Направо пойдешь — в IT придешь
У любого выпускника сейчас перспективы такие: либо идти в IT, например, в Яндекс, Сбер, Озон, ВТБ, либо пойти в креативное агентство. У этих путей разные преимущества. IT — это карьерная лестница, медицинская страховка. В агентстве же добиться продвижения по карьере сложно. Зато есть возможность быстро вырасти как профессионал и получить классные фестивальные кейсы. Есть еще третий вариант — делать свое агентство, но мне кажется, это все менее и менее выгодно с точки зрения финансов.
Веб-сайты, брендинг и графика для Divan.ru. Фото: suprematika.ru
«Нужно, чтобы зацарапало глаза», или чем зацепить агентство
Сейчас на рынке такая проблема: у нас дефицит старших и миддл-дизайнеров, про арт-директоров и креативных директоров я вообще молчу. А вот кого реально много — это джуниоров. Этому сильно поспособствовали онлайн-школы. Многим выпускникам таких школ сложно найти работу, иногда они просто не нужны рынку. Потому что то, что они умеют, например, использовать Photoshop и Figma, уже умеют все. А главному их не научили — думать. Я считаю, что недобор у нас сейчас из-за того, что нет умеющих думать дизайнеров. И чем дальше будут развиваться технологии и нейросети, тем меньше будет нужда в джуниорах и выпускниках первых курсов. Вот в этом трагедия: чем дальше, тем будет сложнее вход в профессию.
Что касается найма, сначала мы смотрим на сопроводительное письмо. Чем оно короче, тем лучше. Идеальное письмо, на мой взгляд, это «Привет, вот мое портфолио, я хочу на такую-то позицию.»
Дальше о портфолио — кейсы в нем должны зацепить. Даже если это небизнесовый проект, нужно, чтобы нам зацарапало глаза. И тогда мы поймем — это то, что нам нужно, этот дизайнер умеет мыслить нестандартно и выделяется из общей массы.
Есть такой крутой креативный директор, Леонид Фейгин. Я многому у него научился. Однажды он мне объяснил, как понять, что работа крутая. Есть два критерия: «Я бы никогда так не сделал» и «Я бы никогда такое не придумал». Если ты думаешь про проект одно из этого — значит, он хорош. А вот если это «Я бы никогда такое не придумал, но я бы поленился так сделать» — проект действительно очень крутой. Это идеальный пример нешаблонного мышления, когда ты смотришь на работу и думаешь: «Ого, мне такое в голову бы не пришло, но я бы точно не стал так делать». Вот такие штуки впечатляют лично меня.
Графика и брендинг для «Улыбки радуги». Фото: suprematika.ru
Рецепт успеха #1: виральность
Есть способ, который сработал в моем случае и у агентства Creative People, которое по такому же формату развивалось и расширялось. Можно набрать лидов, если сделать ненастоящий, но очень похожий на настоящий фестивальный кейс, который станет популярным в дизайнерской среде. У моего агентства это был проект про бар и музей в 2010-2011 годах. Мы сделали кейс, который стал очень виральным. Его форсили и на Behance, который тогда был у всех на слуху, на Revision и многих других местах. И за счет абсолютно небизнесовых и веселых дизайнерских кейсов у нас получилось завоевать известность, благодаря которой мы можем сейчас делать бизнес-проекты.
То же самое было с Creative People, они сделали очень крутой собственный сайт. В 2010 году это был самый популярный сайт из всех агентств. Это была просто одна главная страница агентства. И он тоже был очень виральным.
Рецепт успеха #2: не замыкаться
Проблема в том, что дизайн-сообщество достаточно замкнутое. Есть такая болезнь в наших кругах, я назвал ее «бехансулез». К сожалению, многие дизайнеры ей страдают. Это как сложился некий формат подачи беханса и кейсов в беханс. Это когда ты делаешь красивые сетки несуществующих сайтов и выкладываешь их на Behance. Там другие такие же дизайнеры друг друга лайкают и все счастливы. Но при этом в этой цепи не хватает одной вещи — заказчиков. Потому что они туда не могут прийти, им это неинтересно. Мой ответ — не нужно замыкаться. Я слушал многие подкасты дизайнеров, которые делают подкасты для дизайнеров. Единственный способ вылезть из этой среды — появляться на других подкастах и мероприятиях, которые не связаны с дизайном, и рассказывать о своей работе там.
Графика и упаковка для бренда Lite by Mascotte. Фото: suprematika.ru
Рецепт успеха #3: фестивальные кейсы
Участие в фестивалях важно вот почему: есть пул больших компаний, вроде Газпромнефти, Роснефти, которые которые по договору обязаны брать подрядчиков на креатив из ТОП-10 АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России — прим. ред.). Он формируется за счет фестивальных баллов, которые складываются по количеству выигранных фестивалей. Чем больше ты фестивалей выиграл, тем больше у тебя баллов, тем выше ты поднимешься в иерархии. Можно выиграть пару фестивалей, попасть в ТОП-10 и обеспечить себя клиентами.
А еще фестивали задают тренды и определяют, что должно быть актуальным в рекламе сейчас, какие идеи нужно транслировать. Фестивали формируют маркеры того, что хорошо и актуально, а что устарело.
Если вы собираетесь устраиваться в агентство и у вас нет портфолио, достаточно одной награды на студенческом фестивале, и вас сто процентов возьмут. Например, каждую осень проходит фестиваль Среда. Мы разрабатывали для него айдентику. Для меня это была очень важная работа, так как мы максимально воплотили в жизнь наш подход: выразили идею минимальными графическими средствами и действиями. Конечно, мы провели большую подготовительную работу — думали над проектом, искали стиль. А потом вышли, отсняли и отправили заказчику, и ему понравилось. Это так, просто заметка о том, как можно по разному подходить к работе.
Владимир Лифанов будет куратором новой программы Британки «Современная айдентика». За два месяца обучения вы познакомитесь с полным циклом разработки дизайн-проекта от идеи до результата и создадите полноценный фирменный стиль. Дипломную работу можно будет подать на фестиваль концептов «Среда» — это прекрасный шанс выделиться и найти клиентов. Студенты с самыми высокими результатами получат шанс попасть в штат агентства «Супрематика». Старт программы 23 марта, записаться можно уже сейчас.