В чем суть визуального программирования?
Традиционно для разработки программного обеспечения используют средства, которые основаны на текстовом представлении программ. Этот текст называется кодом. Развитие цифровых технологий, индустрии бродкастинга и геймдева за последнее десятилетие изменило правила игры. На рынке появились инструменты с с низким уровнем кода и без кода, которые позволяют создавать ИТ-продукты без особых навыков программирования. Это значит, что теперь с задачами по разработке может справиться и UX/UI дизайнер.
Из-за понятного интерфейса в визуальном программировании низкий порог входа. С навыком no-code специалист может создать веб-страницу за счет готовых визуальных элементов, например, блоков текста, кнопок и форм. Если он пойдет дальше и освоит работу с low-code платформой, то получит возможность собрать уникальный продукт под запрос клиента.
Какие задачи может выполнять дизайнер?
Технологии разработки приложений в клиентском секторе активно развиваются с 2020 года. Bubble, Retool, Glide, FlutterFlow и другие инструменты позволяют тестировать маркетинговые гипотезы, готовить макеты будущих сервисов, запускать и проверять MVP.
Например, частный инвестор и бывший директор по продуктам Google Андрей Дороничев создал первую версию своего приложения Breathe With Me (дыхательные практики под электронную музыку) в FlutterFlow по понятным шаблонам, «без строчки кода», затем поднял инвестиции и вместе с программистами доделал оставшиеся блоки.
Программа для использования компанией без доступа извне может выглядеть так. С ее помощью можно управлять складом или вести управленческий учет. Источник: https://dev.to/cubejs/building-an-internal-dashboard-with-retool-and-cube-1g4c
Интерфейс программы с низким кодом Tableau. Особое внимание платформа уделяет аналитике и визуализации данных. Источник: airplane.dev
Предприниматель из Индии Картик Шридхаран запустил биржу фрилансеров Flexiple на базе Google Таблиц и Airtable. Компания отказалась от применения кода и использует рабочие процессы API, которые предоставляет Bubble. Бизнес приносит основателю доход более 3 миллионов долларов при затратах менее 100 долларов в месяц.
С подходом low-code и no-code можно:
— обрабатывать пользовательские события ввода (клики, свайпы, ввод с клавиатуры и т.д.);
— переходить между экранами;
— программировать логику поведения анимации;
— создавать базы данных;
— создавать формы для сбора, добавления, обновления и удаления данных в базе данных;
— собирать и фильтровать данные;
— управлять регистрацией, авторизацией и уровнем доступа пользователей;
— устраивать интеграцию со сторонними сервисами по API (чат-боты, рассылки, погода, геолокация, маркетинговые платформы, таск менеджеры и т.д.);
— работать с мультимедийными файлами (фото, видео, 3D-модели).
Работа с графическими элементами и блоками визуального программирования знакомит дизайнеров с ограничениями технической реализации интерфейсов, что в свою очередь способствует более гармоничному взаимодействию с разработчиками.
Среди минусов технологий с низким кодом — неоптимальное использование ресурсов. Программы много весят и потребляют больше энергии, а успех решения зависит от провайдера. Отдельные задачи на уровне операционных систем и контроллеров не получится выполнить без ручного написания кода, для некоторых не хватает функционала.
Какие перспективы у этого подхода?
Визуальное программирование повышает производительность разработчиков и дизайнеров, упрощает процесс создания программного кода, делает его гибким и доступным. Это в разы дешевле и привлекательнее для бизнеса.
Глобальная причина — дефицит кадров и стремление сократить издержки. В России ситуация осложняется занятостью профессиональных программистов в сложных экосистемных проектах. К тому же их труд стоит недешево. Компании выгоднее нанять дизайнера, аналитика или менеджера с гибридными навыками, чем выплачивать среднюю зарплату нескольким людям с узкой специализацией и традиционным инструментарием. Со временем «использование no-code и AI» может заменить строчку «уверенный пользователь MS Office» в описании компетенций.
No-code и low-code, а также нейросети на фоне цифровизации и перехода бизнесов в онлайн становятся востребованным решением. В 2022 году объем рынка low-code систем в России составил около 8 млрд рублей и может вырасти до 30 млрд рублей в 2028 году. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году только 30% новых приложений будет создаваться с участием традиционных программистов.
Возможно, в будущем основная часть front-end разработки перейдет дизайнером, а программисты будут отвечать за инструменты и специфические модули. Похожий подход уже применяется в индустрии разработки игр.
Стать человеком с мульти-навыками и повысить шансы на карьерный рост поможет курс Программирование для дизайнеров. За 2,5 месяца онлайн-занятий вы прокачаете скиллы в продуктовом дизайне, научитесь собирать и разрабатывать программные продукты, применять генеративные нейросети и проектировать 3D-графику.