Чему и как учат будущих профессионалов модной индустрии?
Времена, когда fashion-дизайнеру было достаточно только создавать одежду, ушли в прошлое. Сейчас, чтобы добиться успеха на рынке, ему необходимо уверенно чувствовать себя и в маркетинге, и в ведении бизнеса, и в юридических аспектах, и в командной работе. О том, без каких навыков в современной модной индустрии дизайнеру уже не обойтись, рассказывают руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ Анзор Канкулов и продюсер направления «Мода и стиль» Британки Виктория Ромашова.
Анзор Канкулов: Образование в дизайне одежды всегда проектное. Студенты учатся на практике и на первом же занятии начинают работать как дизайнеры. В этот момент они еще ничего не умеют, но у них уже есть конкретная задача — сдать готовую коллекцию через два месяца. По ходу ее создания и проработки осваиваются модуль за модулем, даются все необходимые технические навыки, а теория сразу же перекладывается на практику. Только так полученные знания могут усвоиться и стать настоящим инструментом, а не абстрактной единицей.
Виктория Ромашова: Образование в Британке ориентировано и на проекты, и на будущее портфолио выпускника. Мы стараемся построить учебный процесс таким образом, чтобы каждому студенту было с чем выйти на рынок. У нас очень тесная связь с индустрией, поэтому на каждой нашей программе всегда есть проект от реального заказчика. Для студента это — полноценный профессиональный кейс в портфолио, с которым он может выйти к работодателю и сказать: «Я стилизовал съемку для „Яндекса“ и „Снежной королевы“». И показать уже готовый результат своей работы.
Для индустрии такой подход тоже выгоден: бизнес может влиять на образование, готовить нужных специалистов сразу под себя и получать свежие идеи. Мы находимся в постоянном диалоге с индустрией и часто спрашиваем: «Какие кадры вам нужны? И какими навыками они должны обладать?». Это помогает обучать востребованных специалистов. Например, после совместной коллаборации 12 STOREEZ пригласили к себе на работу одну нашу студентку.
Дипломные коллекции студентов программы «Дизайн одежды»: слева — работа Елены Маменко; справа — работа Марии Гудковой.
Мы обучаем не только дизайну как таковому. В современном мире специалисту будет действительно сложно реализовать себя в индустрии без базовых маркетинговых навыков и умения продавать свой бренд и продукт. Часто при приеме на работу HR-специалистов больше интересует не резюме соискателя, а его портфолио и социальные сети.
Какую историю вы транслируете через свой дизайн, какой у вас бэкграунд и видение, какая эстетика, — обо всем этом нужно уметь рассказывать своим покупателям, чтобы увеличивать аудиторию и продажи. Поэтому у нас есть блоки по маркетингу, ведению бизнеса, финансовой и юридической грамотности, которые позволят студенту выйти в индустрию максимально подготовленным и сразу запустить свой бренд либо успешно работать по найму. Маркетинговые навыки дополняют основную профессию: умение делать рассылку или интересно рассказывать о себе точно пригодятся на старте, когда у дизайнера еще не будет бюджета на профессиональный SMM и PR.
На занятиях мы стараемся погрузить студентов в условия, максимально приближенные к настоящей работе, — в первую очередь в совместное создание проектов. В реальности провести fashion-съемку, как и создать коллекцию одежды в одиночку невозможно, поэтому взаимодействие в команде — это базовый навык. Также как и профессиональная этика.
Когда наши студенты делали проект для «Яндекс Универмага», я была искренне восхищена тем, что они умеют собирать сумку стилиста, а после съемки идеально разглаживают вещи и развозят по шоу-румам чистую и аккуратно сложенную одежду. Сначала это кажется чем-то само собой разумеющимся, но на самом деле так делают далеко не все стилисты. А эти индустриальные нюансы очень важны, ведь именно они помогают студенту в будущем стать профессионалом, с которым будут хотеть работать бренды и шоу-румы.
Работа студентов программы «Стайлинг и имиджмейкинг» на съемках для «Яндекс Маркета». Фото из личного архива Софии Компанейцевой.
Что важнее: креатив или технические навыки?
Если дизайнер может придумать действительно уникальную одежду, так ли важно, умеет ли он шить вещи вручную или делать 3D-модели на компьютере? Как показывает практика, креатив нельзя отделять от технических инструментов: одно дополняет другое и не может существовать отдельно.
Анзор Канкулов: В своей работе дизайнер равен художнику. Оба используют схожие методики работы с проектом и материалом, часто отталкиваются от исследования, а затем уже начинают прорабатывать выбранную тему, искать проблематику и ее визуальное воплощение. Но есть и обратный процесс, когда техническое решение, подсказывая что-то, подводит дизайнера к основной идее.
Fashion-дизайн и дизайн в целом — это про то, как думать. Инструменты, с которыми мы работаем, в свою очередь, тоже формируют наш способ мышления и направляют его. Например, если человек умеет создавать 3D-одежду, он думает уже совершенно иначе: не так, как если бы умел делать выкройки только вручную.
Виктория Ромашова: Разные техники — это инструменты трансформации идеи и ее воплощения, поэтому ремесленнический труд в дизайне все еще не потерял своего значения. Да, можно научиться делать классные 3D-модели, но если ты не понимаешь, как в реальности пришить карман или рукав, то дизайнером ты быть не можешь. К тому же сейчас в моду вошли крафтовые технологии в текстильном дизайне: украшение ткани настоящими цветами, овощами или фруктами. Сделать это в диджитал-формате невозможно, хотя примерить компьютерную модель придуманного принта на конкретный объект (сумку, кофту или диван) вполне реально.
Одна из fashion-мастерских Британки, где студенты могут потренироваться в ручном конструировании и пошиве одежды.
Инструментарий дизайнера — это всегда микс разных техник. Во время обучения мы стараемся дать студентам разные инструменты и возможность выбрать, с чем они будут в дальнейшем работать, а с чем нет. В Британке много разных мастерских, где как раз можно попробовать сделать что-то руками. А если с какими-то материалами, например, такими тяжелыми как титан, работать руками нельзя, мы учим студентов создавать 3D-модели и отдавать их на производство. Многие выпускники «Ювелирного дизайна», например, делали украшения именно из этого материала и до сих пор продолжают работать с ним уже в рамках собственных брендов.
Кем быть в мире fashion, если дизайн не для вас
Не дизайном единым: в индустрии моды очень много востребованных и высокооплачиваемых профессий, которые подойдут не только креативщикам, но и управленцам, специалистам по продажам и тем, кто любит работать руками. О том, кем еще можно быть в мире fashion и куда развиваться дизайнеру одежды, если дизайн надоел, спросили у соучредителя Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс.
Анна Лебсак-Клейманс: Существует целый ряд профессий, которые не занимаются созданием креативного продукта, но умеют этот продукт продавать. Это байеры, PR-специалисты, визуальные мерчандайзеры и непосредственно предприниматели. В своей работе они во многом ориентируются на дизайн: хорошо понимают, что такое тренд, база, сбалансированная коллекция, сочетание цветовых палитр. Байеры для дизайнеров одежды — незаменимые источники обратной связи, ведь именно они анализируют результаты продаж и хорошо понимают, какую одежду люди готовы покупать, а какую нет.
Многие дизайнеры хорошо реализуются в визуальном мерчандайзинге. Базово эти специалисты работают с «молчаливой» продажей товаров внутри торгового зала, но мерчандайзеры высшего звена умеют рассчитать вместимость и емкость пространства, могут создать наиболее выгодное зонирование, понимают логику выстраивания ассортиментной структуры и зарабатывают на этом очень хорошие деньги.
Виктория Ромашова: Индустрия моды предлагает огромный спектр профессий, в том числе чисто прикладных и технических, таких как швейное мастерство. Швеи нужны всем: и дизайнерам, и предпринимателям, но найти в России действительно хорошего специалиста в этой области — очень сложная задача. Здесь встает вопрос престижа профессии: новое поколение пока не понимает, что быть швеей — это классно. Отсюда и непрофессионализм, и нехватка квалифицированных кадров. Хотя хорошая швея зарабатывает не меньше, чем хороший дизайнер одежды, и часто бывает настолько завалена заказами, что может себе позволить отказываться от части из них.
В Британке, на направлении «Мода и стиль» мы не ограничиваемся только дизайном одежды. Мы обучаем и дизайнеров украшений, и тех, кто хочет открыть собственный бизнес в ювелирной сфере. В этом году у нас впервые стартует программа по дизайну текстиля — это будет достаточно интересный эксперимент: у этой профессии большое будущее.
Сережки из коллекции «Тропики» — работа студентки программы «Ювелирный дизайн» Инны Власихиной.
Помимо этого у нас есть большой блок программ, посвященных fashion-съемкам. Мы выпускаем стилистов, имиджмейкеров и продюсеров, которые умеют делать съемку для бренда под ключ. Дополнительно у нас есть несколько программ по фотографии (для новичков, и для специалистов с опытом), fashion-журналистика, где студенты учатся интересно писать о моде под руководством ex-обозревателя Vogue Russia, и программа, посвященная менеджменту и ведению бизнеса в сфере моды.
У нас есть большая мечта сделать курс по дизайну обуви, но в России это довольно сложная и тяжелая индустрия. Общаясь с потенциальными кураторами, предпринимателями из этой сферы, с фабриками-производителями и локальными мастерами, я понимаю, с каким огромным количеством препятствий сталкивается дизайнер, когда выходит на этот рынок. Поэтому пока мы только мечтаем об этой программе, но я надеюсь, что однажды у нас получится ее реализовать.
Будущее моды: метавселенные и новые смыслы
Индустрия моды напрямую зависит от глобальных тенденций и процессов, происходящих в обществе. Один из главных трендов последних месяцев — метавселенные, NFT и все, что связано с виртуальной реальностью. В дополнение к этому продолжает набирать популярность осознанный подход к потреблению: все чаще люди выбирают бренды, работающие с устойчивым развитием и дополнительными смыслами. Как мода отвечает на эти запросы и как может измениться рынок уже в ближайшем будущем?
Анна Лебсак-Клейманс: Сейчас мы все проводим определенное количество времени в физическом пространстве, поэтому готовы тратить деньги на реальную одежду. Но постепенно часть нашей жизни переходит в онлайн. Для модной индустрии это означает формирование еще одного рынка — виртуального, — который в будущем может занимать значительную долю от общего числа продаж. В данном контексте становятся актуальными метавселенные и 3D-одежда, а востребованными — те дизайнеры, которые умеют эту одежду создавать и работать в новых условиях.
Люди уже готовы платить за вещи из виртуальной реальности, а модные бренды осваивают технологии 3D-моделирования, диджитал-показы на аватарах, продают виртуальную одежду в метавселенных. А с внедрением искусственного интеллекта в бизнес-процессы, от дизайнера потребуются не столько прикладные навыки, сколько профессиональные знания и четкое понимание того, какой результат он хочет получить.
На интенсиве «Хочу стать дизайнером одежды» студенты работают в том числе с созданием одежды в стилистике метавселенных.
Виктория Ромашова: Мы делаем дизайн для людей, поэтому просто создать красивую рубашку уже недостаточно. Если дизайн оторван от всех остальных дисциплин, то это дизайн ради дизайна. Чтобы быть актуальным и востребованным, он должен быть неотрывно связан с текущим контекстом и мировой повесткой, должен максимально погружаться в то, что происходит в социуме.
Анзор Канкулов: Сейчас мода продает уже не столько сам продукт как таковой. Она продает смыслы, идеи и ощущения. Мода стремится рассказывать истории, и, чтобы эти истории были интересными, цепляющими, отзывались у других людей, дизайнер должен обладать качественно иными навыками, чем просто выкройка или 3D-моделирование. Поэтому дизайнерские вузы работают по определенным методикам, которые позволяют студентам погрузиться в контекст, актуальную проблематику и историю моды.
Чтобы у дизайнера появилась собственная идентичность и уникальный голос, мы проводим много семинаров, предполагающих живое обсуждение культурных, исторических и текущих событий. Это помогает построить некий фундамент, который позволяет человеку понять, что его интересует и о чем он хочет рассказывать в своих работах.