Что нужно уметь?
Стать успешным fashion-журналистом и писать о моде интересно можно и без чувства языка. А начинать карьеру можно и без опыта создания текстов. Гораздо важнее обладать насмотренностью, достаточным количеством знаний об индустрии, понимать внутренние процессы и закономерности, регулярно читать блоги и статьи экспертов. Главным в данном случае становится не столько писательский талант, сколько искренний интерес к моде. Причем интерес — это не всегда то же самое, что любовь.
«Вы можете даже ненавидеть моду — это тоже неплохая точка отсчета. Но вам должно быть интересно, что происходит в мире fashion. А глубокий личный анализ этих процессов всегда будет выигрышнее, чем обычная описательная журналистика», — Анастасия Углик, ex-редактор Harper’s Bazaar, соавтор Telegram-канала «Беседы о русской халтуре».
Если вы только начинаете карьеру в журналистике, постарайтесь попробовать себя в разных форматах, темах и жанрах. Для этого хорошо подойдут стажировки в небольших или региональных изданиях, где один сотрудник может одновременно и писать, и снимать, и верстать, и делать дизайн. Это поможет не только разобраться во всех редакционных процессах, но и более точно определить, что нравится именно вам.
Раньше в крупных изданиях новых сотрудников и стажеров перед началом работы водили в типографию, где подробно рассказывали, что такое верстка, ретушь и цветопроба, почему знаков должно быть определенное количество и как сокращать текст под картинку. Это помогало избежать конфликтов в дальнейшем: начинающие журналисты уже знали, что от них требуется на выходе, и разбирались, чем отличается текст для печатного журнала от текста для его онлайн-версии.
В дальнейшем понимание редакционных процессов пригодится и на руководящей должности. Если вы будете знать, как функционируют смежные отделы и сколько времени нужно на ту или иную работу, вы сможете корректно поставить задачу и правильно оценить результат.
Как попасть в крупное медиа?
Один из лучших способов устроиться на работу в крупное издание или онлайн-медиа — попасть туда на стажировку. Скорее всего она будет неоплачиваемая, продлится несколько месяцев и не обязательно закончится трудоустройством. Нужно быть готовым к тому, что вам не дадут сразу писать тексты и будут поручать абсолютно разную работу. Но так или иначе, стажировка остается лучшей возможностью погрузиться в индустрию, побывать на съемках, показах и летучках, разобраться в редакционных процессах и тонкостях fashion-журналистики.
«Важно уметь принимать себя и двигаться вперед, не отворачиваясь от индустрии при первой же неудаче. А еще не бояться получать обратную связь и самостоятельно ее запрашивать. Постарайтесь попасть на стажировку на 2-3 месяца и за это время проявите себя. Главное — делать все с любовью и постоянно учиться», — Ольга Шевченко, шеф-редактор BURO, автор Telegram-канала «Мода — любая погода».
Чтобы попасть на стажировку в крупное медиа, постарайтесь найти контакты живого человека: журналиста или даже главного редактора. Писать на общую почту HR-отдела — плохая идея. Такие письма часто теряются, а рекрутеры далеко не всегда знают, чем занимаются творческие отделы и какие люди им нужны.
Если вы решили писать главному редактору, пишите своим, максимально живым языком. Не стоит рассказывать о сильных и слабых сторонах, копировать шаблонные фразы из резюме. Описывайте все, что поможет узнать вас как человека и специалиста. Важен любой опыт, даже если он нерелевантный.
Постарайтесь заранее выяснить, чем занимается медиа: какой у него tone of voice, какие темы и какие спецпроекты. Покажите в письме, что вы четко понимаете, куда и зачем хотите попасть. А также будьте готовы к небольшому собеседованию при приеме на стажировку. У вас могут спросить, какие издания или Telegram-каналы о моде вы читаете, что вы знаете о последних событиях в индустрии и за какими авторами следите — все это будет характеризовать ваш общий культурный уровень и кругозор.
Куда, если не в глянец?
После ухода крупных зарубежных журналов остро встал вопрос: где теперь писать о моде? Хорошим источником заработка стали бренд-медиа — блоги и социальные сети, которые ведут сами компании. С помощью качественного и нерекламного контента они рассказывают о своих продуктах, общаются с аудиторией, повышают ее лояльность, публикуют экспертные статьи на релевантные темы и таким образом увеличивают трафик и продажи. Это мощный маркетинговый инструмент, которому всегда будут нужны профессиональные авторы и редакторы, особенно те, кто уже известен в fashion-индустрии и хорошо разбирается в теме.
Другой путь — создать свой блог или Telegram-канал. Большинство fashion-журналистов уже давно развивают авторские медиа — они не требуют полной вовлеченности (можно совмещать с работой), дают возможность свободно высказывать свою точку зрения и зарабатывать дополнительные деньги на рекламе и партнерских интеграциях.
«Telegram дает авторам чувство абсолютной свободы, которое вы никогда не испытаете в глянце. В крупных медиа есть жесткие правила, которые регулируют работу даже главного редактора. Будущее — за личными, максимально персонифицированными медиа. А настоящее — лучшее время для того, чтобы их создавать», — Ольга Михайловская, обозреватель The Blueprint, куратор программы «Fashion-журналистика и создание медиа»
Когда вы начинаете вести свой Telegram-канал, у вас появляется выбор: использовать его исключительно как платформу для высказывания или нацеливаться на монетизацию. Во втором случае вам нужно регулярно наращивать подписчиков, закупать рекламу в других каналах, регистрироваться на сервисах Telega.in и TGStat, активно заниматься продвижением. Но может случиться и такое, что рекламодатели придут к вам, даже если изначально вы не ставили перед собой этой задачи.
По данным исследования Mediascope, количество активных пользователей Telegram стабильно растет, а в российском сегменте мессенджер уже обогнал YouTube по размеру ежедневной аудитории. После закрытия запрещенных социальных сетей для российских рекламодателей, у брендов практически не осталось альтернативы. И они обратили внимание на авторские Telegram-каналы, через которые смогли получить доступ к своей аудитории, живой и вовлеченной.
Как развивать свой Telegram-канал?
С каждым днем авторских блогов становится все больше. Многие люди пролистывают или даже не открывают все каналы, на которые подписаны. Авторы, в свою очередь, рассказывают одни и те же новости или репостят друг друга. Как новичку выделиться в этом огромном инфополе?
Сформулируйте УТП. Качественную аудиторию в Telegram набирают именно персонифицированные медиа — в них автор не скрывает свою личность и взгляды, пишет нешаблонным языком, генерирует уникальный контент и проводит собственный анализ новостной повестки. Чтобы найти свою нишу и привлечь внимание подписчиков, сформулируйте для канала УТП — уникальное торговое предложение. Придумайте нестандартную, узнаваемую концепцию, которая будет легко считываться и выделит вас в бесконечном потоке новостей. К УТП можно отнести интересный способ подачи информации, авторский стиль, манеру общения с аудиторией, дизайн картинок и характер самого контента.
Не ограничивайтесь новостями. Telegram переполнен новостными каналами, но, чтобы узнать о происходящем в индустрии, человеку, как правило, достаточно и одного-двух. Создавая исключительно новостной канал, вы рискуете затеряться в потоке однотипной информации и не привлечь внимание своих подписчиков. Попробуйте поставить себя на место читателя: скорее всего он уже подписан на десяток подобных каналов, которые к тому же публикуют свежие новости значительно быстрее вас.
При этом совсем игнорировать инфоповоды — тоже неправильно. Выходом могут стать репосты новостей из других блогов, которые вы дополняете собственным комментарием. Высказываете мнение о произошедшем, анализируете ситуацию глубже или рассказываете о предпосылках или последствиях. В таком случае новость превращается в авторский контент.
Уделите время продвижению. Старайтесь выкладывать примерно по 3 поста в день. Чтобы не заспамить аудиторию, не частите с публикациями (особенно в начале пути), но старайтесь не пропадать из инфополя надолго. Регулярные посты помогают находиться на верху ленты и показывают новым подписчикам, что канал живой и активный.
Договоритесь об интеграциях или партнерских постах с каналами со схожей тематикой. Если ваш контент будет актуальным и интересным, некоторые авторы могут сделать репост бесплатно. Прямая реклама поможет в том случае, если в вашем канале уже есть 500, а лучше — 1000 подписчиков.
«Если на ваш канал подписано 10 человек, никогда не идите за рекламой. Вас может порекомендовать авторитетный блогер, но если у вас изначально слишком маленькая аудитория, люди не будут вам доверять и не подпишутся. Свою первую тысячу я набрала с помощью знакомых и коллег моих родителей. Да, сейчас они уже давно отписались от меня, но зато в начале помогли нарастить аудиторию и не потратить рекламные ресурсы впустую», — Лера Парфенова, fashion-журналист, автор Telegram-канала «Сделай лицо попроще».
После того, как вы наберете аудиторию в похожих каналах, попробуйте обратиться к блогерам, которые занимаются более общими или смежными темами. Если пишете о моде, купите рекламу в лайфстайл-медиа, если рассказываете о дизайне, обратитесь в крупные каналы об искусстве.
Не пишите о том, в чем не разбираетесь. Или о том, что вам не интересно. В таком случае вы рискуете ввести свою аудиторию в заблуждение, потерять ее доверие или создать скучный текст, который не захочется дочитывать до конца. Опытные авторы качественно подходят даже к рекламным интеграциям: не копируют вслепую текст, который им прислал маркетолог бренда-рекламодателя, а создают нативные посты в стилистике и tone of voice своего канала. Для брендов в конечном итоге это оказывается выгоднее: рекламу читают с интересом, повышается конверсия и сохраняется лояльность аудитории.
Уверенно писать любые тексты (от пресс-релизов до лонгридов) и создавать Telegram-каналы, которые читают, мы учим на программе «Fashion-журналистика и создание медиа». Под руководством обозревателя The Blueprint и ex-директора Музея Моды Ольги Михайловской вы за три месяца научитесь разбираться в индустрии моды, сможете писать экспертные материалы и выделиться среди других журналистов и блогеров. Старт следующего потока уже 20 апреля.