С чего начать подготовку портфолио
Главная задача портфолио — максимально продемонстрировать потенциал и способности абитуриента. Во время просмотра работ приемная комиссия оценивает креативность, талант и возможное развитие художественных навыков кандидата.
Универсального рецепта для создания идеального портфолио нет: на этот счет у вузов слишком разные ожидания. Поэтому лучше заранее определиться с университетами, которые вам интересны, внимательно изучить их сайты, пообщаться с преподавателями и студентами и начать готовить портфолио под конкретные требования. Перед началом сбора работ стоит обратить внимание на такие важные аспекты, как формат, жанры, степень готовности работы (например, нужны ли незаконченные эскизы, показывающие процесс развития идеи, или нет).
Обратите внимание на технические требования и на то, в каком виде должно быть представлено портфолио: допускаются только оригиналы или будет достаточно фотографий или цифровых копий? Выпишите или распечатайте требования к принимаемым документам и портфолио, а также сроки их подачи (если поступаете параллельно в несколько вузов). Это поможет правильно спланировать свое время и узнать, сколько копий портфолио вам нужно подготовить.
Рекомендации к оформлению портфолио для поступления на программы бакалавриата в Британку.
Что включить в портфолио: советы от преподавателей и студентов Британки
В большинстве зарубежных вузов строгих формальных требований к портфолио нет. Преподаватели оценивают не оформление работ, а образ мыслей абитуриента, его разностороннее развитие и умение находить нестандартные творческие решения.
«Нам важно видеть, насколько человек увлечен искусством и как он разрабатывает свои проекты», — Валентин Боянджиу, преподаватель программы Foundation Art & Design.
Валентин подчеркивает, что в портфолио абитуриентов Британки приветствуются эксперименты с техниками, материалами и композицией: коллажи, самостоятельно проявленные и напечатанные фотографии, бриколлажи, фотографии макетов зданий или одежды, трехмерная графика.
Особенно высоко ценятся работы, нарисованные с натуры. Это могут быть жанровые скетчи из окружающей вас действительности в необычных ракурсах и разных материалах, а также портреты людей: от быстрых скетчей до подробно прорисованных лиц.
Использование различных живописных техник (масло, акрил, маркеры) в портфолио Элины Данильсон, выпускницы программы Portfolio Building Course.
«Никому не интересно смотреть на 30 фотографий, или на 30 скульптур, если только вы уже не определились с профилем. Мой совет — смело пробовать все, не застревая в одной технике. Если вы боитесь, что для этого у вас не хватит навыков, запишитесь заранее на мастер-классы или дополнительные курсы и под присмотром специалистов пробуйте свои силы в профессиональных мастерских», — Мария Тюкавина, студентка первого курса направления Contemporary Art.
Работы, выполненные в разных техниках и жанрах, помогут лучше раскрыть вас как разностороннего художника, который не боится пробовать что-то новое. Кроме того, во время творческих экспериментов вы сможете лучше понять себя, найти собственный стиль и определиться с направлением в искусстве или дизайне, в котором хотите развиваться в будущем.
Форма важна не меньше, чем содержание
Самая распространенная ошибка абитуриентов — концентрироваться на содержании портфолио, а не на его форме. Однако правильно представленные работы всегда смотрятся выигрышнее и характеризуют вас как структурного и аккуратного человека.
По мнению Валентина Боянджиу, лучший способ демонстрации работ — на простом белом листе бумаги формата А1. При этом не стоит размещать работы с двух сторон: в этом случае есть риск того, что комиссия упустит что-то интересное и важное. Также лучше не использовать прозрачные пластиковые обложки (мультифора и ламинация): пластик бликует и мешает оценить текстуру и цветовую гамму.
Если в портфолио есть фотографии, они должны быть хорошего качества. При съемке макетов зданий или моделей одежды объект лучше всего размещать на простом светлом фоне. Не забудьте добавить снимки различных частей проекта, для детализации.
Пример использования техники mixed media в портфолио. Работа Дарьи Журнаковой, выпускницы программы Portfolio Building Course.
Далеко не все можно показать на бумаге. Если вы хотите добавить в портфолио объемные слепки, например, из альгинатной массы, их лучше поместить в специальную коробку. А чтобы портфолио смотрелось более структурно и приемная комиссия могла в нем быстро сориентироваться, разделите его на части, например, по видам искусства или техникам, в которых вы работаете.
«Ключевые вещи в портфолио — разнообразие работ, показ вашей открытости к экспериментам с разными материалами и масштабами, а также демонстрация процесса: первые идеи, исследование, рефлексия над принятыми решениями», — Александра Бенюмова, студентка программы бакалавриата Illustration & Animation.
Самые распространенные ошибки
По словам Валентина Боянджиу, российские абитуриенты очень часто пытаются включить в портфолио только завершенные работы, по которым очень сложно оценить развитие идеи и образ мышления художника. Сильный страх перед ошибкой и желание продемонстрировать идеальную картинку, которые заложены в нашей культуре, могут сыграть с вами злую шутку.
Часто абитуриенты забывают приложить к портфолио скетчбуки или считают это необязательным. Вместе с тем именно в них можно увидеть, как вы разрабатываете проекты и как мыслите. В скетчбук можно включить зарисовки из повседневной жизни, эскизы будущих работ в различных материалах и техниках, выкраски и коллажи. Рекомендуем сопроводить работы небольшими аннотациями, которые помогут разобраться в том, как вы рассуждаете и где черпаете вдохновение.
«Другая проблема некоторых абитуриентов — полностью или в основном цифровое портфолио. Программы Британки в значительной степени ориентированы на процесс, поэтому для нас важна ручная работа с разными материалами», — отмечает Валентин.
Прокачиваем свое портфолио
Отличный способ понять, что именно ожидает увидеть приемная комиссия вуза вашей мечты, — изучить примеры сильных портфолио предыдущих лет. Многие школы искусств и дизайна выкладывают такие подборки на своих сайтах, показывают их на днях открытых дверей или на подготовительных курсах. Дополнительно вы можете найти кого-то из действующих студентов вуза в социальных сетях, задать ему более подробные вопросы о процессе поступления и попросить показать свое портфолио.
Страница из портфолио Александры Бенюмовой (программа бакалавриата Illustration & Animation), где студентка показывает скетчи и описывает процесс исследования и развития творческой идеи.
«Вы можете ошибаться в оценке своих умений. Вам может казаться, что вы совершенно не умеете рисовать, но на самом деле это будет не так. Не зацикливайтесь на своих сильных сторонах и позвольте другим исследовать ваши слабости. Даже если вы уже сформировали портфолио, захватите скетчбуки, — в них могут оказаться незаслуженно исключенные работы. Даже если вы уже получили комментарии от других преподавателей, покажите нам даже то, что они советовали убрать. Нам может понравиться нечто совершенно неожиданное для вас», — подчеркивает Валентин Боянджиу.
Самое главное — не падайте духом в процессе подготовки к собеседованию, если вам кажется, что ваши работы хуже других. Часто преподаватели оценивают в вашем портфолио совсем не то, что вам кажется. Помните: приемная комиссия хочет видеть не идеальных студентов, а личности, способные преодолевать любые сложности.
Если вы всерьез задумываетесь о поступлении в Британку или другой творческий вуз и хотите начать подготовку заранее, обратите внимание на наши подготовительные программы Introduction to Art & Design и Pre-Foundation Art & Design. На них наши преподаватели помогают освоить широкий спектр различных художественных техник, качественно улучшить уровень работ в вашем портфолио и подготовить его для поступления в российские и зарубежные вузы.