Создавать графические продукты можно как в составе креативных агентств, так и в роли независимых специалистов. Но для того, чтобы устроиться в именитую студию или сотрудничать с крупными заказчиками, нужно релевантное рынку портфолио, отражающее индивидуальный стиль работы и разносторонность проектов. Студенты годовой программы «Графический дизайн. Продвинутый курс» Британки формируют такое портфолио в процессе обучения. Поговорили с куратором Димой Красновым и выпускницами этого года Полиной Назаровой и Таисией Осиповой о том, как строится курс и и почему неудачи — тоже путь к росту.
Дизайнер должен быть готов к реальным условиям рынка
Продолжительность курса — год. Общие предметы идут на протяжении всего обучения: студенты получают набор теоретических и практических навыков, которые составляют фундамент профессии. Например, независимо от сферы, в которую углубится выпускник после учебу, ему все равно нужно будет знать типографику и программное обеспечение, уметь защищать авторские права и составлять смету на работу.
Второй тип предметов — это специализированные модули: фирменный стиль, дизайн упаковок, дизайн книг, дизайн диджитал-коммуникаций и моушн-дизайн. На каждом модуле к кураторам программы Дмитрию Краснову и Михаилу Шеттлеру присоединяются эксперты рынка. Они сами строят программу обучения, приглашают специалистов из индустрии на лекции и определяют соотношение теории и практики. Так, каждый модуль не похож на предыдущие.
«Все преподаватели курса работают в этой сфере и постоянно общаются с коллегами из разных студий и стран, и знают, что требует рынок, — рассказывает Дмитрий Краснов. — Поэтому мы вводим в программу работу с новыми технологиями, например, искусственным интеллектом, и выводим из нее неактуальные».
Программа адаптируется под влиянием внешних факторов: от прогресса в технике и софте до социально-экономических изменений. После выпуска студенты готовы к реальному рынку здесь и сейчас, им не нужно срочно добирать знания или навыки, чтобы поспеть за изменениями.
Паника, страх и гордость
На каждом специализированном модуле студенты работают над практическим проектом. Для большинства студентов это возможность открыть для себя новые сферы. Например, выпускница этого года Полина Назарова попробовала себя в книгоиздании. В рамках курса нужно было разработать книгу-азбуку: придумать тему и название, найти наполнение и иллюстративную составляющую, подобрать типографику, отразить идею и характер издания за счет системы верстки. В конце модуля студенты печатали свои книги, самостоятельно подбирая материалы и типографии.
«Для своей книги я выбрала тему повседневных вещей. Нас окружает огромное количество вещей, которыми мы пользуемся каждый день, но не задумываемся о том, как они появились и вошли в наш быт. Но истории есть у всего. В книге-азбуке описаны самые интересные истории создания некоторых бытовых вещей, без которых нельзя представить нашу жизнь».
В своем издании Полина использовала розовый, голубой и красный цвета в качестве акцента, чтобы подчеркнуть игривый характер издания и использовала необычную верстку, где текст обтекал фотографии.
Полина работала над проектом в новой для нее программе InDesign, первые дни ей приходилось преодолевать страх и панику: что сделать в первую очередь, как найти идею и метафору, как собрать концепт воедино. В результате же Полина получила новый инструментарий, который помог ей и в будущих проектах.
«И хотя на защите портфолио перед приглашенной комиссией и зрителями в зале, голос дрожал, а руки тряслись, в тот день я гордилась собой как никогда в жизни».
Критерии отбора брифов
Конечно, проекты в модулях бывают и концептуальными, но чаще это все же реальные брифы от представителей индустрии — брендов одежды, обуви, книгоиздатели и другие.
Далеко не все брифы попадают в работу: они должны соответствовать задачам обучения и помогать развить студенту все навыки, которые потребуются в реальной работе.
Так, во время модуля «Фирменный стиль» Полина Назарова разработала айдентику для целого театра. Аппарат.театр — это авторский иммерсивный театр, который отличается дерзким и смелым характером и не боится вступать в диалог со зрителем. Прежде чем приступить к заданию, Полина побывала на одном из спектаклей — ее сильно впечатлили игра актеров и глубина диалогов. Эти переживания она захотела сохранить в фирменном стиле и положила в основу концепции метафору о передаче эмоций за счет движений актеров. Идея прослеживается в графике, которая служит акцентным пятном в композиции. В качестве фирменных цветов Полина выбрала флуоресцентные фиолетовый и зеленый, чтобы подчеркнуть смелый характер театра и сделать отсылку к световым инсталляциям в постановках.
Софт-скиллы графдизайнера
Курс проходит в очном формате, так как специальность включает в себя много практических дисциплин — от инженерных до коммуникативных. На занятиях студенты делают коллажи, проектируют разные конструкции, оформляют выставки, готовят экспликации для музеев, ходят на экскурсии в компании, для которых будут разрабатывать дизайн.
Проект визуального редизайна для бренда Twenty Nine выпускницы Таисии Осиповой
«Есть те, кому достаточно онлайн-образования. Они очень самоорганизованные, — говорит куратор Дмитрий Краснов. — Но для большинства онлайн-обучение все же подходит, когда нужно взять всего несколько лекций или отдельный предмет, который бы восполнил пробел в знаниях. В графическом дизайне очная форма сильно влияет на дисциплину и восприятие материала».
При поступлении студенты уже должны владеть основами коммуникационного дизайна и иметь портфолио работ: программа не дает знания с нуля, она расширяет и углубляет экспертизу. Помимо практических навыков, у абитуриентов программы графдизайна должны быть развиты четыре важных софт-скилла:
— Мотивация. Нужно быть уверенными, что графический дизайн для вас — это не просто «попробовать, послушать, понять, познакомиться», а а дело, в котором вы хотите развиваться как профессионал. Без этого работать над учебными проектами целый год в режиме 24/7 практически невозможно.
— Ответственность. Не только за свой выбор, но и за коллективные групповые проекты. Если каждый участник не сделает свою часть работы, общий проект не выйдет.
— Коммуникабельность и дружелюбность. Хороший дизайнер — это такой «траблшутер»: он должен находить выход из любой сложной ситуации, где не совпадают мнения разных людей — одногруппников, коллег, заказчиков.
— Стрессоустойчивость. Надо уметь переделывать результаты недельных трудов, видеть грань между критикой и осуждением и воспринимать эту критику как направляющий вектор и фильтр, а не попытку обидеть. Не все это выдерживают.
«Курс был очень интенсивный, — рассказывает Таисия Осипова. — И, наверное, сейчас больше всего вспоминается ощущение, когда ты что-то в ужасе на высокой скорости сделал, и вдруг уже на занятии понимаешь, что, может быть, это получилось неплохо — несмотря на творческие терзания, отсутствие времени и идей, и общее замешательство. И в этом, на мой взгляд, проявляется талант преподавателей».
Одним из ключевых проектов на курсе для Таисии стал дизайн упаковки шоколада. Такого опыта у нее еще не было, поэтому поначалу она действовала на ощупь и пробовала разные подходы, но ничего не складывалось. Ключом для решения задачи неожиданно стала акварель, которую Таисия написала несколько лет назад во время месяца медитации в Таиланде. Картина источала спокойствие, легкость и красоту — это идеально подошло для иллюстрации идеи здорового питания.
«Естественным образом от акварели выстроился „музейный“ дизайн — со штампами, выключкой по центру и лаконичной гаммой. Яркий синий цвет оказался выгодным решением — полезного шоколада много, и новому продукту важно отличаться от конкурентов. Моя упаковка победила на внутреннем конкурсе Royal Forest и поехала на выставку как новый продукт компании», — говорит Таисия.
Конкурентоспособное портфолио
Еще десять лет назад у большинства школ дизайна был только дипломный проект, по которому будущему работодателю было сложно оценить навыки и знания кандидата. На финальный результат могли влиять жизненные обстоятельства или проект не позволял задействовать все сильные стороны и знания автора.
Современные студенты представляют на защите три проекта. Их они создают в течение года, используя знания, полученные на разных модулях. Защита происходит перед реальным заказчиками, после нее — работы экспонируются в отдельной выставке.
Несколько сильных проектов — это уже профессиональное дизайнерское портфолио. Его достаточно, чтобы на собеседовании потенциальный заказчик мог сделать вывод об опыте и знаниях дизайнера.
Съемка упаковки перед защитой. На фотографии Даша Нестерова, фотограф Британки
«Сейчас я работаю графическим дизайнером в SETTERS EDUCATION. Оказалась тут именно благодаря Британке и новому приобретенному опыту, — говорит Полина Назарова. — Школа внесла огромный вклад в мою карьеру. Сейчас я чувствую себя уверенным специалистом, но не останавливаюсь в своем развитии и строю планы на будущее. Хотела бы больше развиваться в айдентике, углубиться в леттеринг, освоить 3D».
Научиться мыслить вне стереотипов, овладеть крафтовыми и диджитал-инструментами современного графдизайна и узнать, как выстраивать отношения с заказчиками, можно на годовой программе дополнительного профессионального образования «Графический дизайн. Продвинутый курс». Обучение проходит на реальных брифах под руководством опытных профессионалов индустрии.