Вместе с основателями коммуникационного агентства «Махлина Большаков» студенты программы «Дизайн общественных интерьеров» в рамках курсовой работы разрабатывали концепции ресторанов. О том, почему интерьер — это комплексный продукт, зачем мотивировать заказчиков проводить стратегическую работу до проектирования, и что дает питчинг идей, — в нашем материале.
Afrance (проект Александра Клыкова и Юлии Новичковой)
«Дизайном интерьеров занялся в 2022 году, когда переехал в Москву из Красноярска. Тогда я учился на программиста, увлекся 3D-визуализацией и понял: хочу создавать прекрасное. Сходил на дни открытых дверей в Британку, послушал Федора Ращевского и Екатерину Фадееву, посмотрел прошлогодние работы выпускников и понял, что я хочу делать так же, если не лучше», — Александр Клыков.
«Я окончила отделение дизайна среды ростовского художественного училища. На втором курсе заинтересовалась дизайном общественных интерьеров, но с моими навыками могла работать только с парками, квартирами или остановками. Поэтому пошла учиться в Британку», — Юлия Новичкова.
На берегах Атлантики: работа над проектом
При разработке концепции студенты прошлись по городам и странам атлантического побережья, потом взялись за метафоры. Пока не узнали о гастрономии Западной Африки с ее контрастными вкусами и необычными сочетаниями. После обсуждения с преподавателями поняли, что Африка — слишком узкая концепция для ресторана. И остановились на идее Африки колониальной, где смешивается быт, идеи двух полярных культур. Получилось афро-французское бистро и кондитерская.
Затем у команды появилось два направления брендинга и проектирования. Основную часть по брендингу выполняла Юлия.
Коллажи макетов, разработку планировок и визуализацию делали вместе.
«Место ресторана нашли сразу — неподалеку от Садового кольца и Патриарших прудов. А еще рядом скоро откроется Музей культуры стран Африки. К этому событию мы приготовили мерч — квест-карту. Можно пройти по маршруту и получить в нашем бистро напиток бесплатно», — Юлия Новичкова.
Чтобы создать логотип Юлия от руки нарисовала четыре страницы разнообразных вариантов.
Про результаты и работу в команде
«На первом занятии Федор Ращевский сказал, что „эго must die“. Нужно отбросить „я хочу“ и „мне это нравится“, оставить только „это будет круто“. Я понял, что обсуждать идеи в команде проще, чем одному. Как и смотреть на одну и ту же вещь с разных сторон. Шел на курс с целью проектировать крутые рестораны, сейчас осознал, что хочется сделать еще отель, спа-салон и много чего другого. Это так вдохновляет!», — Александр Клыков.
Защита курсовой прошла легко. Мы столько раз защищали идеи перед преподавателями, поэтому все знали о проекте. Однозначно сейчас чувствую себя увереннее. Не подозревала, что могу получить здесь так много всего. Например, многие вещи в фотошопе стала делать быстрее. Попробовала графдизайн, работу со шрифтами, мерчем», — Юлия Новичкова.
«Русская дичь» (проект Натальи Водопьяновой и Виктории Корниловой)
«Я давно в профессии, вместе с партнером основали архитектурное бюро. Долгое время проектировали в основном жилые интерьеры. Но общественных за последние несколько лет стало больше. Практики в этой области не всегда достаточно, поэтому хотелось восполнить пробелы», — Наталья Водопьянова.
«Я приехала учиться в Британку из Томска. Раньше занималась только частными интерьерами. Захотела научиться новому, пополнить портфолио и участвовать в конкурсах», — Виктория Корнилова.
Охотники и собиратели: работа над проектами
В рамках общей темы студентки рассматривали три концепции — дейтинг как место для встреч, собирателей или коллекционеров и собственно саму дичь. На старте они не стали идти в визуальную сторону, а решили разложить идеи на ассоциативные ряды — буквально поиграть в слова. Так родилось словосочетание «русская дичь» для ресторана мясной кухни. Все удивились, насколько оно «триггернуло» преподавателей. Целевая аудитория — чиновники и предприниматели. Место нашли на Лубянке. Свободное, интересное по конфигурации пространство — двухсветное, все ближайшие конкуренты далеко.
Это был вызов: пойти в мужской мир и не делать ставку на охотничью тему, а поиграть в нее: собрать небылицы, добавить юмора.
«Оля Кутовая предложила нам оторваться. Для меня актуально, ведь в работе приходится себя очень сдерживать. Иногда в голове разыгрывается диалог с заказчиком, сколько классных вещей он наверняка порежет», — Наталья Водопьянова.
Дальше девушки обкатывали мелкие нюансы, развернули тему мифологии, обсудили былины, русскую резьбу, охотничьи байки и сленг.
«Запомнила промежуточный комментарий Федора, что у нас получается довольно агрессивно. Пришлось смягчать детали в интерьере. Мне кажется, у нас получилась цельная история», — Виктория Корнилова.
Про результаты и работу в команде
«Нам с Викой очень повезло друг с другом. Мы удачно вытянули жребий и быстро сработались. Огромный плюс, что Вика оказалась такой же системной, как и я, при этом мы обе не против привнести иронию и юмор в интерьеры», — Наталья Водопьянова.
«Я поняла, что интерьер — это целостный продукт, не просто игра в угадайку. Нужно работать комплексно: подключать маркетинг, брендинг, потом появятся идеи для интерьера», — Виктория Корнилова.
Любая фраза в брендинге была не случайна.
«Я погружена в реальные проекты своего бюро. Поэтому возможность просто придумывать, не оглядываясь на ограничения, помогла выйти за рамки сложившегося отношения к проектам. Теперь знаю, как находить аргументы в общении с заказчиком, и подводить к мысли, что цельный интерьер — это следствие другой большой работы. Я поняла, как важно прочувствовать про что и для какой аудитории бизнес моего заказчика», — Наталья Водопьянова.
«Озеро» (проект Анастасии Ахмадеевой, Дарьи Матвеевой, Виктории Левенец)
«Три года назад переехала из Кыргызстана в Москву, два года назад — окончила архитектурный вуз. Чтобы повысить квалификацию, попрактиковаться и социализироваться, стала искать курсы или магистратуру по общественным интерьерам. Британка всегда была интересна, я давно подписана на их рассылку», — Анастасия Ахмадеева.
«Я работаю дизайнером интерьеров с 2016 года. Всему училась на практике. В студии делаем дизайн-проекты на заказ — в основном, квартиры. Захотела делать что-то большее», — Дарья Матвеева.
«Я руковожу собственной дизайн-студии. Моя команда работает с жилыми и общественными интерьерами, я курирую разные задачи. Поняла, что хочу научиться создавать общественные пространства, а еще поработать в команде. Британка, на мой взгляд, одна из лучших школ. В ней работают преподаватели-практики с опытом не только в России, но и за рубежом. Хотелось перенять опыт», — Виктория Левенец.
Другое Средиземное: работа над проектом
Команда пришла к выводу, что «другим» может быть озеро, находящееся буквально среди земли, отсюда и название. Целевая аудитория — творческие люди, которые хотят отдохнуть от того, что с ними постоянно фотографируются и отвлекают. Нужно было место для покоя и отдыха, но не дома.
Чтобы привлечь творцов, стали строить брендинг на синестезии — взаимосвязи разных чувств. Озеро, в котором водится только пресноводная рыба, переложили на место, где собираются творческие люди — поэты, режиссеры, архитекторы. Двухэтажное здание под ресторан нашли на Рождественке.
На первом этаже пространство для всех (дно озера с пробивающимися лучами солнца), на втором — закрытый клуб (озерная гладь).
«Мы дольше всех придумывали концепцию. Идеи появлялись спонтанно: накидывали темы, распределяли задачи, получали обратную связь от преподавателей и шли доделывать», — Дарья Матвеева.
«Отталкивались от составляющих озера как природного явления — со всеми его образами, наполнениями, фактурами, цветами и светом», — Виктория Левенец.
«Характером нашего проекта был Владимир Набоков. Мы даже процитировали его в презентации», — Дарья Матвеева.
«Я собрала плейлист с треками из фильмов вроде „Сияние чистого разума“ для создания атмосферы. И сделала сентиментальный мерч: спичечные коробки с речными камушками, бумажными самолетиками или корабликами, фотографиями, аппликациями или записками из книг», — Анастасия Ахмадеева.
Слайд из презентации проекта «Озеро».
«Федор Ращевский был нашей целевой аудиторией, на нем проверяли идеи. Ника, Ваня и Оля были душой. Их лекции давали пищу для ума. В итоге сформулировали, что хотели объединить созерцание внешнее и внутреннее. Умение не только ощущать, слышать и видеть живое, но и найти эти чувства внутри и представить их. Как люди-синестетики, которые могут слышать музыку при чтении нот или чувствовать эмоции героев во время просмотра фильма», — Дарья Матвеева.
Про результаты и работу в команде
«У нас получился классный творческий проект. Я работаю с коммерческими заказами, где результат нужен быстро. А на программе у меня была возможность побыть художником. Уверена, что смогу объяснять и обосновывать свои решения и для себя, и для заказчика. Что касается общественных интерьеров, я буду искать бюро, где смогу работать в команде», — Анастасия Ахмадеева.
«Обучение шло интенсивно. Много знаний, что я даже не успевала их перерабатывать. Параллельно учебе занималась жилыми интерьерами и заметила, что стало проще общаться с клиентами. Раньше я делала то, что считала нужным. Теперь знаю, самое важное — понимать, зачем и для кого мы работаем», — Виктория Левенец.
«Очень люблю наш проект. Я поняла из курса — нужно создать команду, чтобы работать с общественными интерьерами. Иначе никак. Нужно биться идеями, одной смыслы не придумать. Раньше был страх, что не создам такую команду, теперь его нет», — Дарья Матвеева.
Отзывы кураторов о курсовых проектах
Ника Махлина, Иван Большаков, основатели коммуникационного агентства «Махлина Большаков»:
«Продукт и его коммуникация должны быть единым целым и занимать конкретное место в сознании людей, вызывая у них определенные эмоции. Чтобы реализовать это, нужна стратегия, которая включает в себя и бизнес-составляющую, и маркетинг, и брендинг с коммуникацией. Мы говорили о важности всего этого процесса, но фокусировались на брендинге — создании необходимого образа продукта в голове нужной аудитории, который будет существенным фактором выбора в его пользу.
Мы преподавали темы стратегии, брендинга и коммуникации на разных программах в Британке, и здесь работа была самая глубокая и плодотворная. Студенты получили новые знания, которые точно пригодятся им в работе. Например, они смогут обращать внимание заказчиков на слабые места в позиционировании продукта, на его соответствие выбранной аудитории и целостность. Также они научились мотивировать заказчиков проводить стратегическую работу до начала проектирования интерьеров. Ведь мало кто хочет работать над проектами, у которых нет будущего.
Мы рады, что были полезны. Довольны и процессом, и результатом. Приятно, что работа шла легко и не вызвала затруднений и непонимания в необходимости.
На наш взгляд, все три проекта сильные. Мы не то чтобы не хотим кого-то выделять, мы правда так считаем. Хотим, чтобы эти проекты появились в Москве — настолько они свежие и продуманные. А в рамках программы лучше и не сделать».
Программа «Дизайн общественных интерьеров» длится 8 месяцев и предназначена для практикующих дизайнеров интерьера с опытом работы от года, которые хотят повысить профессиональный уровень, работать над масштабными проектами и создавать общественные интерьеры — офисы, коворкинги, рестораны, кинотеатры, аэропорты.
Студенты учатся анализировать потребности клиента и его бизнеса, исследовать проект, грамотно формулировать задачи и превращать интерьерную среду здания в функциональные, эргономичные и эстетически привлекательные пространства.
Фото обложки: Afrance (проект Александра Клыкова и Юлии Новичковой)