В этом учебном году практика по инклюзивному дизайну проходила в сотрудничестве с фондом «Добросердие» и была посвящена молодым людям с детским церебральным параличом. В этом материале рассказываем о проекте и связанных с ним открытиях, находках, трудностях и впечатлениях участников.
Специфика проекта
Детский церебральный паралич остается одной из главных причин детской инвалидности, так что вопрос производства подходящей одежды стоит особенно остро. Люди с ДЦП сталкиваются с трудностями, незнакомыми большинству дизайнеров и потребителей.
В первую очередь это моторные ограничения, осложняющие процесс надевания и снятия одежды. Эту проблему усугубляет реабилитационное оборудование. Адаптивный дизайн стремится позволить ребенку выполнять как можно больше действий самостоятельно, а оставшиеся — с минимальными трудозатратами для опекуна.
Вместе с тем эстетические потребности детей, нуждающихся в адаптивной одежде, ничем не уступают их сверстникам. Задача дизайнера — найти оригинальное решение, объединяющее их видение с особыми обстоятельствами.
Знакомство
Все участники проекта разделились на команды, и каждая принялась за разработку и пошив одежды для одного из четверых подопечных (Гоша, Егор, Таня и Саша). На первой встрече присутствовали родители всех четверых ребят и директор фонда «Добросердие» Надежда Корсакова.
Наталья Павлова, студентка: «У Гоши потрясающие, открытые мама и папа. И они, и сам Гоша были максимально вовлечены в процесс. Когда нам нужно было снять мерки, Гоша очень старался, помогал. Родители поднимали его с коляски, он со всех сил вытягивался, старался стоять ровно, чтобы нам было удобно. Это тронуло до глубины души».
Постановка задачи
На первой встрече молодые дизайнеры не только знакомились с подопечными и снимали мерки, но и внимательно изучали, какие сложности возникают в процессе одевания людей с ДЦП. Ведь будущие изделия должны по возможности решать эти проблемы, быть максимально удобными и функциональными.
Юлия Балкизова, студентка: «Мы решили рискнуть и взялись за сложную задачу — верхнюю одежду. Снимали на видео, как родители одевают Гошу, сгибают его руки, чтобы продеть их в куртку. Потом эти видео анализировали и имитировали положения тела, движения Гоши, делали на себе наброски и пробовали одевать друг друга, искали неудобные и проблемные места. В итоге у нас было шесть или семь прототипов и макетов».
Родители рассказали студентам о своих запросах и пожеланиях. Как оказалось, наиболее сложные сезоны — осень и зима, когда одевание верхней одежды становится ежедневным испытанием.
Ольга Валерьевна, мама Егора: «Как у мамы молодого человека, который любит поездки, прогулки и посещает образовательные учреждения, у меня появились сложности — особенно в холодный период года, который, к сожалению, длится по 6 месяцев. Мне тяжело одевать на Егора зимнюю верхнюю одежду. Егор не может мне помогать — подать руки, чтобы одеть их в рукава, или привстать с коляски, чтобы я могла расправить куртку. Соответственно, наш запрос дизайнерам Британской высшей школы дизайна был: придумать модель зимней куртки, которую можно легко одеть на сидящего в коляске Егора».
После первой встречи команды студентов приступили к созданию одежды в соответствии с поставленными задачами. Процесс разработки (как самостоятельной, так и совместно с преподавателями Британки) шел два месяца, во время которых студенты периодически встречались с подопечными на примерках.
Творческий поиск
Студенты признаются: к работе над проектом они приступили с волнением.
Алтын Мяликгулыева, студентка: «Конечно, был стресс, потому что ты переживаешь за результат, за свою ответственность перед родителями и их ребенком, которым обещал, что вы все сделаете и обязательно получится красиво».
Процесс работы тоже был непростым: продумывание элементов, примерки и корректировки шли по кругу. Одним из особенно сложных изделий была зимняя куртка для Егора.
Диана Лысенко, студентка: «Первые сложности возникли с посадкой куртки на Егора: фигура нестандартная, и нам поначалу было трудно понять, как правильно сделать все правильно. Мы отшили два макета, но все равно оставались недоработки. Нашли конструктора, но и тут нам с первого раза не повезло. Отшили макет по лекалам конструктора, а за день до примерки обнаружилась куча ошибок. Пришлось экстренно исправлять, распарывать макет, наращивать с помощью ткани какие-то детали. К примерке рукав все-таки удалось улучшить. Лаборант на производстве, в которое мы потом обратились, нашла ошибки в лекалах, смогла исправить их в ходе пошива, и почти все получилось в соответствии с задумкой».
Важную роль на пути к результату сыграл и навык работы в команде.
Наталья Павлова, студентка: «Командная работа шла не без споров, но это нормально для творческого процесса. Все понимали ответственность за проект и были включены на все сто. Кто-то рисовал, кто-то делал начальное моделирование, кто-то общался с родителями. Мы друг другу помогали, поддерживали, носили конфеты — было очень здорово и комфортно. Именно благодаря работе в команде мы сделали два бомбера, а не один. В одиночку несколько решений быстро не найдешь, а в команде можно увидеть гораздо больше».
Результат
Спустя два месяца кропотливой работы одежда была готова.
Команда, которая работала с Гошей: Наталья Павлова, Юлия Балкизова, Анастасия Ересько, Виктория Чернышевская
Анастасия Ересько, студентка: «Для Гоши мы сшили два бомбера: один спортивный, другой — более классический, из пальтовой ткани».
Команда, которая работала с Егором: Диана Лысенко, Алена Емельянова, Елена Безребрая
Ольга Валерьевна, мама Егора: «У Егора в гардеробе теперь есть современная, модная, эргономичная и теплая куртка, которую легко снимать и одевать с помощью двух застежек-молний, с удобными манжетами. А еще Егор сможет обходиться без шапки благодаря удобному капюшону».
Команда, которая работала с Сашей: Полина Тахтобина, Артем Баранов, Мария Славкина, Антон Делянченко
Полина Тахтобина, студентка: «Основной задачей было сшить для Саши куртку, но получилось больше предметов одежды: куртка-пончо, куртка с рукавами „летучая мышь“, костюм из флиса».
Команда, которая работала с Таней: Индира Байсарова, Алтын Мяликгулыева, Анна Горбунова
Таня всегда мечтала о нарядном платье, как у принцессы из любимого мультфильма «Холодное сердце».
Функциональность одежды
Удобство и функциональность — важнейшие характеристики одежды для людей с ограниченными возможностями. Студенты рассказали, как именно функциональность помогала им продумать дизайн.
Юлия Балкизова, студентка: «На одном бомбере у нас были эластичные вставки на спине, а на втором расстегивалась пройма и были вшиты молнии на предплечье, чтобы можно было удобнее продевать руку. В итоге конструкция даже набрала оригинальности. На одном из бомберов мы удлинили спинку, чтобы он закрывал поясницу и его можно было носить в более холодное время года. В обеих конструкциях использовали втачной рукав — это дало более четкую форму плеча. Рукава конструировали так, чтобы обеспечить большую амплитуду движений руки. При всем это мы хотели максимально универсальную одежду, подходящую не только для людей с ДЦП. Очень хотелось бы запустить что-то подобное в массовое производство».
Анастасия Ересько, студентка: «У нас на одном бомбере для Гоши есть клапан, под которым прячется молния. Он сначала открывался в стандартную, „логичную“ сторону, но что-то было не так. После переноса клапана все сразу встало на свои места, так как у ребят в этих зонах поддерживающие подпорки, и клапан физически должен быть в другом месте. Это совершенно потрясающие мелочи — никто не обратит внимание, в какую сторону клапан, но мы видим и понимаем, почему дизайн этого бомбера именно такой».
Полина Тахтобина, студентка: «Особенностью костюма из флиса было то, что для облегчения одевания мы решили сделать молнию на спине олимпийки, а на брюках — по боковым швам и увеличили линию талии на спине. Это очень актуально для сидячих людей, такое можно увидеть в том числе в экипировке для спортсменов. Например, я себе для квадроцикла такие штаны приобрела».
Впечатления
Анна Черных, куратор программы «Дизайн одежды. PRO»: «Я очень рада, что у нас в этом году все так сложилось и мы сделали этот проект с фондом „Добросердие“. Мне кажется, что даже такими маленькими шажками мы все равно двигаем индустрию, меняем мысли дизайнеров, которые у нас учатся, и дарим родителям веру в будущее. Одним словом: очень положительные эмоции».
Родители приняли предложение фонда «Добросердие» поучаствовать в проекте с радостью. Большинство мам и пап остались довольны: проект подарил их детям не только изделия для гардероба, но и новые знакомства, уверенность в себе и море позитива.
Марина Владимировна, мама Тани: «Таня большую часть времени проводит дома, и любая возможность пообщаться с новыми людьми очень важна для нас. Тем более Таня — девочка, которая хочет выглядеть модно, но это очень трудно в силу физических ограничений. Хотелось бы, чтобы мода была доступна всем без исключения. Проект подарил нам много положительных эмоций: радость общения, веру в волшебство, классное платье от дизайнеров и потрясающую фотосессию. Но главное — он подарил Тане уверенность в том, что она может жить полной жизнью, такой же яркой и насыщенной, как остальные».
Ольга Валерьевна, мама Егора: «В какой-то момент наша семья осознала, что Егор „прикован“ к инвалидной коляске не только из-за диагноза, но и из-за нашего отношения к этой ситуации. Мы осознали, что свобода — это не только про возможность передвигаться, а еще про и креативность мышления, поиски альтернатив, способность мечтать и придумывать. Все это отражается на внешнем облике: это и стрижка, и оправа очков, и цвет обуви, и, конечно, одежда. А с ней все не так просто. Человеку, который динамично живет, пусть и в инвалидной коляске, нужна такая же динамичная, удобная, современная, трансформируемая одежда».
Ольга Григорьевна, мама Саши: «Саша просто сияла на фотосессии — счастливая, увлеченная, уверенная в себе. Мы таким своего ребенка увидели, наверное, впервые».
Татьяна Валерьевна, мама Гоши: «Я считаю, что любой человек должен выглядеть красиво и опрятно. Мы очень рады, что поучаствовали в проекте. Получили две классных куртки — удобных, красивых, гармоничных. С удовольствием будем носить эту одежду и вспоминать общение с нашими девочками».
Надежда Корсакова, президент благотворительного фонда «Добросердие»: «Проект очень важный и нужный, и мы были рады выступить партнером в нем. Он про изменение взглядов на мир моды не только в направлении стандартного дизайна, но и в области работы над одеждой для людей с инвалидностью. В современном мире очень важна одежда не только модная, но и со своим уникальным стилем. Функционал и стиль важно учитывать в создании любой одежды. И в этот раз студентам удалось реализовать все поставленные цели».
По словам студентов, проект помог им по-новому взглянуть на суть дизайна.
Наталья Павлова, студентка: «Для меня проект стал поворотным — и в том, как я посмотрела на себя в дизайне, и в плане осознания того, что я действительно могу сделать что-то полезное. Плюс был момент преодоления какого-то внутреннего барьера: сначала кажется, что с задачей невозможно справиться, а потом ты видишь на манекене готовый макет, который вы с командой сами сконструировали. И да, на это ушло много времени и сил, но это получилось, и получилось здорово».
Создавать одежду, которая совмещает в себе функциональность и эстетику, учат на двухлетней программе Британки «Дизайн одежды. PRO».