Что такое фэшн-фотография и кто такой фэшн-фотограф
Фэшн-фотография — это жанр фотоискусства, цель которого — продемонстрировать одежду, обувь, аксессуары, отразить все грани модной индустрии. Сейчас такие снимки публикуются в журналах и на сайтах, которые посвящены модным брендам. Это могут быть кадры с дефиле и показов, вечеринок и презентаций новых коллекций, студийных и уличных съемок.
Фэшн-фотограф — специалист, который проводит съемку для модных журналов и брендов. Он продумывает концепцию съемки, руководит процессом, обрабатывает и ретуширует фото. Профессия востребована, в ней множество путей для развития: эксперт может работать на фрилансе с рекламными агентствами, открыть свою студию или устроиться в штат модного издания или бренда.
«Для меня фэшн-фотография — это не просто показ модной одежды, но и искусство передавать эмоции и брендовую идентичность. У многих фотографов есть свой стиль, и бренды часто выбирают их для сотрудничества, если их видение соответствует концепции компании. Поэтому фэшн-фото — это объединение креативности и брендовой эстетики, в котором важную роль играет личность фотографа». — Женя Филатова, фотограф, работала с GQ, Сноб
История фэшн-фотографии
Компании начали продвигать свои товары с помощью снимков в начале XX века, когда технология фотографирования стала проще и доступнее. Вместо рисунков в журналах и газетах стали публиковать фотографии, которые гораздо точнее демонстрировали платья, костюмы и туфли. Появились первые журналы, которые были полностью посвящены моде — Vogue, Harper’s Bazaar. В редакциях быстро поняли: фотоизображения притягивают взгляды. Журналы начали сотрудничать с фотографами, чтобы размещать снимки на обложках и разворотах. Фэшн-фотография стала искусством, которое отражало эпоху и личности творцов, развивалось и задавало модные тенденции.
Настоящий расцвет fashion-фотографии пришелся на 1950–1970-е годы. Это связано со стремительным развитием моды после войны. В Европе открываются модные дома, без перерыва идут показы и презентации коллекций, бренды стремятся одеть в свои наряды известных голливудских актеров и актрис.
Актуальная fashion-фотография все больше выходит за рамки простого показа одежды и аксессуаров. Теперь это искусство представляет собой особый стиль жизни и философию, а не просто демонстрацию предметов. В индустрии появляется все больше и больше талантливых фотографов, таких как Ирвинг Пенн и Ричард Аведон, Джан Паоло Барбьери и Мельвин Сокольский. Они расширяют жанровые границы и придают кадрам метафорическое, причудливое звучание. Например, Джан Паоло Барбьери запечатлевал моделей на огромном дереве, которое спилил и привез в студию, или воссоздавал сцены из психологических триллеров Хичкока.
Джан Паоло Барбьери. Кристиана Штайднтен, Французский Vogue, Сейшельские острова, 1975
А Мельвин Сокольский вдохновлялся картиной «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, помещая модель в прозрачный пузырь, плывущей по Сене.
Мельвин Сокольский. Симона д’Айланкур, Harper’s Bazaar, Париж, Франция. 1963 год
Усложнение образов, глубина, эксперименты с цветом и светом, игра с воображением зрителя приводят к тому, что модные фотографии начинают жить отдельно от журналов. Их показывают в музеях и на выставках, появляются конкурсы для фотографов, учреждаются гранты.
Сегодня фэшн-фотография перешла со страниц журналов в блоги, соцсети и онлайн-магазины. Тенденции и особенности фотосъемок также изменились. Современные тренды — это простота, подлинность и реализм. Люди не хотят видеть идеальных отретушированных моделей, им важно ассоциировать себя с героями изображений и чувствовать эмоции тех, кто похож на них самих.
«Фэшн-фотография сейчас не просто обслуживает моду, она — часть современной культуры, без которой восприятие мира невозможно. Любой визуал, будь то книги или журналы, без нее невозможен. Именно фэшн задает тренды и понимает, каким языком надо говорить сейчас. В каком-то смысле это искусство помогает нам увидеть будущее». — Алексей Никишин, куратор программы «Fashion-фотография» в Британке.
Виды fashion-съемок
Как во всех видах искусства, в фэшн-фотографии появилось несколько направлений. Они различаются стилем, местом съемки и назначением кадров. Фотограф может специализироваться на одном виде или работать в разных направлениях.
Уличная мода
Этот вид фэшн-фотографии появился и распространился в 1925-1935 гг. — в это время началось серийное производство камеры Leica I. Этот компактный и удобный фотоаппарат, в отличие от своих громоздких предшественников, позволял делать снимки где угодно. Модные бренды поняли, что одежду можно демонстрировать не только в студии, но и в «естественных» условиях на улице и начали организовывать съемки на открытом воздухе.
Сейчас уличная фэшн-съемка все еще в тренде: модные дома приглашают моделей, актеров, блогеров, чтобы те надевали их одежду и показывали ее в урбанистических пейзажах.
Уильям Кляйн, Simone + Nina, Рим, Италия,1960
Эдиториал-фотография
Editorial — это снимки, выполненные специально для изданий или журналов. Их еще называют редакционными. Их цель — не просто продать вещь и привлечь покупателей, а рассказать историю, зацепить внимание. Например, журнал хочет выпустить статью об известной бизнесвумен, которая дает советы по деловому образу для женщин. Здесь демонстрация одежды — это не продажа, а заявление. И фото оплачивает редакция журнала, а не производитель одежды.
Ришар Аведон, Довима со слонами, Париж, 1955 год
Высокая мода
Это работы фэшн-фотографов, которые можно увидеть на обложках журналов. Съемки проходят в студии или на модных показах. Модели часто одеты в необычные наряды от кутюр, которые вряд ли увидишь в повседневной жизни. Каждая деталь на фото идеально продумана, от позы до прически. Все это создает идеальный модный образ для журнала и передает задумку автора.
Тони Велос для Long Tran
Фотосессия для каталога
Один из видов коммерческой фотографии. Задача таких снимков — показать фэшн-товары, поэтому акцент делается именно на продукт. Обычно такие модные съемки проводятся в студии, при этом фотограф используется неброский однотонный фон и минимум реквизита. Все внимание уделяется товару, поэтому на кадрах могут быть крупные планы без лица модели.
Норберт Шернер, каталог для Prada, 1998-1999
Как создавать модные фотографии
Особенности создания фэшн-фотографии сильно отличаются в зависимости от вида съемок. Например, при работе в студии и на улице специалист использует разные камеры, осветительные приборы, приемы фотографирования. В целом процесс работы, независимо от направления, можно разделить на 3 этапа:
1. Подготовка. Это самый сложный для специалиста этап: нужно проработать концепцию и сценарий, согласовать их с брендом, выбрать локацию и продумать декорации. Часто при поиске идеи фотографы делают для себя «шпаргалку» — собирают мудборд. Это презентация, где собраны несколько вдохновляющих изображений: ракурсы, одежда, макияж, прическа, атмосфера, цветовые акценты. Мудборд помогает найти свою задумку и визуализировать результат в голове. Также фотограф вместе с продюсером подбирает моделей для участия в fashion-фотосъемках в соответствии со сложившейся концепцией.
2. Съемки. На съемках фотограф обсуждает со стилистом образы моделей, подсказывает, на какие референсы из мудборда ориентироваться, выставляет свет, подбирает нужные ракурсы и взаимодействует с моделями. Иногда он руководит процессом наряду с продюсером.
3. Пост-продакшн. После проведения фотосессии нужно сделать предварительный отбор снимков и отправить их на одобрение. Представители бренда согласовывают фотографии, и специалист ретуширует отобранные кадры. Это трудоемкая работа — нужно не только сделать кожу ровнее, скорректировать свет и экспозицию, но и убрать мелкие предметы и бирки, привести в порядок пряди волос модели. При этом важно не перестараться, чтобы лица не выглядели пластиковыми и неестественными. И все это — на каждом снимке, которых может быть несколько десятков или сотен.
Топ фэшн-фотографов
Алексей Никишин и Женя Филатова назвали свой топ современных фотографов, оказавших на них влияние и создающих сейчас интересный фэшн-визуал.
Эрвин Блюменфельд
Немецкий эксперт, которого можно назвать классиком фэшн-фотографии. Простые и лаконичные, его снимки притягивают взгляд и удерживают внимание на несколько минут. Несмотря на то, что он работает в жанрах сюрреализм и дадаизм, он придерживается правил, применяя безупречное золотое сечение. Фотограф сотрудничал с Vogue, Harper’s Bazaar и звездами мирового шоу-бизнеса — Марлен Дитрих, Грейс Келли, Одри Хепберн.
Эрвин Блюменфельд, Одри Хепберн, Нью-Йорк 1950 г.
Джонни Дюфорт
Британский творец, который работает с Tom Ford, Calvin Klein, Kenzo и Louis Vuitton. Его отличает необычный взгляд на вещи, смелая работа с цветом и безграничная творческая свобода. Он не боится показаться эпатажным и чудным, и рассказывает истории так, как видит.
Джонни Дюфорт, Dazed and Confused, зима 2017
Юрген Теллер
Немецкий мастер, который сломал традиционные рамки модной фотографии и создал принципиально новый язык. Он максимально отошел от идеальной картинки и всех канонов, делая засвеченные карты с заваленным горизонтом, куда попадают случайные вещи — даже его собственные руки. Его снимки настолько простые и незамысловатые, что на первый взгляд выглядят любительскими. Но за ними — огромный опыт, продуманная авторская идея и тщательная подготовка.
Юрген Теллер, Кейт Мосс
Все больше фотографов разрушают стандарты, придумывают новые подходы к съемкам, задают новые направления. И привносят в жанр свой уникальный взгляд на привычные вещи.
Современная фэшн-фотография — это отражение мира. Искусство, которые помогает зрителям лучше узнать себя, а творцу — воплотить идеи и вложить в них свое видение жизни. Начать рассказывать свои истории через снимки и влиться в индустрию моды можно на программе «Основы фотографии и создание портфолио» от Британки. Вы освоите технику, научитесь работать с графическими редакторами и соберете свое первое профессиональное портфолио. Продолжить свой путь в индустрии можно на программе «Fashion-фотография». У вас будет 120 часов съемок, 2 коллаборации с модными брендами, чтобы обрести собственный стиль в модных и коммерческих съемках и забрать больше 50 работ в портфолио.
Фоновое изображение:
Команда:
Арт-директор / Фотограф // Владимир Ос
Продюсер/ кастинг-директор // Ксения Овчинникова
Визажист // Надежда Глебова
Стилист // Марина Нова
Модели // Анна Юдакова, Никита Морарь, Алина Качанова
Хореограф // Александра Ветрова
Сет-дизайн // Ксения Овчинникова, Александра Ветрова