Где и как разместить искусство в интерьере
Чтобы выражать какие-то идеи и смыслы в интерьере через искусство, необходимо на профессиональном уровне разбираться в композиции, колористике и пропорциях — это фундамент, на котором и строится весь дизайн. Профессионал, зайдя в помещение, должен оценить три этих характеристики пространства и увидеть генеральную точку — главный акцент в интерьере, который сразу же бросается в глаза. Дальше это можно проделать с другими комнатами: что мы увидим в первую очередь, когда сядем на диван? что увидим, когда перейдем на кухню? Определив композиционные центры, вы сможете выстроить иерархию предметов интерьера. Если же ее нет, пространство рискует превратиться в выставочную галерею или салон для демонстрации красивого декора.
Искусство тоже может быть неоднородно с точки зрения акцентов: какое-то искусство выступает вперед, какое-то остается позади, создавая таким образом слои и увеличивая глубину пространства. Такой интерьер заставляет нас задержаться в нем: мы не можем сразу охватить и рассмотреть его полностью, нам нужно время, чтобы погрузиться в каждый из слоев.
При подборе искусства можно ориентироваться на психологию восприятия пространства человеком: вначале мы видим цвет, потом начинаем видеть формы и объемы, а затем переходим к мелочам и деталям. С искусством можно работать на каждом из этих слоев. Например, если вашему интерьеру не хватает фактурности и он выглядит слишком гладким, вы можете добавить в него эмоциональную живопись с яркими мазками. Или наоборот: если в интерьере использовано очень много фактур и материалов, тогда его можно «успокоить» с помощью неброского искусства.
Искусство и то окружение, в котором оно находится, должны составлять единое целое и гармонировать друг с другом, иначе вы рискуете создать слишком резкий контраст. Например, в новом оформлении экспозиции Пушкинского музея были использованы белые современные борды и очень яркое освещение. Но сами произведения, которые демонстрируются в этом зале, были написаны при свечах, в темной фламандской колористике, отсылающей нас к стилю Рембрандта. Они требуют более деликатного и соответствующего эпохе освещения, менее акцентного цвета стен (например, серого). Слишком резкий контраст не дает нам возможности глубоко вглядеться в эти произведения искусства — у нас на физическом уровне начинает резать глаза. Именно поэтому помимо самого искусства декоратору важно правильно работать со средой, обращая внимание в том числе и на цвета стен.
Новое оформление экспозиции первого этажа Пушкинского музея.
Знаменитый английский декоратор Нина Кэмпбелл говорила, что стены — наше главное оружие. Взгляд человека всегда больше фокусируется на том, что находится в вертикальной плоскости, поэтому все самое важное и интересное старайтесь размещать на уровне глаз — на высоте 150-170 сантиметров.
Использование разных рам и разного оформления искусства — тоже хороший тон. Не нужно стремиться помещать все картины в одинаковые рамы, таким образом создавая ложный эффект цельности. В одном пространстве вы можете комбинировать совершенно разное искусство: фотографии с паспарту, открыто висящую графику и живопись, заключенную в рамы.
Если вы хорошо разбираетесь в масштабах и пропорциях, вы можете создавать более сложные композиции в интерьере. Например, размещать на стенах панно, состоящее из нескольких небольших произведений: эскизов, постеров или фотографий. В данном случае важно уравновесить композицию за счет других элементов пространства и не перегрузить одну из его стен. При этом равновесие не означает полную симметричность. Искусство может быть размещено и со сдвигом в пространстве: тогда оно моментально сфокусирует на себе внимание зрителя за счет своей асимметричности и контраста.
Асимметричное использование декора разного масштаба в дизайне подмосковного дома. Проект Ольги Розет, фото Михаила Степанова.
Не забывайте оставлять пустоту в интерьере, делать паузы. Пусть в одной комнате или на одной стене искусство и антиквариат будут размещены плотно, а другая часть пространства наоборот останется более пустой. Это позволит вашему взгляду периодически отдыхать или фокусироваться только на каком-то одном произведении.
Идеально, когда интерьер создается с учетом того, какие произведения в нем будут находиться. Но бывает и так, что искусство нужно добавить в уже готовое пространство. В таком случае не стоит пытаться подобрать картину точно в цвет штор или ламината — это неправильный, декоративный подход. Не бойтесь комбинировать стили: ваш интерьер может быть современным, а рама у картины при этом старинной. Нет ничего страшного в том, что оттенки, детали и стили будут не совпадать друг с другом.
Каким может быть искусство в интерьере
Когда мы говорим об искусстве в интерьере, то часто имеем в виду в основном живопись и графику, хотя антиквариат также является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Именно работа с ним и с винтажной мебелью легла в основу нового тренда в дизайне — тренда на timeless, то есть на что-то вневременное, когда мы в современном интерьере соединяем футуристичные элементы декора с тем, что несет в себе историю нашей семьи или историю человечества.
В одном из моих недавних проектов я очень много работала с искусством и антиквариатом. Весь дом был выполнен как оммаж архитектору Фрэнку Ллойду Райту и включал в себя большое количество деталей той эпохи и не только. Хозяева были ценителями искусства с собственной большой коллекцией уровня Sotheby’s, поэтому даже гостиная в доме была спроектирована специально под высокий шкаф, который был не просто антиквариатом, а настоящим произведением искусства немецких мастеров.
Антикварный шкаф из Германии и фотография Майи Плисецкой, сделанная Владимиром Блиохом. Проект Ольги Розет, фото Михаила Степанова.
По бокам тяжеловесный шкаф уравновешивают две фотографии. Их мы видим уже во вторую очередь, ведь сначала в глаза нам бросаются яркие цветовые акценты в виде подушек, кресла, шкафа и книг, лежащих в нем. Черно-белые фотографии всегда обладают высоким контрастом, который придает им особую выразительность и позволяет гармонизировать композицию пространства. Фотография — мощный инструмент декоратора, который точно обратит на себя внимание, заставит зрителя подойти и рассмотреть снимок получше.
Фотография может быть абстрактной или фигуративной — как в случае со снимком Владимира Блиоха из примера выше. Фигуративность сразу подводит зрителя к конкретному прочтению снимка. Например, мы сразу понимаем, что перед нами балет. Абстрактная фотография же дает нам возможность постоянно переживать новые эмоции, видеть новые формы и создавать новые образы внутри себя.
Фотоработы Алексея Гробовникова были использованы в качестве декора в зоне бассейна. Проект Ольги Розет, фото Михаила Степанова.
Бассейн украшают фотоработы Алексея Гробовникова, сделанные в Исландии. Если внимательно присмотреться к ним, то можно увидеть совершенно удивительные фактуры, связанные с разными состояниями водной стихии. Искусство в это помещение подбиралось к уже готовому дизайн-проекту. Изначально стены здесь выкрашены в нейтрально-серый цвет, но из-за рефлексов нам кажется, что интерьер имеет слегка бирюзовый и даже зеленоватый оттенок. Поэтому идеальным вариантом здесь были бы либо черно-белые снимки, либо фотографии, совпадающие по своему цвету с основным пространством. Часто именно рефлексы определяют, как будет выглядеть искусство в пространстве: они могут как подчеркнуть произведение, так и полностью загубить его.
Что делать, если хочется повесить в квартире Пикассо
Если вам нравится какой-то определенный художник и возможности приобрести его картину у вас нет, существует два варианта решения проблемы. Конечно, вы можете заказать у другого художника копию с великого произведения искусства, но в таком случае лучше не публиковать снимки вашего интерьера в журналах или в Интернете. Разместить же в квартире постеры, которые вы купили в самом музее или скачали в хорошем качестве, будет гораздо честнее.
Если мои заказчики хотят повесить у себя какое-то известное полотно, я связываюсь напрямую с музеем, где хранятся эти картины, запрашиваю у них электронные постеры в хорошем качестве, а также разрешение на печать и использование в интерьере. Постеры привлекательны не только тем, что полностью страхуют вас с точки зрения авторского права, но и дают больше свободы в применении: вы можете напечатать их в любом масштабе, на любом материале (бумаге или холсте), а также комбинировать с любыми другими элементами декора — даже личными фотографиями вашей семьи, которые было бы невозможно сочетать, например, с настоящим Пикассо или Крамским.
Дверные вставки и панно, созданные специально для этого интерьера. Проект Ольги Розет, фото Михаила Степанова.
Но бывает и такое, что картины создаются на заказ под определенное пространство. Так было и с моим дизайн-проектом подмосковного дома: панно и дверные вставки, размещенные в зоне столовой, сделаны в стилистике всего остального интерьера и являются оммажем к потрясающим витражам Фрэнка Ллойда Райта. Дополняет пространство декоративно-прикладное искусство — изделия народного промысла, привезенные хозяевами из азиатских стран.
Как развить насмотренность
Насмотренность — ключ к успешной работе с искусством в интерьере. А если вы будете понимать, как устроена композиция пространства и композиция внутри самого произведения, вы не только значительно повысите свои компетенции, но и сможете хорошо на этом зарабатывать.
Чтобы предвосхищать тренды и создавать интерьеры, которые не устареют уже через год, необходимо исследовать опыт наших предшественников. Поэтому для декоратора становится обязательным изучение истории стилей с особым фокусом на процессы, происходившие в ХХ веке — именно в это время начинает формироваться тот дизайн, с которым мы работаем сейчас. А если вы не понимаете современное искусство, и в галереях вам тяжело определить, шедевр перед вами или нет, я рекомендую вам прочесть книгу Артура Данто «Что такое искусство?», а также одноименный труд Льва Толстого.
Тренироваться работать с искусством можно на выставках, в галереях и музеях. Анализируйте каждое произведение, которое видите: постарайтесь на глаз определить автора, обратите внимание на дату создания и вспомните, какие процессы происходили в мире в это время, — это даст вам ключ к пониманию смыслов и отсылок, заложенных в произведении. После этого оцените масштаб картины или предмета — это очень важно для последующей работы с пространством, потому что даже профессионалы часто совершают ошибки, неправильно соотнося масштаб произведения и пропорции интерьера. Затем обратите внимание на колористику: именно цвет будет создавать определенную эмоциональную атмосферу в интерьере.
Картина Лоры Белоиван «Вечерние электрики», висящая справа на стене, создает яркий цветовой акцент в интерьере. Проект Ольги Розет, фото Михаила Степанова.
От своих студентов-декораторов я часто слышу, что времени ходить на разные выставки нет. Если вы тоже все время откладываете поход в музей из-за более важных дел, попробуйте относиться к этому как к работе. Поставьте в свой календарь обязательные походы на выставки и поменяйте свою парадигму мышления, перестав воспринимать это как досуг. Для декоратора и дизайнера это работа — наш способ подпитывать себя, искать вдохновение и смотреть, что делают коллеги.
Узнать больше о работе декоратора с искусством в интерьере можно на программе «Декорирование интерьера». Сформировать системный взгляд на коллекционный дизайн и научиться работать с композицией можно на онлайн-интенсиве «Современное искусство в дизайне интерьеров». За восемь дней вы поймете, как анализировать и интерпретировать современное искусство, чтобы успешно интегрировать его в интерьер.