За кадром съемочного процесса
Дарья Серовская, выпускница программы, всегда знала, что хочет заниматься модой, но не понимала, чем конкретно. В начале 2020 года девушка попала на стажировку в отдел моды Elle, где стало ясно, что организовывать съемки ей интереснее, чем стилизовать их, и попросилась ассистировать продюсерам Glamour и Harper’s Bazaar. На ее книжной полке до сих пор хранится журнал с Юлией Ахмедовой на обложке, как напоминание, что раньше съемка звезд казалась ей чем-то нереальным.
Этот проект Дарье удалось реализовать еще до старта программы. В задачи, помимо поиска костюма Чудо-женщины и красных штор «как в Stand Up» в условиях ограниченного бюджета, входила встреча и размещение команды, решение проблем на площадке и организация кейтеринга. Сейчас, после обучения на программе, Дарья иначе смотрит на проделанную работу.
«Если бы я организовывала такую съемку самостоятельно, я бы по-другому распределила тайминг своей работы. И работала по чек-листу, который получила на программе. Тогда съемка прошла бы легче», — Дарья Серовская, выпускница.
Слева: бэкстейдж со съемок обложки журнала Glamour, которую помогала организовывать Дарья Серовская. Справа: результат работы.
Британка зацепила Дарью своими преподавателями. К Нине Лобыкиной, куратору программы, она ходила устраиваться на работу и потом следила за тем, что делает ее агентство. С одним из экспертов, Алиной Куманцевой, общалась по поводу стажировки в Vogue. Несмотря на то, что вход в индустрию для Дарьи оказался долгим и сложным, преподаватели еще больше вдохновили ее на работу.
«Программа доказала, что продюсирование — это то дело, которым я хочу заниматься, несмотря на всю тяжесть этой работы и возможные смены по 12 с лишним часов. Мотивируют и карьерные перспективы: можно вырасти от ассистента до арт-директора, руководителя продакшена или talent-агентства», — Дарья Серовская, выпускница.
Стресс-тест: если лошадь ушла под лед
Алина Юденкова пришла на программу из фотографии. Хотела научиться организовывать собственные съемки на совершенно другом уровне — уметь воплотить идею в точности как задумано, без хаотичного подстраивания под обстоятельства. Для продюсера умение концентрироваться и принимать решения в критических ситуациях — один из важнейших навыков.
«Раньше даже небольшие проблемы могли ввести меня в ступор и побудить отменить съемку, но преподаватели на своих примерах доказали, что выход есть всегда. Практические кейсы были самыми разными: начиная от неприлетевшего багажа и заканчивая необходимостью вызывать МЧС, потому что лошадь ушла под лед во время съемок. Кстати, после этой истории я преодолела страх работы с лошадьми и сделала съемку, которую давно хотела реализовать», — Алина Юденкова, выпускница.
Выпускники и преподаватели программы «Продюсирование fashion-съемок».
Общение с экспертами из глянца — обязательная часть учебной программы. Они без прикрас делятся нюансами крупных съемок: рассказывают как рождаются идеи, какие неудачи возникают, как они договариваются с героями или ищут необычный реквизит. Для самостоятельной работы дают реальные редакционные брифы.
«Съемки в Vogue меня впечатлили, слушать о проектах действующих экспертов было очень полезно. Именно за этим я и шла на программу. Мне хотелось новых знакомств и общения в сфере, которая была мне интересна, но в которой у меня не было опыта», — Вероника Пронникова, выпускница.
Кто заказывает обед?
Во время обучения в голове будущего продюсера появляется понимание структуры съемки. В программу включены все этапы процесса, чтобы студент мог получить реальный опыт работы на площадке и сформировать нужные навыки. Кстати, не всегда ведущую роль играют hard skills, ведь в профессии одинаково важны и творческий подход, и управленческие способности.
«В этой профессии вам пригодится умение выстраивать отношения внутри команды и правильно позиционировать себя с заказчиками или фотографом. Это искусство, обладание которым — залог успеха продюсера. В большинстве случаев ему можно научится, также как научиться корректно отвечать на письма и отстаивать свои интересы в телефонных звонках», — Нина Лобыкина, куратор программы, сооснователь агентства LI-NE.
Практические занятия на программе «Продюсирование fashion-съемок».
Главные клиенты продюсера — бренды. Самые крупные имеют свой продакшен и взаимодействуют только со своим штатом. Другие ищут того, кто сможет сделать им съемку «под ключ». За этим они идут в агентство или к фрилансеру с хорошим портфолио. Чтобы получить хороший опыт, новичку необходимо самостоятельно инициировать творческие съемки и первым писать заказчикам. Предлагать не только свои услуги, но и работу целой команды.
«Продюсер обязательно формирует команду близких по духу людей: фотографы, стилисты, визажисты, сет-дизайнеры, режиссеры, операторы, кастинг-директора, локейшн-менеджеры и так далее. Для коммерческой съемки команда формируется под запрос: продюсер смотрит на задачу и, исходя из опыта, понимает, какие специалисты лучше с ней справятся», — Нина Лобыкина, куратор программы, сооснователь агентства LI-NE.
Где искать экспертов? Проще всего в социальных сетях. Обращать внимание, кто формирует рынок и кто делает резонансные проекты. Собирая команду для большой коммерческой съемки, стоит обратить внимание, кто формирует рынок и делает резонансные проекты и есть ли у всех ключевых участников релевантный опыт.
Профессиональный продюсер знает, что команда — это не только люди, создающие кадр. Для проведения оплат требуется бухгалтер, для составления договоров — юрист, для уборки — клининг, а для обслуживания на площадке — сотрудник кейтеринга.
За кадром съемочного процесса. Фото из личного архива Нины Лобыкиной.
Чем больше сложностей, тем выше гонорар
Ответственность за результат равно распределена между всеми участниками съемки, но спрашивать заказчик, как правило, будет именно с продюсера. Этот объем задач он закладывает в свой гонорар, а финальная сумма зависит от нескольких факторов:
- Формат. Нужны только фотографии, видеосъемка или все вместе.
- Заказчик. Снимаем для бренда, журнала, спецпроекта, рекламного агентства или это частная работа.
- Сложность. Лукбук с одной моделью будет стоить дешевле, чем коммерческое видео с десятью актерами, пятнадцатью статистами и сменой пяти локаций.
«Сумма растет по экспоненте. Если проект нестандартный, то к базовым расценкам добавляется коэффициент сложности продакшена. Бывают проекты, которые требуют двух-трех недель почти ежедневной подготовки. И они всегда дороже», — Нина Лобыкина, куратор программы, сооснователь агентства LI-NE.
Гонорар зависит и от опыта. Начинающий продюсер, берущий простые имиджевые проекты, попросит 10-25 тысяч рублей. Специалист, у которого уже есть какое-то портфолио, поднимет цену своей работы до 45-80 тысяч за съемку. Опытный эксперт с хорошими кейсами и парой тройкой больших проектов назначит гонорар в 90-130 тысяч рублей.
Попробовать профессию fashion-продюсера, поработать над реальным брифом и собрать свое первое портфолио можно на интенсиве Британки «Продюсирование fashion-съемок». За 5 дней вы узнаете, как проходит организация фото- и видеосъемок, освоите специфику бюджетирования и отчетности, поработаете над реальным брифом от бренда и получите обратную связь от экспертов индустрии.