На каких фестивалях вам уже удалось поработать в жюри?
Мой фестивально-конкурсный путь начинался с роли участника. Уже тогда мне понравилась атмосфера, новые знакомства, обратная связь от экспертов. Поучаствовать со стороны жюри в первый раз меня пригласил фестиваль дизайна «Среда». Тогда я еще не до конца понимала, на что подписываюсь. Но после первого «жюрения» я была в таком восторге, что решила при любой возможности соглашаться оценивать проекты на всех конкурсах.
Мне не важны статус и престижность мероприятия, главное — это талантливые специалисты, которые хотят заявить о себе, с работами которых можно познакомиться на фестивалях. После «Среды» я работала в жюри «Серебряного Меркурия», G8, EFI+, «МИКС» и ADCR Awards.
Ксения Жаворонок на фестивале «Креачелла»
На каком этапе вы подключаетесь к просмотру конкурсных работ?
На некоторых фестивалях существует предварительный технический отбор, который осуществляется до того, как работы попадают к жюри. Работы рассматривают с точки зрения корректности и полноты оформления заявок.
Мне повезло, что в моей практике были конкурсы, где надо было просматривать вообще все входящие проекты. Иногда мы даже можем предлагать организаторам перенести работу в другую номинацию в случае несоответствия проекта заявленной тематике. Мне интересно быть вовлеченным членом жюри, который не только влияет на результат конкурса своей оценкой, но и помогает конкурсантам с достойными работами, если вдруг случилось какое-то недопонимание в номинации или формальных требованиях.
По каким характеристикам вы оцениваете проекты участников?
Базовые критерии оценивания прописаны у каждого фестиваля в специальных гайдах — этот документ выдают всем членам жюри. Обычно в них даже указывается процентное соотношение разных параметров. Например, оригинальность идеи может занимать 70% от оценки работы, а качество подачи — 10%, другие характеристики — оставшиеся 20%.
Каждый проект индивидуален, поэтому критерии могут быть очень разными. Так, сложность проекта иногда становится дополнительной причиной, чтобы определить проект к победе в номинации. В нестандартных случаях мы всегда обсуждаем работу, чтобы понять, что она не вписывается в критерии, но при этом в ней есть что-то особенное.
В жюри участвуют эксперты с опытом работы в индустрии, поэтому они часто знают клиентов, для которых делаются конкурсные проекты. Это влияет на результат оценивания: мы понимаем, что какая-то работа делалась, например, для заказчика с очень долгими периодами согласования. Для таких случаев и существуют дополнительные критерии, которые комиссия может добавить самостоятельно коллективным решением.
Мерч и айдентика фестиваля современного дизайна «Среда»
Можете ли вы выделить самое важное, на что вы сразу обращаете внимание, когда открываете работу?
Безусловно, я сразу смотрю на подачу. Самое главное — это информация о проекте. Какая у него была задача, с какими сложностями автор столкнулся при реализации, какие инструменты выбрал для решения задачи клиента? Мне хочется понять ход мыслей исполнителя, чтобы определить уровень сложности, с которым столкнулся конкурсант.
Недостаточно сделать просто красивый проект. Даже шероховатости в визуальном исполнении могут быть объяснены логикой работы — возможно, здесь и кроется та деталь, которая помогла сделать проект удобнее для реализации и выполнила задачу клиента. Поэтому описание очень и очень важно.
Как устроено ваше обсуждение с другими членами жюри?
У каждого конкурса обсуждения происходят вроде бы похоже, но на самом деле абсолютно по-разному. Мне очень нравится, что у всех фестивалей есть гибкие механики организации этого процесса.
Иногда в жюри есть человек не из мира дизайна, который играет роль строгого смотрителя за регламентом. А на некоторых конкурсах за процессом следит человек, который очень сильно болеет за свою сферу, поэтому может сдвинуть регламент, лишь бы получившийся результат оценивания был искренним и помог индустрии.
Все члены жюри обладают равным правом голоса, но иногда для ускорения процесса мы сначала голосуем поднятием рук. Если ситуация спорная, каждый высказывается и пытается переманить других членов жюри на свою сторону. Мне нравятся такие дискуссии, потому что это своего рода защита проекта арт-директорами перед клиентом. За этим всегда интересно следить.
Айдентика конкурса «МИКС»
Как вы сохраняете объективность при оценивании работ?
Все зависит от отдельного члена жюри — его моральных принципов, внушаемости и других факторов. Мне кажется, что мне удается сохранять объективность при оценивании, потому что я очень прямолинейный человек.
Безусловно, всегда может возникнуть какой-то фактор, который сподвигнет членов жюри поставить оценку выше или ниже. Это зависит от психологических уловок, которыми пользуется конкурсант. Такие инструменты действительно существуют, я сама о них хорошо знаю, пользуюсь ими и даже на нашем курсе в Британке рассказываю об этих моментах.
Какое максимальное количество работ, из которых вам нужно было выбрать лучшие?
Наверное, для меня максимум — это полторы тысячи работ за один раз. Однажды один из фестивалей снизил стоимость участия, и их почту разорвало, было подано рекордное количество заявок. Тогда мне и пришлось посмотреть за несколько дней и ночей около полутора тысяч работ. Это было достаточно тяжело.
Какие работы сложнее всего оценивать?
Для меня самое сложное — это когда знаешь историю проекта, например, что у него был супер низкий бюджет или законодательные ограничения. Когда приходится оценивать такой проект, всегда невольно появляется желание как-то помочь автору. Одновременно с этим понимаешь, что у кого-то проект выглядит сильно лучше и интереснее. Но при этом они не столкнулись с такими ограничениями. Это трудная задача — найти золотую середину между условиями создания проекта и уровнем реализации. Справедливости на свете, конечно, не существует, но я все равно пытаюсь ее найти.
Еще за время своей «жюрейской» карьеры я заметила, что сложно быть мультидисциплинарным специалистом, который оценивает номинации в разных направлениях. Многие эксперты ориентируются в достаточно узких областях, но из-за их авторитетности их зовут оценивать работы не по профилю. В таких ситуациях видно, что им трудно дать объективную оценку.
Чем фестивали дизайна и маркетинговых коммуникаций отличаются от конкурсов некоммерческого искусства?
У дизайна есть KPI, и в этом году на некоторых фестивалях его выполнение стало обязательным. То есть, помимо того, что ты делаешь проект, классно его описываешь, продумываешь сторителлинг и оформление, многие фестивали требуют показать поставленный и реализованный KPI. Это может выражаться, например, в количестве продаж или кликов. Порой, если KPI не выполнен, ты не можешь дать работе победу, исходя только из визуального решения. Все-таки мы говорим не про искусство, а про инструменты продаж.
Айдентика фестиваля креативных индустрий G8
Что для вас самое интересное в работе в жюри?
Ответ на этот вопрос может быть очень длинным. Начну с возможности первой увидеть огромное количество свежих работ, которые собраны в одном месте и структурированы по направлениям. Это можно использовать как референсную базу для будущих проектов.
Второе: ценно само время, проведенное на конкурсе. Участвуя в жюри, можно познакомиться с разными экспертами, которые оценивают работы вместе с тобой, и со специалистами, которые защищают свои проекты.
В-третьих, я смотрю, что происходит с индустрией, понимаю, какие специалисты сейчас работают, куда движется рынок, какие инструменты используются и какие тенденции превалируют. Это повышает уровень насмотренности, потому что приходится посмотреть на огромное количество работ с разных экспертных точек зрения.
И, конечно, для меня жюри — это про ответственность. Мне хочется, чтобы классных специалистов оценивали не только высокими баллами на фестивалях, но и зарплатой, давали им хорошую работу. Фестивали улучшают ситуацию на рынке и уровень профессионализма в креативных индустриях.
Соцсети «Серебряного меркурия»
На курсе «Арт-директор в брендинге» наши студенты проходят путь от middle-дизайнера до креативного лидера и создают 2 комплексных проекта по брендингу, с которыми можно начинать свой путь на фестивалях. Ближайший старт программы — в ноябре 2024.
Фото анонса: Айдентика ADCR Awards (2020).