выжимают, перерабатывают в порошок, а затем с помощью секретной технологии превращают в обувной материал. Бренд Piñatex изготавливает ткань из настоящих ананасов, а Orange Fiber — из шкурки апельсинов. Одежда на любой вкус, в буквальном смысле.
В производстве одежды бренда PANGAIA используются только натуральные красители.
Существует даже материал, изготовленный из панцирей крабов — Crabyon. Панцири берутся только из отходов пищевой промышленности, а затем перемалываются в порошок, из которого добывается целлюлоза и впоследствии создается ткань. Материал получается не просто экологичным и биоразлагаемым, но и полезным для человека: он легкий, формоустойчивый и не вызывающий раздражения кожи. И к тому же, отлично работает на маркетинг, ведь далеко не каждый бренд может похвастаться тем, что их покупатели будут носить толстовки из настоящих крабов.
Экологичный текстиль
Индустрия моды наносит сильный ущерб экологии: ежегодно в океан попадает до полумиллиона тонн микроволокон одежды, а текстильная промышленность выбрасывает больше СО2, чем авиация и судоходство вместе взятые. Этим обусловлен тренд на экологичность и осознанное потребление, распространившийся в последнее время среди модных брендов. Многие из них уже давно используют технологии апсайклинга и ресайклинга, но мы расскажем о тех, которые смогли предложить совершенно иные, инновационные способы создания одежды.
Вещи из ананасов, изготовленные по технологии Piñatex.
Например, компания ECOALF помогает очищать море от загрязнений. Благодаря проекту Upcycling the Oceans со дна мирового океана удалось достать около 700 тонн мусора. Часть этого пластика и отходов была повторно использована брендом в производстве собственной коллекции одежды. А на сайте ECOALF можно узнать о том, как каждый из нас может помочь планете и сделать свои привычки более экологичными.
Другой яркий пример — итальянская компания Fulgar. Она производит экологичный текстиль: волокно из касторового масла, нити из переработанных материалов и биоразлагаемые основы для ткани. Одна из последних инноваций бренда — пряжа O-Cycle, изготовленная из отходов шинного корда.
Вязаная маска YRURARI.
При этом следование принципам осознанного потребления нисколько не ограничивает дизайнера в творчестве. Художница из Исландии Ир Йоханнсдоттир работает с вязкой, занимается апсайклингом и починкой одежды. Ее бренд одежды Ýrúrarí использует в производстве старые свитера. Мировую известность он получил в период пандемии, выпустив серию дизайнерских масок с забавными принтами. Интересно, что Ир Йоханнсдоттир не скрывает секретов своего производства, а напротив, предлагает посетителям сайта купить инструкцию о том, как реанимировать старый свитер.
Научиться создавать текстильные решения для различных сфер применения: от экспериментальной одежды и интерьерных поверхностей до концептуальных художественных работ можно на программе Британки «Дизайн текстиля». Под руководством Нины Вересовой за четыре месяца студенты попробуют себя в разных техниках, проведут больше 100 часов на практических занятиях в наших мастерских и соберут свой sample book с 50 работами.