Рынок ландшафтного дизайна
Рынок ландшафтного дизайна довольно закрытый: о нем мало информации в Интернете, а найти корректные цифры практически невозможно. Недавно газета «Деловой Петербург» оценила объем рынка Санкт-Петербурга в 10 миллиардов рублей. Если говорить о Москве, то я думаю, что эту цифру можно смело увеличить еще в 5 раз.
Сейчас в Петербурге, где я живу и работаю, официально зарегистрировано более 150 компаний, которые занимаются ландшафтом. И речь идет не только о дизайне как таковом: кто-то поставляет газон, кто-то оказывает инженерные услуги, кто-то продает растения. Расширяются питомники, появляются интересные производители посадочного материала. Индустрия развивается быстро, особенно если вспомнить, что еще двадцать лет назад никакого ландшафтного рынка в России не было вовсе.
Повышение спроса на услуги ландшафтных дизайнеров привело к тому, что начали появляться профессиональные стандарты качества — для питомников, студий и дизайнеров. Сейчас базой для любой ландшафтной компании является наличие крепкого портфолио на сайте, выстроенного бренда с определенной культурой и позиционированием, а также развитых социальных сетей. При этом таких, которые не просто выполняют роль визитной карточки студии, но и приносят пользу аудитории: генерируют интересный контент, проводят классные активности и транслируют ценности бренда. Все это — стартовый набор любой студии, которая выходит на этот рынок.
Если вы работаете в премиум-сегменте, кроме красивой упаковки, выстроенного имиджа, важно уметь показать и ваши сильные стороны. Клиенты обязательно зададут вопросы о вашем портфолио, наградах, авторском стиле и проектах, которыми вы гордитесь. Ключевым здесь становится понятность и прозрачность рабочего процесса для клиента, например, своевременная и структурированная подача информации об этапах проекта: что происходит сейчас, что будет завтра, а что — через две недели.
Студенты программы «Ландшафтный дизайн» на выездном занятии в питомнике растений «Ниваки».
Частные сады
Лучше всего о развитии ландшафтного рынка свидетельствует резкий скачок строительства загородной недвижимости в последние 7-10 лет. Количество коттеджных поселков увеличилось в разы, появились новые концепции и интересные архитектурные решения, а это значит, что все большее количество людей может соприкоснуться с качественным благоустройством среды.
Ландшафтный дизайн стал одной из немногих сфер, на развитии которых пандемия сказалась положительно. Люди стали работать удаленно, у них появилась потребность в том, чтобы большую часть жизни проводить за городом, меньше находиться в социуме и создать что-то приватное для своей семьи. Сад оказался идеальным местом и для того, чтобы обезопасить себя, и для того, чтобы восстановить силы после тяжелого дня.
К 2023 году рынок загородной недвижимости, а соответственно, и ландшафтного дизайна, разделился на вполне определенные сегменты. К первому и самому бюджетному из них можно отнести категорию заказчиков, которые хотят иметь на своем участке базовый минимум — аккуратный газон и парковку. Этот минимум укладывается в бюджет до 200 тысяч рублей за сотку (в цену уже входит работа под ключ и все необходимые материалы). Конечно, за эти деньги не посадить красивых растений и не сделать хорошего освещения, но в следующем, среднем ценовом сегменте эти вещи уже будут включены. В среднюю категорию входят заказчики, которым нужно больше приватности: некая кулиса зелени, отгораживающая участок от соседей, хороший плодовый сад, более взрослые деревья. Стоимость такого ландшафта будет начинаться от 400 тысяч рублей за сотку.
В премиум-сегменте бюджет вырастает уже до одного миллиона. В таком случае в саду будут использованы гораздо более качественные материалы, деревья будут достаточно рослые, среди них появятся крупномерные сосны и ели высотой 4-5 метров. Терраса будет сделана из лиственницы с хорошей пропиткой, а к саду добавятся дополнительные зоны и функции: лужайка, крытая парковка, небольшие водные глади. Возможно, здесь уже будет достаточно крупная зона очага со своими креслами, отдельная зона барбекю, патио и даже сад пряных трав.
Частный сад премиум-сегмента, выполненный в скандинавском стиле. Проект ландшафтной студии L.BURO.
Последняя категория — так называемый бутиковый ландшафт. Такой сад нужен не только для того, чтобы удовлетворять все потребности заказчика, но и производить «вау-эффект». Он будет не просто сделан по высшему разряду в плане дизайна и материалов, но и даст возможность гостям, пришедшим сюда, удивиться тому, что было создано на этой территории. Все это предполагает работу с самыми сложными инженерными и архитектурными решениями, а также определенные трудности в реализации, поэтому такой ландшафт, конечно, будет стоить уже совершенно других денег.
Городское благоустройство и работа с девелоперами
Первые изменения подхода к городскому благоустройству начались после кризиса 2008 года. Тогда у людей появилась новая потребность покупать не только квадратные метры квартир, но и качественную среду рядом. Горожане начали задавать строительным компаниям вопросы: «Что будет в нашем дворе? Куда мы сможем выйти погулять? А будет ли у нас детская площадка?». Благодаря этому девелоперы поняли, что на выбор людей влияет не столько качественная или даже элитная отделка фасада, сколько то, как человек чувствует себя на территории того или иного жилого комплекса.
В городском ландшафтном дизайне ценовые категории примерно те же, что и в сегменте частных садов, только в первом случае мы ориентируемся не на стоимость сотки, а на стоимость квадратного метра будущей квартиры. Чем она выше, тем более интересным будет ландшафт во дворе.
Жилые комплексы эконом-класса предполагают базовый уровень благоустройства — простой газон и стандартную детскую площадку. В комфорт-классе появляется более аккуратная и приятная подсветка территории, а также площадки уровня компании «Красивый город» или подобных.
Во дворе жилых комплексов бизнес-класса создается красивое озеленение с системой автополива, аккуратные болларды, высокие мачты-светильники, а также нижний уровень подсветки, придающий больший уют территории. Когда речь идет уже об элитной недвижимости, мы используем самые качественные материалы и проектируем настоящий парк рядом с домом, с высокими красивыми деревьями и разнообразным ландшафтом.
Двухуровневый ландшафт на территории жилого комплекса «Вишневый сад» в Москве. Источник: официальный сайт застройщика.
Рынок городского благоустройства будет развиваться ежегодно. Темп жизни растет, все больше горожан испытывает стресс, ощущение перенасыщенности информацией, звуками и трафиком. Это приводит к росту спроса на функциональную среду, которая дает человеку возможность отдохнуть и перезагрузиться. Все больше людей хотят выходить в сквер рядом со своим домом, гулять среди необычных растений или заниматься йогой во дворе в специально оборудованных зонах, — все это приводит к тому, что спрос на услуги ландшафтных архитекторов и дизайнеров с каждым днем неизменно растет.
Ландшафтный дизайн и его целевая аудитория
Любому ландшафтному дизайнеру или архитектору нужно помнить, что его творческие амбиции должны основываться в первую очередь на пожеланиях заказчика: на его образе жизни и на том, как проводит время его семья. Я часто вижу, как дизайнеры, услышав идеи своих клиентов, сразу же пытаются от них отказаться. Это неверно, потому что половина проекта будущего ландшафта обычно складывается именно на основе вкусов, характера и образа жизни человека, который в дальнейшем будет здесь жить.
Приведу классный пример из практики L.BURO. Мы создавали сад для футболиста «Зенита», который был уже на закате своей карьеры и часто проводил дома шумные вечеринки. Основываясь на этой привычке заказчика, мы придумали необычное дизайнерское решение: поставили в саду навес и сделали водосток, который собирал дождевую воду в специальный колодец. По принципу сообщающихся сосудов этот колодец был связан с небольшой емкостью, на дне которой лежала бутылка очень дорогого виски. Достать ее можно было только в том случае, если на улице шел проливной дождь и вода полностью заполняла емкость. Получилась классная фишка, которую мы смогли реализовать только благодаря тому, что много общались с заказчиком и учитывали его привычки во время проектирования.
Петр Лари и студенты программы «Ландшафтный дизайн» на выездном занятии в садовом центре и питомнике растений Imperial Gardens.
Анализ целевой аудитории не менее важен и в случае, если дизайнер создает ландшафт для города. Сейчас почти каждый жилой комплекс имеет свой нейминг и бренд, транслирует определенные ценности. Дизайн среды в свою очередь должен вписываться в эту концепцию.
Когда мы работаем с девелоперами, то стараемся внимательно исследовать целевую аудиторию комплекса: кто конкретно будет здесь жить, чем увлекаются эти люди в свободное время, что уже есть в этом районе, а каких точек притяжения не хватает. Хорошее исследование помогает дизайнеру четко ответить на вопрос: «Что нужно людям в этом жилом комплексе?» и избежать ошибок при проектировании.
Скандинавский сад — лучший вариант для российского города?
Скандинавский стиль набирает все большую популярность во всем мире: он универсален, применим в любой локации от Юга до Севера, а также лучше всего отвечает запросам современных заказчиков и девелоперов. Этот подход базируется на принципах школы Баухаус, в основе которых лежит открытость пространства, использование больших окон и минимального количества жестких стен. Архитектура и ландшафт в данном случае становятся единым гармоничным комплексом.
Когда дизайнер проектирует сад на основе идей Баухауса и модернизма, он в первую очередь думает о его функциональности. Много разговаривает с заказчиком, прописывает сценарий жизни семьи на этом участке, создает схему функционального зонирования, к которой на следующем этапе проектирования прибавляет логистику.
Скандинавский сад всегда будет технологичным и малоуходным. Современный заказчик нуждается в максимально автономном пространстве, куда не нужно будет постоянно вызывать садовника и в котором он сам не будет проводить все выходные, занимаясь прополкой, стрижкой, формовкой и удалением болезней. Конечно, любое пространство требует заботы, но грамотная планировка позволяет сократить и упростить уход. Для этого нужно создать композиции из растений, которые и в естественной среде находятся в сообществе (биоценозе) друг с другом. А дополнительно учесть их природные особенности: например, не сажать в тени или сыром месте горную сосну, которая обычно растет на песчанистой почве, предусмотреть туманообразование, создающее на части территории влажную среду для тех растений, которым это необходимо. Если продумать все эти нюансы при проектировании, сад не нужно будет беспрерывно удобрять и тем более беспокоиться о том, сможет он долго прожить или нет.
Многоуровневость скандинавского сада. Проект студии ландшафтного дизайна L.BURO.
Подобный подход всегда ориентирован на местную природу. Например, если на большой территории есть маленький заболоченный участок, мы будем работать с этой экосистемой, а не просто высушивать и засыпать ее. Будем использовать материалы, которые добываются или производятся в том же регионе, где идет строительство. Не закажем какой-то редкий камень из Италии, постараемся минимизировать количество транспортировок и тем самым сократим негативное влияние на местную природу и экологию в целом.
Скандинавский ландшафт — это сады, которые будут красивы не только летом, в период цветения, но и во время серой зимы и межсезонья. Это делает их практически идеальным вариантом для российских широт. Такие сады будут сделаны с ориентиром на датский стиль хюгге, а значит, будут уютны и с любовью продуманы в каждой, даже небольшой зоне. Скандинавский ландшафт напомнит вам о сказках Туве Янссон, удивит многоплановостью композиции и подтолкнет к исследованию его таинственных маршрутов в поиске ответа на вопрос: «А что же там, за поворотом?».
Освоить востребованную профессию и начать самостоятельно создавать современные частные сады можно на годовой программе Британки «Ландшафтный дизайн». Во время обучения вы создадите дизайн-концепции для нескольких садов (самый большой из них — 50 соток), научитесь управлять командой подрядчиков и контролировать реализацию своего проекта на всех этапах.