Бумажный стаканчик
В 1907 году американцы Хью Мур и Лоуренс Луэллен придумали автомат по разливу воды со льдом. Они рассчитывали, что устройство поможет людям избавиться от привычки пить из общих кранов и заинтересует железнодорожные компании. По замыслу любой желающий мог налить себе содовую, заплатив один цент за картонный «кулек» (сначала стакан имел форму конуса). Идея не прижилась: люди привыкли к общим жестяным кружкам и не видели смысла отдавать деньги за то, что могли получить бесплатно.
Все изменилось после статьи Элвина Дэвидсона. В августе 1908 года в журнале Technical World Magazine биолог рассказал о вреде школьных питьевых чашек, назвав их рассадником микробов. Материал стал сенсацией: родители требовали защитить детей, ученые вслед за Дэвидсоном делали неутешительные выводы о распространении инфекций, начались кампании по запрету общественных кранов.
Страх людей подхватить болезнь сыграл на руку Муру и Луэллену. Они сообразили, что бизнес по продаже стаканчиков будет успешнее затеи с содовой. Всего через год после публикации статьи бумажные стаканы округлой формы установили в вагонах. Затем распространили по сетям общественного питания, аптекам и автоматам с газировкой. Одноразовая тара продавалась как «безопасная» и «безмикробная» альтернатива, а на рекламном плакате красовалась надпись «Это санитарный век — век чашек Dixie».
В середине XX века исследователи подсчитали, что использовать одноразовую тару выгоднее: на примере больниц выяснилось, что дезинфекция обычной посуды обходится в 1,6 раза дороже.
Реклама одноразовых стаканчиков Dixie Cup.
Сто лет назад Dixie Cup помогла остановить развитие болезней. Сегодня у этой «жизненно важной технологии» — такую оценку Dixie дал журнал Smithsonian в 2012 году — гораздо больше функций. Одноразовая посуда не только вызвала революцию в сфере питания, но и превратила обычную тару в мощный маркетинговый инструмент.
«Принцип Dixie Cup дал толчок развитию одноразовых изделий для хранения и транспортировки пищи. Пластиковые контейнеры Tupperware, созданные вслед за одноразовыми стаканчиками, позволили хранить продукты дольше и брать их с собой на работу, пикник или в дорогу. Это привело к появлению новых направлений в ресторанном бизнесе: быстрого питания, стрит-фуда и еды на вынос»
Бытовая техника Braun
Дитер Рамс вошел в историю промышленного дизайна как приверженец минимализма. С 1962 по 1995 годы он занимал должность ведущего дизайнера Braun — компании-лидера в сфере бытовой техники. Под руководством Рамса товары бренда получили узнаваемый вид: ничего лишнего, только чистота линий и сдержанная цветовая палитра. Кодификация дизайна вывела бренд на новый уровень: лаконичные устройства пользовались популярностью и считались символами прогресса.
В послевоенные годы фокус дизайна сместился в сторону удобства человека, и так называемый «браун-стиль» обозначил переход от стайлинга (быстрой смены формы и декора в угоду трендам) к неофункционализму. Теперь производители делали акцент на безопасности и комфорте потребителя, а не на внешней эстетике. Принципы качественного дизайна, сформулированные Рамсом, вдохновили Джонатана Айва, который работал над созданием iMac, MacBook, iPhone и других продуктов Apple. Один из этих принципов звучит так: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».
«Предметы Дитера Рамса задолго до iPhone упростили и обезличили дизайн до минимализма кирпича. Корпорация Apple подхватила там, где остановился бывший дизайнер Braun: убрала любые признаки гендерной и функциональной составляющей персональных устройств, таких как телефон и плеер»
Техника компании Braun, созданная по дизайну Дитера Рамса.
Зажигалка Zippo
До Zippo зажигалки были громоздкими и неудобными. Корпус не отличался прочностью, а пользоваться им можно было только двумя руками. Изобретение Джорджа Блэйсделла перевернуло рынок: в 1932 году он взял за образец австрийскую зажигалку и усовершенствовал ее.
Сохранив ветроустойчивую конструкцию, Блэйсделл обновил крепление и прочно присоединил крышку к прямоугольному корпусу. Бензиновую зажигалку с простым и функциональным дизайном он назвал Zippo — так, по словам Блэйсделла, звучало современнее. За 80 лет это имя стало нарицательным и закрепилось в массовой культуре: в книгах, фильмах, иллюстрациях, музыкальных клипах и компьютерных играх.
Значимую роль в феномене Zippo сыграла Вторая мировая война. Зажигалки на фронте согревали солдат, помогали готовить пищу и служили напоминанием о родине. Бессменный девиз бренда — «Она работает, или мы починим ее бесплатно» — оправдал доверие.
Пылесос Dyson
Бренд Dyson, известный своим технологичным подходом, прославился благодаря циклонному пылесосу. Джеймс Дайсон, основатель компании, пришел к успеху методом проб и ошибок. Заметив, что мешок пылесоса заполняется грязью и мешает уборке, он решил устранить недостаток с помощью картонной воронки. Испытания и выбор лучшей модели заняли пятнадцать лет — за этот период дизайнер успел разработать свыше 5 тысяч прототипов пылесоса DC01.
Старания окупились: в 1993 году устройство вышло на рынок и сразу привлекло внимание потребителей. А выручки от продажи патентов Джеймсу Дайсону хватило на открытие большого исследовательского центра и завода в Англии.
«Революционная циклонная система всасывания воздуха и устранение мешка для сбора пыли сильно повлияли на форму пылесоса, которая до этого не менялась десятилетиями. Сама система дала толчок развитию многих неэффективных бытовых и промышленных приборов, например, сушилок для рук и вентиляторов. Dyson помог индустрии уйти от традиционных и предсказуемых форм»
Джеймс Дайсон с первыми пылесосами Dyson DC01.
Камера Leica
Появление фотоаппаратов Leica предопределило дальнейший путь развития фотоиндустрии — настолько успешной оказалась идея конструктора Оскара Барнака. Первая фотокамера со стандартной кинематографической пленкой весила всего 425 грамм и имела несменный объектив. Легкая и компактная, она отличалась от других моделей маленьким размером негатива, который позволял делать изображения высокого качества.
Оскар Барнак первым использовал пленку 35 мм вместо стеклянных пластин, как было принято раньше. Дизайн камеры был упрощен, а основные кнопки управления размещены в пределах досягаемости пальцев одной руки. Со временем пленка 35 мм превратилась в стандарт фотографии.
Конструкция понравилась самым влиятельным фотографам прошлого — на Leica снимали Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Александр Родченко и другие мастера фотоискусства. Благодаря тихому затвору и небольшому размеру снимки удавалось делать почти незаметно — важный критерий для репортажной и военной съемки.
Фотокамера Leica образца 1923 года.
Камеру оценили не только профессионалы: с Leica запечатлеть моменты жизни могли и обычные люди. Благодаря новому дизайну камеры фотография стала доступным ремеслом и увлечением миллионов людей.
В 2018 году на аукционе в Вене модель 1923 года ушла с молотка за 2,4 миллиона евро, а уже в 2022 году побила свой рекорд и была продана за 14,4 миллиона евро. До сегодняшнего дня Leica удерживает звание самой дорогой камеры в истории.
Разрабатывать современные и технологичные устройства, которые могут произвести революцию в дизайне, учат на программе бакалавриата Product & Industrial Design. За 4 года вы освоите промышленный дизайн, сможете самостоятельно создавать прототипы и цифровые модели.
Программа отличается глобальным подходом и опирается на международные принципы дизайна, поэтому студенты уже во время обучения смогут получить конкурентное преимущество и интегрироваться в профессиональную среду.