Выбор темы проекта
Евгения и Юлия познакомились осенью прошлого года в Британке. За спиной у Евгении — диплом инженера авионики и образование архитектора в сфере промышленного и гражданского строительства. До поступления в Британку она несколько лет занималась реализацией общественных интерьеров и с интересом наблюдала, как люди взаимодействуют с пространством. Ее одногруппница Юлия преподавала живопись в художественной школе, а позже основала с друзьями студию дизайна интерьеров.
Первым практическим заданием девушек стал проект по предмету «Дизайн-стратегия». На занятиях архитектор Екатерина Фадеева научила их осознанному подходу к проектированию: студенты проводили исследования и предлагали объемно-планировочные решения, которые учитывали потребности целевой аудитории. По словам преподавательницы, архитекторы и дизайнеры склонны проектировать интерьеры на основе субъективного ощущения мира и взгляда на жизнь. Занятия по дизайн-стратегии нужны, чтобы отойти от этой модели мышления и научиться принимать решения только на основе исследований.
«Пространство — один из самых сильных инструментов управления поведенческими моделями людей, которые в свою очередь напрямую влияют на бизнес и социальные результаты. Мы создаем не просто красивый дизайн, а всегда задумываемся о том, как он решит задачи людей или бизнеса», — Екатерина Фадеева, архитектор, преподаватель Британки.
В качестве семестрового проекта по «Дизайн-стратегии» Евгения и Юлия работали над редизайном железнодорожного вокзала во Владимире.
Изначально здание выдержано в стиле советского модернизма с элементами брутализма и находится в историческом центре города перед рекой Клязьмой. Внутри — подвесной потолок с двумя вариантами геометрического рисунка, отделка мрамором и гранитом, стены-витражи из алюминиевых профилей и светильники, изготовленные в Гусь-Хрустальном по индивидуальному заказу.
Нынешний интерьер железнодорожного вокзала во Владимире.
Погружение в контекст
Студентки выбрали железнодорожный вокзал не случайно — сказался не только опыт поездок Евгении по Золотому кольцу и жизнь Юлии в соседнем Иваново, но и интерес к региональному транспортному хабу. Сегодня вокзал — это большой пересадочный узел, который серьезно пострадал от трансформации смыслов: если раньше поездки на поезде вызывали трепет, а здания были точкой притяжения, то теперь отношение людей изменилось. Вокзалы, особенно региональные, не ассоциируются с отдыхом и приятным времяпровождением. Пассажиры стремятся скорее покинуть эти места, не задерживаются в них, даже если здание расположено в историческом центре города.
С анализа этой проблемы девушки начали свое исследование. На первом этапе они погрузились в историю и изучили детали дизайн-проекта 1975 года. Затем исследовали территорию около вокзала и выяснили, что пешеходный маршрут до центра города составляет 530 метров, а среда чаще всего привлекает студентов, домохозяек и путешественников.
«Мы собрали информацию из открытых источников, документацию из архивов и библиотеки, подключили местных искусствоведов. Пытались пообщаться онлайн со всеми, до кого смогли достучаться», — комментирует Евгения.
Многоуровневый вокзал West Kowlon в Гонконге со встроенными пешеходными дорожками и зелеными зонами.
Студентки обратились и к международному опыту: посмотрели, как развиваются вокзалы и как реконструируют исторические здания в мире. Например, старое здание вокзала в Страсбурге накрыто стеклянным куполом, на крыше вокзала в Гонконге есть сад с прогулочными дорожками, автовокзал в Кельце имеет уникальную куполообразную крышу со световыми тоннелями для экономии электроэнергии, Центральный вокзал в Вене совмещен с бизнес-центром, торговым центром и отелем. Эти кейсы отвечают ключевым тенденциям развития железнодорожных вокзалов: интермодальности (интеграции в городскую среду и другие виды транспорта) и росту цифровизации (режим «tap and pay», интерактивные вывески, дополненная реальность).
В России тоже есть удачные примеры: фасадам и интерьеру вокзала в Иваново вернули исторический вид, а заодно подчеркнули промышленное прошлое города с помощью ткацкого станка, стоящего в центре зала. На крыше здания в Анапе были установлены солнечные батареи, а «Волгоград-1» работает по принципу «умного вокзала»: такая система позволяет функционировать зданию при минимальном участии человека.
«На примерах международного и отечественного опыта крупных и провинциальных городов мы рассмотрели подходы и принципы, которые позволяют внедрить современные сервисы и соответствовать нормам безопасности, сохраняя аутентичность объекта и его исторический облик», — сказано в описании проекта Юлии и Евгении.
Железнодорожный вокзал в Иваново, которому вернули исторический облик благодаря реставрации.
Выявление «болей»
На следующем этапе студентки провели анализ потребностей целевой аудитории — пассажиров и сотрудников вокзала. Для этого Евгения и Юлия приехали во Владимир, чтобы наблюдать за жизнью объекта «в поле». Сутки они следили за работой вокзала и перемещением пассажиров в часы слабой и высокой загрузки. Оказалось, что пользоваться навигационными табло не удобно, выход в город сложно найти, вокзальная площадь занята парковкой, а дорога в центр города труднодоступна.
Отдельное внимание уделили интерьеру: светильники из Гусь-Хрустального, геометричный объемный потолок и узор с латунными вставками на полу «сочетались» с серым цветом стен (им закрасили мраморную крошку), открытыми трубами отопления и оконными откосами. На этажах хаотично встречались киоски, банкоматы и вендинговые аппараты, а фасадные элементы были утрачены.
В рамках исследования студентки побеседовали с сотрудниками вокзала. В первую группу вошли администраторы со стажем работы более 10 лет, продавцы и заместитель начальника вокзала Татьяна. Она поделилась мнением о роли вокзала в развитии городского туризма, перспективах строительства магистрали и возобновлении международных поездок по Золотому кольцу.
«Татьяна провела нас в круглый зал, который обычно закрыт для посещения. Человек работает больше 30 лет на одном месте: наше интервью с ней длилось больше часа, потому что начали мы с вокзала, а закончили уже ее личной историей», — добавляет Евгения.
Сотрудники отметили непонятную навигацию, некачественную установку окон, нехватку эскалаторов, мест ожидания на первом этаже и какой-либо информации для туристов. Все они с любовью относятся к вокзалу и ностальгируют по временам, когда он пользовался спросом у пассажиров из-за рубежа.
Благодаря исследованию девушки выяснили, какими услугами вокзала пассажиры пользуются чаще всего, и учли эти нюансы при разработке планировочного решения.
Во вторую группу опрошенных вошли посетители. В целом они признали состояние вокзала удовлетворительным, но пожаловались на нехватку мягких диванчиков, продуктового магазина, скользкую плитку на подходе к зданию и неудобный спуск по лестнице. Важным штрихом стал онлайн-опрос: он помог студенткам выявить ожидания и предпочтения аудитории, разобраться, сколько времени пассажиры проводят на вокзале и чем это время занимают.
Решение
Евгения и Юлия пришли к тому, что вокзал во Владимире и его интерьеры — памятник советского модернизма, который нуждается в бережном обращении и сохранении оригинальных элементов. Здание также является пересадочным узлом на междугородние автобусы в Суздаль и прилегающие области, а это значит, что необходимо увеличить места в залах ожидания, добавить точки питания и продажи готовой еды и напитков, сделать понятную навигацию и позаботиться о пассажирах с багажом и маломобильных группах населения. Еще следует внедрить современные решения: точки зарядки гаджетов, интерактивные терминалы и сервисы, надежные камеры хранения, а также сделать экспозиционное пространство для туристов, которое расскажет об истории и достопримечательностях города. Кроме этого, нужно модернизировать привокзальную площадь и организовать доступный проход к центру города.
Планировочное решение первого и второго этажа, предложенное Евгенией Шебановой и Юлией Клишиной.
Используя данные, полученные в ходе практической работы, девушки переложили результаты исследования на объемно-планировочное решение здания, подготовили техническое задание на проектирование, концепцию с подбором отделочных материалов и мебели. Разработали эскизы экспозиционного пространства в круглом зале и вариант благоустройства пути от вокзала к достопримечательностям города.
В своей работе студентки стремились подчеркнуть историю пространства: не добавить новые акценты, а сохранить яркие образы оригинального интерьера. Эта идея удачно вписалась в повестку: недавно в сети активно обсуждали реконструкцию того же вокзала во Владимире, которая обезличила его модернистское наследие. Есть информация о планах приурочить ремонт к юбилею Суздаля, однако и внутреннее оформление, и внешнюю облицовку здания хотят полностью заменить. В январе новость вызвала общественный резонанс: открытое письмо авторам проекта составили директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева и архитектор Сергей Чобан.
Экспозиция об истории Владимира внутри железнодорожного вокзала. Концепция Евгении Шебановой и Юлии Клишиной.
Сейчас Евгения и Юлия приняли новый вызов: к финальному экзамену на программе они работают над реконструкцией Старого кафедрального собора в Выборге, от которого до наших дней сохранились только руины. Квадрат из полуразрушенных стен им предстоит восстановить и наполнить жизнью — погрузиться в историю, узнать потребности людей и предложить свое видение функционала. Удачный проект по редизайну вокзала придал девушкам сил и уверенности в своих силах.
«Владимир ответил нам взаимностью. Было невероятно приятно и вдохновляюще, что люди тоже хотят менять среду к лучшему, видят в этом ценность. Они заразили нас этим настроем», — говорит Юлия.
Научиться создавать общественные и коммерческие интерьеры с ориентиром на потребности людей и города можно на программе Британки «Дизайн общественных интерьеров». Под руководством главного архитектора бюро OFFCON Федора Ращевского вы научитесь проводить исследования, анализировать потребности целевой аудитории и создавать одновременно функциональные и эстетичные пространства. По итогам обучения — диплом о профессиональной переподготовке и два проработанных проекта портфолио.