Что такое инклюзивный дизайн одежды
Модуль по инклюзии существует уже 7 лет. За этот период студенты успели разработать вещи для людей с разными видами инвалидности и реализовать крупные социальные проекты. В прошлом году выпускники, студенты и кураторы Британки совместно с AliExpress Россия представили бренд повседневной одежды «ТУ ДУ ДУ» для мальчиков и девочек с синдромом Дауна — это была первая подобная инициатива в России.
Презентация бренда одежды для людей с синдромом Дауна.
В результате получилась коллекция комфортной современной одежды, которая учитывает особенности строения тела и ментальность людей с синдромом Дауна. Создатели подчеркивают, что это не благотворительный проект, а забота о всех категориях покупателей. По словам куратора Анны Черных, главной задачей инклюзии в дизайне является максимальная интеграция людей в общество: «Мы не адаптируем одежду для людей с инвалидностью, мы ищем универсальные решения, подходящие многим».
В 2023 году студенты погрузились в тему расстройства аутистического спектра. Ментальные особенности не лежат на поверхности: внешне люди с РАС не отличаются от большинства, однако их тела имеют повышенную нервную чувствительность, которая может вызывать дискомфорт как в физиологическом, так и в социальном аспектах. Тем не менее, благодаря таким тонким настройкам восприятия среди людей с РАС часто встречаются очень яркие, творчески одаренные личности: художники, музыканты, ученые. Чтобы понять, как с помощью одежды улучшить качество их жизни, дизайнеры встретились с подростками и их родителями, провели объемное исследование и сформулировали четкие задачи. Перед началом проекта кураторы Анна Черных и Владимир Тилинин составили список книг и фильмов про людей с РАС, а один из студентов — по первому образованию почвенный микробиолог, биохимик и генетик — подготовил памятку про физиологию людей с РАС.
Линейка одежды, разработанная студентами Британки для людей с синдромом Дауна.
Как проходит разработка инклюзивной одежды
Первичная сессия длилась почти 3 часа: студенты Британки и кураторы знакомились с подростками с РАС и их родителями, наблюдали за тем, как они взаимодействуют с миром и рассказывают о себе. Позже к дискуссии присоединились врачи-дефектологи и поведенческий терапевт: они поделились своим видением РАС и объяснили, как работают с пациентами.
По ходу встречи студенты разделились на группы и наметили примерный вектор: выбрали модель и задачу, которую предстоит решить. За месяц они собрали максимум информации о своих подопечных и разбили ее на категории, связанные с эстетикой, функцией и технологией. Это методологическая находка кураторов: таблицы позволяют не потеряться в потоке данных и определить цель. Заполнять «морфологические карты» помогали родители — с ними студенты общались уже вне стен Британки. Рутина человека с РАС была объектом невключенного наблюдения: студенты встречались с подростками и проводили с ними время, чтобы лучше узнать их потребности.
По итогам интервью они устроили мозговой штурм. Команда Александры Бурко, Оксаны Слащевой и Ирины Сергеевой решила начать с вопроса физической безопасности их подопечной Даши, но позже сконцентрировалась на безопасности эмоциональной. Группа прорабатывала и другие задачи: несминаемую, устойчивую к загрязнениям одежду, которую легко надевать, а также проблему взаимодействия человека с речевыми трудностями.
Эскиз и первичное моделирование лекала.
Они подробно изучили подростковую моду и гардероб модели: проектным решением стал жилет-анорак с рукавами до локтя и карманом-муфтой, а также платье с объемным силуэтом. Ключевой запрос — помочь человеку с РАС в коммуникации с другими людьми. Даша может разговаривать, но делает это редко и с трудом. Команда решила ее задачу, добавив вышивку «Мне трудно говорить» на переднюю деталь изделия. Теперь Даша может указать на нее, когда окружающие попытаются с ней взаимодействовать.
«Самое главное впечатление — люди неправильно воспринимают поведение людей с РАС. Думаю, информирование общества на эту тему сильно облегчило бы жизнь людей с РАС за счет адекватного отношения к ним», — комментирует проект студентка Александра Бурко.
Техническая съемка первых прототипов изделий.
Адаптер к сигналам окружающего мира
Понять нужды моделей помог научный подход одной из проектных команд. Студенты провели собственное исследование с погружением в научные материалы и поняли, что одежду для людей с РАС следует рассматривать как адаптер к сигналам окружающей среды.
«Может быть, вы представляете, как типично ведут себя люди с РАС: начинают раскачиваться, издавать мычащие звуки, похлопывать себя, сосать горловину футболки или жевать манжету на рукаве. Все эти моменты являются архаичными паттернами поведения — для меня это было большим открытием. Подобные действия помогают ребятам снизить стресс, в котором они находятся постоянно», — делится куратор программы «Дизайн одежды» Анна Черных.
Таким образом, задачей дизайнеров стало создание одежды, которая обеспечит подросткам с РАС легкий доступ к реализации этих паттернов, чтобы загасить электрические импульсы на первых секундах возникновения стрессовой ситуации.
Команда исследовала запрос модели и изготовила трехслойное худи с уникальной системой компрессии. Это ноу-хау: детали разработки не разглашаются, но авторы уверяют, что подобных вещей нет в мире.
В дополнение к верхней одежде группа создала сумку-органайзер из мягкого войлока. В просторное изделие легко укутаться и почувствовать себя в безопасности. Для людей с РАС это имеет ритуальное значение: «сумка-домик» является своего рода символом и удовлетворяет потребность в комфорте.
«Мы очень рады, что смогли поучаствовать в таком проекте. Для нас большая честь работать с РАС и приложить руку к тому, чтобы улучшить чье-то качество жизни», — говорят участники проектной группы.
Студенты разработали унисекс-худи и сумку из войлока.
В центре внимания — человек
Команда Анны Жиронкиной, Веры Марковой и Ланы Мартыновой готовила комплект для Гоши: он сразу поразил девушек позитивным мышлением, чувством юмора и музыкальными талантами. Несмотря на РАС, он ведет активный образ жизни, выступает на концертах и работает. Это повлияло на выбор одежды: студентки старались создать комплект для разных видов досуга, учесть потребности Гоши и его представления о том, как он хочет выглядеть.
«Сперва мы узнали о проблемах, с которыми встречаются люди с РАС, и разнесли их по пирамиде Маслоу. Затем расставили приоритеты и выделили потребности, связанные с функцией и технологией. Определили стилевые признаки и выбрали смешанный стиль: кэжуал смарт, кэжуал спорт и авангард. Так пришли к выводу, что будем переосмысливать классический костюм», — поясняет Анна.
Девушки определили Гошу как интеллектуальную, доверительную, творческую и открытую личность — и выбрали для него светло-коричневые и голубые тона. Для пошива они использовали ткани, которые тактильно приятны и хорошо пропускают воздух: лен, шелк, шерсть и трикотаж. В результате получился комплект с акцентом на повседневную эстетику и удобство — предметы органично сочетаются между собой и содержат авангардные элементы. Кроме этого, вся одежда удобна в носке: у рубашки-пиджака есть магнитная застежка, свитшот скроен с наружными швами, брюки на резинке и имеют гульфик-обманку, а рубашку не нужно заправлять.
Студенты Британки разработали для Гоши несколько комплектов повседневной одежды.
Как и у многих людей с РАС, у Гоши есть шапка-талисман, который успокаивает его и добавляет стабильности к жизни. Ее тоже обновили в соответствии с общим стилем, сделав опускающиеся «ушки». Куратор программы надеется, что она станет его любимой.
«Гоша был счастлив. Мы поддерживаем связь с ним — он очень светлый, талантливый и добрый молодой человек. У него большое сердце. Я бы хотела и дальше работать в этом направлении, создавать одежду для людей с РАС», — делится впечатлениями студентка Анна.
Финальный комплект одежды для Даши: анорак с центральным карманом и платье.
Одежда для жизни
Умение «отложить моду в сторону» и сфокусироваться на нуждах целевой аудитории — еще один важный навык, который приобрели студенты программы «Дизайн одежды». В проектах они стремились создать актуальные и современные изделия, которые учитывают запросы молодых людей с РАС.
«Модуль инклюзивного дизайна учит работать с критериями, которые сложно обозначить с первого взгляда. При создании концепции принято отталкиваться от авторского видения, собственного ощущения эстетики, целевой аудитории, статистики продаж. Мы же показали студентам, что можно руководствоваться не модой и трендами, а индивидуальными потребностями человека. Решение, полученное в ходе сбора информации, определяет эстетику. Это совершенно другой взгляд на формирование творческой идеи», — рассказывает куратор программы Анна Черных.
Сейчас изделия, которые подготовили проектные группы, находятся на финальной стадии разработки. Команды провели съемки и показали изделия ребятам с РАС: теперь они станут частью их жизни.
Научиться работать с инклюзией и начать создавать одежду для жизни можно на программе Британки «Дизайн одежды». За два года вы освоите профессию дизайнера, проведете более 650 часов на практических занятиях в мастерских Школы, поработаете с реальными брендами и заказчиками, а в конце создадите собственную коллекцию одежды.