Какие перспективы открывает MBA
Главная задача любой MBA-программы — расширить компетенции руководителей высшего звена, дать им возможность посмотреть на компанию более глобально и научить создавать беспроигрышные бизнес-стратегии. Для большинства MBA становится решающим поворотом в карьере. Например, вы можете десять лет работать в индустрии, знать в ней абсолютно все, но не обладать навыками руководителя, не понимать, как функционируют смежные отделы в компании, и из-за этого долго не получать повышения. И тогда диплом MBA становится вашим конкурентным преимуществом на рынке и весомым аргументом в глазах начальства, которое видит, что вы готовы вкладывать деньги в собственное обучение, стремитесь вырасти в профессии и двигаться дальше.
MBA помогает расширить свои возможности и в географическом смысле. Это международная степень, которая ценится во всех странах мира и во всех направлениях бизнеса. До пандемии студенты МВА-программы Британки проводили выездные занятия в Париже, где встречались с директором Louis Vuitton и вживую присутствовали на Неделе высокой моды. Во время пандемии программу пришлось подкорректировать, и студенты поехали в Иваново — изучать российскую легкую промышленность и текстильный кластер.
«Иваново так звучит, как будто там ничего полезного не было. Но я видела, как после посещения производства наш студент описывал свою идею на салфетке. Через несколько месяцев он сказал мне, что переезжает в Лондон, потому что его проект вошел в список двадцати самых перспективных стартапов по версии Forbes. Сейчас он живет в Великобритании, получил огромные инвестиции и работает с крупными международными компаниями. А начиналось все с салфетки в Иваново», — Виктория Бухаркина, ex-CMO OFFPRICE, преподаватель на MBA-программе Британки.
Виктория регулярно общается со своими выпускниками. Положительные изменения в карьере происходят у всех: кто-то получает высокую должность, кто-то находит более перспективную работу, кто-то запускает собственный стартап. Но зачем MBA тем, у кого все это уже есть?
Виктория Бухаркина на презентации MBA-программы в Британке.
Чему можно научить топ-менеджера
Чтобы руководить компанией или большим подразделением внутри нее, человеку необходимо разбираться не только в собственной сфере, но и понимать, как функционируют смежные департаменты и индустрии. Это помогает грамотно коммуницировать с коллегами, оценивать компетенции специалистов других профессий и выстраивать работу в своей команде.
MBA позволяет разобраться во всех верхнеуровневых процессах, происходящих в компании, — от стратегии до финансов, а также применять алгоритмы и фреймворки для ускоренного принятия решений. Эти знания помогут вам создавать продукты, которые точно смогут отстроиться от конкурентов, перейти от ручного управления компании к процессному и масштабировать бизнес, не подорвав его финансовую стабильность. Для руководителей уровня генерального директора, СМО и СРО эти навыки становятся ключевыми.
«К нам часто приходят успешные люди: у них уже есть свой бизнес или они руководят крупной компанией. Но на собеседовании многие говорят, что часто принимают правильные решения интуитивно. Но так не может продолжаться вечно. Чтобы выигрывать системно, нужны определенные алгоритмы. MBA не скажет вам, что конкретно нужно делать в вашем бизнесе, но даст необходимый набор фреймворков, используя которые, вы сможете принимать гарантированно верные решения», — Дарья Ядерная, генеральный директор Y consulting, куратор MBA-программы Британки.
Помимо топ-менеджеров, на MBA часто приходят предприниматели и фаундеры, чьи стартапы уже пережили первые три года хаоса и готовы к тому, чтобы превратиться в полноценную компанию. Они сталкиваются с совершенно иными проблемами: фаундерам необходимо научиться делегировать задачи, начать нанимать компетентный топ-менеджмент и стабилизировать положение компании на рынке. На этом этапе возникает множество вопросов: как правильно оценить человека, который пришел возглавлять подразделение, в работе которого я ничего не понимаю? какие KPI ему поставить? как понять, что в компании есть проблемы? Для фаундеров MBA становится возможностью провести аудит каждого подразделения, четко определить, что от него можно ожидать, и нейтрализовать будущие проблемы бизнеса еще в зародыше.
Как понять, что вам нужно MBA-образование?
Как фаундеры, так и для топ-менеджеры часто приходят на программы дополнительного образования за эмоциональной и интеллектуальной перезагрузкой. Если вы уже давно генеральный директор, если вы несколько лет успешно управляете бизнесом, наверняка вы задавали себе вопрос «А что дальше?». Чтобы не оказаться в плену собственного опыта и не закоснеть, нужно развиваться в ногу с индустрией, заставлять себя смотреть на привычные задачи по-новому и прислушиваться к людям, чья точка зрения не совпадает с вашей.
«Смысл любого образования для взрослых — показать вам, что не существует волшебной кнопки, на которую можно нажать и получить результат, не существует чек-листов, черного и белого. У нас даже вступительное испытание на MBA состоит из решения бизнес-кейса, у которого нет правильного или неправильного ответа. Просто есть более очевидные решения, есть более дорогие, а есть более рискованные. Как и в жизни», — Виктория Бухаркина, ex-CMO OFFPRICE, преподаватель на MBA-программе Британки.
Комьюнити успешных людей
MBA — это не образование в его классическом понимании: с кучей теории и обязательным набором знаний. Главная ценность таких программ — нетворкинг и доступ к комьюнити людей, с которыми в обычной жизни вы вряд ли бы встретились. Например, на программе Британки могут одновременно учиться директор по маркетингу одного из направлений «Яндекса» и владелец региональных заводов. А на параллельных программах других факультетов — арт-директора, дизайнеры, фотографы и другие представители креативных индустрий, которые могут быть не менее полезны вашему бизнесу, чем коллеги из топ-менеджмента.
«Когда еще в одном месте могут встретиться 20 суперуспешных людей и свободно пообщаться? Часть из них придет из сфер, очень далеких от вашей, — и это круто, потому что вы познакомитесь с людьми, у которых совершенно иное мышление. Здесь же вы сможете пообщаться со своими конкурентами в свободной среде. В других обстоятельствах это было бы сложно представить: ведь мы же не звоним конкурентам с предложением выпить вместе кофе и обсудить, что дальше делать с нашими бизнесами», — Дарья Ядерная, генеральный директор Y consulting, куратор MBA-программы Британки.
Образовательная среда располагает к свободному общению и обмену опытом. На MBA вы учитесь в компании таких же мотивированных людей, как и вы сами, говорите с ними на одном языке и получаете квалифицированную обратную связь от преподавателей-экспертов. Здесь всегда можно найти единомышленника для запуска стартапа, сотрудника в команду или партнера для новой коллаборации.
Как выбрать MBA-программу
Существует несколько видов MBA-программ: одни предполагают полноценное full-time обучение, другие имеют модульную систему, когда вам нужно приезжать на занятия только пару раз в месяц. Направления тоже бывают разные: от антикризисного управления до HR-менеджмента, от логистики до стратегического маркетинга.
Большинство программ MBA предполагают сдачу ряда обязательных экзаменов: где-то достаточно обычного собеседования с куратором, а где-то вам нужно будет предоставить результаты TOEFL и GMAT (в основном это актуально для зарубежных вузов). GMAT — это международное тестирование, которое проводится на английском языке и оценивает уровень ваших аналитических, математических и логических способностей. Оно требует серьезной подготовки и уверенного владения инструментарием школьного курса математики.
Структура экзамена GMAT. Подробнее о нем можно почитать здесь.
При выборе вуза ориентируйтесь на свои дальнейшие карьерные планы. Если в будущем вы собираетесь релоцироваться в США, присмотритесь к Йельскому университету, MIT и Гарварду, а если ваша цель — жить в Европе, выбирайте среди европейских бизнес-школ. Так вы сможете быстрее интегрироваться в среду, получить знания и деловые контакты, актуальные для интересующего вас рынка. Если же вы ведете бизнес в России и планируете строить карьеру здесь, зарубежный MBA может оказаться для вас нерелевантным. Российские программы лучше ориентированы на наши реалии и условия, к тому же стоят дешевле и не требуют релокации. А международный сертификат MBA вы получите в любом случае — вне зависимости от того, в какой стране проходили обучение.
При выборе вуза отдельное внимание стоит уделить преподавателям. Их не должно быть много: если вы видите, что на программе указано больше 100 имен — это признак поверхностного подхода к обучению. В таком случае программа будет несистемной, каждый из преподавателей не будет знать, о чем рассказывал предыдущий, а большая часть лекций будет посвящена знакомству с новыми лицами и разбору кейсов из их практики, слабо применимой к реалиям вашего бизнеса. Поэтому оптимальное количество преподавателей — 20-30 человек.
Оценив количество, обратите внимание и на качество. В идеале преподаватели должны быть «играющими тренерами» — с опытом работы на топ-менеджерских должностях или с собственным успешным бизнесом, а также с опытом обучения студентов. Бывает и так, что при выборе программы абитуриенты ориентируются на место работы куратора. Например, тот занимает ключевую роль в «Яндексе» или в Chanel, и вы идете учиться именно к нему только для того, чтобы узнать какую-то инсайдерскую информацию об этой компании и ее управленческих процессах. Это заведомо проигрышная стратегия — как правило, топ-менеджеры таких компаний подписывают строгий NDA, который запрещает им делиться со студентами информацией о своем месте работы. Поэтому лучший вариант — обязательно просматривать CV преподавателей, но не рассчитывать на то, что благодаря обучению вы узнаете больше о своих конкурентах.
Вот уже несколько лет Британка и МГИМО проводят собственную двухлетнюю MBA-программу «Стратегический маркетинг и менеджмент». В основе курса классические маркетинговые и управленческие дисциплины: лидерство и менеджмент талантов, риск- и бренд-менеджмент, финансовый менеджмент и управление персоналом. Обучение длится два года и построено по принципу модульной системы — на занятия вам нужно будет приезжать только пару раз в месяц.
При этом в программе есть все главные плюсы зарубежного MBA: повышение квалификации для топ-менеджмента, нетворкинг и сильные преподаватели-практики. А в конце обучения вы получите сразу два диплома — «Мастер делового администрирования» со специализацией «Стратегический маркетинг» от МГИМО и диплом Британской высшей школы дизайна.