Чтобы научиться рисовать, нужен комплексный подход
Я работаю в Британке почти 20 лет. Когда у меня появился свой курс, я взяла все лучшее, что было в британском образовании и моем тринадцатилетнем академическом российском образовании, и интегрировала эти практики в программу. Получилась очень интересная программа, где креативные методики соединяются с российской графической школой.
Мы совмещаем сюжетный, концептуальный подход с пластическим. То есть учим человека, у которого есть какая-то идея, как воплотить ее в живописи или в графике. Сейчас, к сожалению, в большинстве учебных заведений учат либо концепту, либо живописи, но я считаю, это неправильно. Поэтому мы их объединяем в одну целостную программу.
Техники, которые я применяю, основаны на психологии. Без этого научить человека невозможно. С каждым студентом мы работаем индивидуально. За все годы, что я вела ИЗО, эта методика хорошо «обкаталась» и сейчас эффективно работает. Даже те, кто приходит к нам с нуля, начинают рисовать за короткое время.
Работы Юлии Исаковой и Аглаи Кузнецовой, написанные на программе «Основы изобразительного искусства»
Как раскрыть талант, если внутри стоит блок
В Британке есть программа «Основы изобразительного искусства», которую веду я, она длится 5 месяцев. Те, кто хотят продолжить изучать ИЗО, после нее идут на «Изобразительное искусство. Продвинутый курс» к моей коллеге Наталье Кондратовой. Она, как и я, активно работающий художник, который часто выставляется на фестивалях, ее работы находятся в коллекции Третьяковской галереи.
На мою программу мы берем людей с нуля, только некоторые из поступающих имеют в багаже оконченную художку. Часто это люди не из творческих профессий — юристы, экономисты, домохозяйки, которые в детстве хотели рисовать. Эти люди уже получили образование, они зарабатывают деньги, но им чего-то не хватает, им нужно закрыть гештальт, найти в себе творческое начало.
Те, кто закончил художественную школу в детстве, часто учились по советским методикам, и не знают, что с этим делать. Потому что так, как их учили в детстве, они рисовать не хотят. Они мечтают научиться себя выражать в рисунке современнее, интереснее. Но таких учеников у нас очень мало, в основном приходят новички.
Наши занятия проходят так: с самого начала мы работаем с тем, чтобы человек перестал бояться чистого листа. Потому что многие люди приходят с большим страхом. Кто-то им когда то сказал: «Ты не можешь рисовать». Первые уроки направлены исключительно на то, чтобы снять этот блок. Мы работаем с кляксами, с обрезками бумаги, с экспрессивным рисованием.
Работа с пролитой краской и жженой бумагой
Где-то на третий раз ученики уже перестают бояться самовыражения и отпускают себя. Кто-то уходит в сухое, прорисованное, многофигурное рисование, а кто-то наоборот, начинает творить в экспрессионизме в духе «все течет, все развивается». У меня есть первый и последний рисунок разных учеников, и это очень интересно наблюдать, как самовыражение человека меняется.
Художник Дарья Пакалина: первая картина и одна из последних работ после курса по живописи
Есть еще один интересный момент. Часто у нас бывает разный состав группы: есть те, кто пришел с минимальным художественным образованием, и те, кто записались с нуля. И бывает так, что новички дают гораздо более интересный результат, потому что у них в голове нет фильтров, которые может поставить художественная школа. Но есть и другие случаи, когда человек может интегрировать полученное образование в динамичную систему современной иллюстрации.
Лепите, что хотите
Я курирую еще одну программу — «Современная керамика», и там студенты сразу лепят то, что они хотят сказать в скульптуре. Это не похоже на обычные мастер-классы, где сегодня люди лепят чайник, а завтра — вазу. В программе шесть уроков, за это время я учу думать, как создать современную скульптуру. К нам тоже приходят с нуля, и нужно за короткое время научить студентов соображать и лепить.
Здесь тоже много психологических моментов: например, я показываю ученикам картину с налетом саранчи. Мы начинаем говорить, какие ассоциации вызывает эта работа, что они чувствуют по этому поводу. А потом они пытаются нарисовать свои чувства, только в виде скульптуры. Сначала бывает сложно, но потом все получается. Мы устраиваем серьезные мозговые штурмы, чтобы под конец урока у нас уже был эскиз скульптуры, по которому мы будем лепить. Можем исходить из чего угодно: фотографий, случайных отрезков и коллажей, пятен на асфальте, случайных теней и слов из текстов. Для меня керамика — это игра ума.
Иногда я делаю мероприятия, на которых показываю работы студентов, и по ним можно отследить прогресс человека, который только недавно пришел с улицы, а сейчас уже может придумать современную скульптуру. А еще со студентами мы ведем скетчбуки, там видно ход их мысли. Например, студент увидел интересную трещину на асфальте, начал с ней работать, и вот у него уже есть готовая скульптура, которую мы можем выставить на конкурсе или фестивале. Так, например, на прошлой выставке Арт-Москва Британку представлял мой курс по керамике.
Страницы из скетчбука студентки Екатерины Балденковой
Художник-керамист Валерия Витвицкая: работа с керамикой до обучения и работа для выставки Арт-Москва
Осторожно: вы не сможете остановиться
После того, как люди прошли обучение на наших программах по ИЗО и керамике, мы выставляем их работы как профессиональных художников. Также все свои произведения студенты складывают в портфолио. Для тех, кто хочет учиться и развиваться как художник дальше, программы становятся хорошей базой. Портфолио от Британки ценится другими вузами и позволяет продолжить обучение в российских или западных университетах.
Я уже давно заметила, что после наших программ люди начинают очень активно заниматься творчеством, их просто не остановить. Это неудивительно, ведь они научились иначе видеть мир, глазами художника. Для наших выпускников все очень сильно меняется, они начинают понимать искусство, учатся говорить, выражать себя. Без этого уже нельзя представить свою дальнейшую жизнь.
Если вы тоже хотите по-новому взглянуть на привычные вещи и научиться отражать эмоции на бумаге и в скульптуре, приходите на программы «Основы изобразительного искусства» и «Современная керамика». Наши опытные кураторы помогут сделать первые шаги к профессиональной реализации в мире искусства.
Фото обложки: Дарья Гейлер