Эволюция мультимедиа-искусства
Мультимедиа-технологии начали активно использоваться в 1960-х с появлением видеоарта. Видеоарт развивался вместе с техническим прогрессом и в итоге вырос из ниши современного искусства в отдельную широкую область мультимедиа-дизайна.
В России одним из пионеров мультимедийного контента был Аристарх Чернышев, который создавал инсталляции и проекты вместе с Константином Худяковым, Алексеем Шульгиным и Яном Колбершем. Площадкой для многих их работ стал центр современного искусства МАРС.
Аристарх Чернышев. «Телебластер» (2003-2010). Фото: Архив художника
Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин. 3G International (2010). Фото: Архивы пресс-служб
Максим Чепухалин, куратор программы «Мультимедиа-дизайн» в Британке, основатель студии мультимедиа-дизайна Mystic и заведующий видеосектором Третьяковской галереи:
«Сегодня мультимедиа-технологии — один из самых востребованных инструментов у современных художников. Искусство первым рефлексирует изменения в обществе, в том числе и новые технологии. Но при этом не надо забывать, что современное искусство и мультимедийные проекты — это все-таки два разных культурных слоя».
Отношения современного искусства и мультимедиа-технологий
Несмотря на сходства, мультимедиа-дизайн и современное искусство существуют отдельно друг от друга. Их представителей редко можно встретить на общей выставке, а вопрос про различия и точки пересечения этих сфер остается дискуссионным.
Марина Бобылева, шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф»:
«Большие захватывающие инсталляции на фестивалях медиаискусства инспирированы очарованием технологиями. А современные художники скорее разочарованы в них. В своих произведениях они ставят вопрос: нужны ли нам технологии вообще? Это два противоположных полюса: восторг перед технологиями и сомнения в прогрессе».
Максим Чепухалин:
«Есть разница в аудитории и в глубине заложенных смыслов. Когда мы говорим о мультимедиа-дизайне, речь идет о визуальной насыщенности и эстетике. Мы стараемся делать проекты, которые в первую очередь будет интересно смотреть. Но есть и точка пересечения: ярмарки современного искусства. Там все чаще можно увидеть работы цифровых художников».
Новые горизонты искусства в эру NFT и нейросетей
1. Точка входа в арт-среду
Популярность новых технологий помогает тем, кто использует их в своих работах, приобрести известность. Показательный кейс — история NFT.
Влад Ткачук, основатель, CEO и креативный директор студии компьютерной графики Synticate:
«В 2021-м году с появлением NFT стало проще монетизировать диджитал-арт и участвовать в процессе современного искусства. С тех пор моя команда активно посещает выставки и ярмарки, например, мы три раза выставлялись на Cosmoscow. Для традиционных художников вход на Cosmoscow может длиться годами, а для мультимедиа-проектов новые возможности открываются быстрее».
Руслан Вяльцев, цифровой художник, арт-директор VK NFT:
«В NFT-среде время ускорено в 100 раз по сравнению с традиционным искусством. Прелесть NFT-технологии в том, что все получили возможность заявить о себе без галерей и ярмарок».
Руслан Вяльцев. Открытие NFT-галереи в студии Zavtra в Москве. Фото: Агентство «Москва»
2. Интерактивность и соучастие зрителя
Задача мультимедиа-художников — создавать работы, которые позволяют зрителям активно участвовать в процессе создания искусства. Интерактивные инсталляции и проекты, которые реагируют на данные зрителей, становятся все более популярными. Такие работы не только вовлекают аудиторию, но и расширяют границы традиционного искусства.
Максим Чепухалин:
«Когда хочешь сделать мультимедиа-инсталляцию, которая взаимодействует с аудиторией, сталкиваешься с огромной проблемой: нужно создать систему, которая будет считывать уникального пользователя с его параметрами. Это очень сложно. Но с развитием технологий мы все ближе к автоматизации этого процесса».
Влад Ткачук:
«Меня вдохновляет автономия искусства, которая стала возможной благодаря нейросетям. Теперь можно делать проекты, которые будут обучаться самостоятельно при помощи зрителя, и аудитория оставит на них свой отпечаток».
Студия Synticate. Интерактивная инсталляция «Hi, Human. Портал в будущее» (2020). Фото: Афиша. Москва
Вызовы для мультимедиа-дизайнеров
1. Усталость аудитории от диджитал-форматов
Художники и зрители могут испытывать перенасыщение цифровыми медиа и стремиться к более тактильным и физическим формам искусства.
Марина Бобылева:
«Мы живем в полиэкранной реальности. Каждый день мы перемещаемся от одного экрана к другому: от телефона к компьютеру, от компьютера — к рекламному щиту в городе. Это вызывает даже физическую усталость. Происходят ментальные изменения, которые пока нельзя зафиксировать — как это на нас влияет, станет понятно чуть позже».
Марина Мазина, арт-директор мультимедиа-студии Sila Sveta:
«Нужно понимать, что ты делаешь проекты для аудитории, чаще всего для тех, кто приходит кайфовать от музыки, от вайбов. Скорее всего, эти люди не дизайнеры. Они далеки от технологий и то, что уже набило оскомину специалистам, для них будет в новинку».
Студия Sila Sveta, инсталляция на церемонии закрытия FIFA Wold Cup (2022)
2. Возвращение к рукотворному
Марина Бобылева:
«Когда ты все время работаешь на клавиатуре, хочется другой моторики. Пандемия и постоянное онлайн-присутствие только усилили желание быть офлайн. Поэтому начался поворот к ручному труду: бум керамики, прикладного искусства, вышивки. Художники продолжают говорить о цифровом влиянии через физический медиум».
Марина Мазина:
«Несмотря на то, что я с восторгом отношусь к диджитал-искусству, мне кажется естественным, при появлении усталости от какой-то сферы ты переходишь в другую. Это не тренд усталости, это естественный процесс для человека — менять что-то в своей деятельности».
3. Пользоваться нейросетями просто, а создавать искусство — нет
Средства, с помощью которых можно сделать эффектное произведение искусства, становятся доступнее, поэтому на первый план выходят идеи и концептуальная целостность.
Марина Мазина:
«Технология не может быть основой. Важно, чтобы в основе всех работ, какими бы они ни были, лежала концепция».
Руслан Вяльцев:
«С таким стремительным прогрессом технологий любой может начать создавать контент. Дело остается за концепциями. Если у вас есть суперидея, необязательно уметь рисовать — вы сможете воплотить ее в жизнь с помощью нейросетей».
Мультимедиа-искусство завтра
Нейросети, VR, AR и другие технологии продолжат изменять способы создания и восприятия искусства.
Руслан Вяльцев:
«У нейросетей большое будущее, например, у их видеофункционала. То, что полгода назад казалось просто приколом из интернета, уже стало полноценным инструментом для видеопродакшена. Еще появляется желание создавать фиджитал-объекты — объединяющие цифровой и физический мир».
Влад Ткачук:
«Наступает авангард XXI века, когда сама ценность контента нивелируется, потому что форма становится легко достижимой. Теперь у человека есть возможность встать над этими процессами и перейти на следующий уровень».
Инсталляция творческого объединения выпускников Британки mmd’s на медиафестивале INTERVALS (2024). Фото: Архив mmd’s
Научиться создавать и продюсировать собственные проекты на стыке дизайна, технологий и искусства можно на годовой программе Британки «Мультимедиа-дизайн». Вы научитесь работать с профессиональным софтом и нейросетями, сочетать в своих проектах графику, музыку, свет и пространство, соберете портфолио и получите опыт работы с продакшн-студией, а также поучаствуете в одном из мультимедийных фестивалей.
Фото анонса: Sila Sveta. Инсталляция «Свет в истории» на медиафестивале INTERVALS (2024). Фото: INTERVALS