Создать тысячи костюмов для нашумевшего фильма «Мастер и Маргарита», стать автором мистического дизайна для популярного фестиваля Outline, рассказать историю целой страны — все это могут профессиональные сценографы.
Кураторы программы «Сценография» Галя Солодовникова и Полина Бахтина и их выпускники рассказали об особенностях своей работы и дали советы начинающим специалистам.
Художники собственных миров: профессия сценографа глазами специалистов
Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография»:
Работа сценографа заключается в создании всего визуального мира постановки. То есть именно мы ответственны за то, как произведение увидит зритель. В нашу зону ответственности входят и декорации, и костюмы, и свет, и многое другое. Вспомогательные технологии — наши друзья. Например, световые решения и сами источники света невероятно важны, поскольку свет художник включает и в свои эскизы, и в раскадровки, делая акценты на конкретные события. Это помогает выстроить визуальную драматургию, определить главные объекты, выделить мизансцены и т.д. Кроме того, художник-сценограф должен грамотно пользоваться архитектурными решениями, подстраивая их под законы собственного мира.
Для меня самым личным профессиональным интересом является поиск чего-то нового в каждом проекте. Я расту как специалист, придумывая новый художественный язык. Это как некая игра — отстройка визуального ряда начинается с соприкосновения с текстом-исходником, темой и идеей, также с видением режиссера, которому я предлагаю свое собственное. И из этой синергии рождается что-то невероятное.
Фото: кадр из оперы «Русалка» в Большом театре, художник по костюмам — Галя Солодовникова
Полина Бахтина, куратор программы «Сценография»:
Сценография — термин, который ввел художник-сценограф Йозеф Свобода в 60-х годах прошлого века. Художник-сценограф занимается сочинением пространственных визуальных решений, которые развиваются во времени. С помощью представленной визуальной драматургии зритель получает эмоциональный маршрут, партитуру впечатлений от картины к картине. Это потрясающая профессия, потому что ты создаешь миры и чувствуешь себя неким демиургом. Особенно это ощущается, когда только продумываешь, как будет выглядеть твой мир, делаешь наброски, перерастающие в эскизы, а затем — небольшие макеты. И вот уже после этого происходит трансформация маленького вымышленного мира в реальный, который заселяется артистами, развивается по своим внутренним правилам; ты замечаешь отклики людей, видишь появление новых смыслов и понимаешь, что это настоящее волшебство.
Мария Зайцева, выпускница программы «Сценография»:
Сценограф работает с пространством и его оформлением. Неважно, это классическая итальянская коробка или здание старого завода, или лес, или городская площадь. Важная задача специалиста — изменить это пространство и создать атмосферу, поэтому профессионалу необходимы развитое пространственное мышление, знания по колористике и композиции, а также технические навыки.
Понимание пространства — главный профессиональный навык сценографов
Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография»:
Площадки бывают совершенно разные, поэтому в основе первого исследования сценографа — посмотреть планы, чертежи, побывать на площадке и принять для себя решение, какими инструментами он будет развивать свою художественную идею. В зависимости от типа пространства бывают разные способы взаимодействия со зрителем. Если действие происходит на большой оперной сцене, то зрителю доступен общий план. Театр black box предполагает площадки, на которых актеры находятся ближе к зрителям, они видят больше деталей, что нужно учитывать при разработке проекта. Театр-променад — это совсем крупный план, в рамках которого строятся особые взаимоотношения с предметами, соответственно работа художника становится более подробной и включает в себя осязательные качества.
Мария Зайцева, выпускница программы «Сценография»:
Классный специалист по сценографии должен обладать в большей степени даже не знаниями, а насмотренностью. У него должен быть широкий кругозор и большой опыт соприкосновения с разными типами пространств, с разными видами деятельности, странами, художниками, кинофильмами. Это касается не только сферы искусства, но и жизненного опыта — человек должен иметь любопытство к миру. Можно даже в соседском гараже найти интересные находки в плане визуальных решений.
Любознательность, открытость к новому и умение работать с визуальным рядом среды помогают художнику интегрировать тело спектакля в разнообразные пространства. Например, существуют уличные театры, причем совершенно разной направленности, иногда зрители становятся актерами, и та же самая толпа зрителей создает сценографический ландшафт; иногда вообще нет ни одного актера, ни помещения, ни светового оборудования, а есть просто лес, где зритель бродит в наушниках и слушает пьесу. И понять, как все это использовать, — большое искусство.
Технологический прогресс помогает художникам-сценографам воплощать идеи
Полина Бахтина, куратор программы «Сценография»:
Я глубоко убеждена, что зрителей необходимо удивлять. Это делается не для вау-эффекта, а для того, чтобы преодолеть некую инерцию: зрители накапливают опыт, оттого начинают экономить и предугадывать собственные впечатления. Сценографам же важно быть проводником впечатлений благодаря способности проникнуть в душу зрителя и найти отклик. Поэтому удивление — рабочий метод, который нередко реализуется за счет современных технологий.
Театр благодарный, и вбирает в себя все, что ему предлагают, в том числе и мультимедийные инструменты. На моей практике был опыт постановки спектакля «Зарница» в коллаборации с мастерской Брусникина по современному тексту Троепольской и Родионова. Эта работа получила несколько «Золотых масок», одна из которых досталась преподавателю Британки Сергею Васильеву за работу со светом. Моей задачей было отразить цифровую реальность нашего времени — я хотела создать волшебный мерцающий лес, в котором была бы видна душа срубленных стволов и лазерных датчиков одновременно. Реализовала все это я с Алексеем Наджаровым с помощью сложного генеративного арта на основе лазерного сетапа.
Кроме того, световые лучи отражались в пятилитровых банках с чайным грибом, создавая лазерный танец, разные углы и узоры, и все это соединялось с генеративным звуком. Благодаря смелости всей команды удалось рискнуть и создать новый визуальный язык и получить успешный опыт использования мультимедиа-инструментов в театре.
Фото: кадры из спектакля «Зарница»
Технологии также расширяют инструментарий сценографа, позволяя смелее фантазировать и даже нарушать законы физики. В балете «Пиковая дама» я придумала кубический объект как внутренний мир Германа, в котором периодически поднимаются мощные торнадо карт, доводя героя до исступления. Два месяца тестов и брейн штормов, и благодаря профессионалам технологам и современным технологиям задуманное таки удалось воплотить. Но удивлять можно и простыми, хорошо придуманными приемами. Огромная занавеска, которая под порывом ветра раздувается и превращается в том же спектакле в зловещий профиль старухи графини, — пример такого подхода.
Фото: кадры из балета «Пиковая дама»
Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография»:
Технологии — это не погоня за новшеством и статусом первопроходца, это инструменты, которые сценографы должны знать и понимать, как их использовать. Они плотно вошли в нашу жизнь — сейчас никого не удивить проекцией, но зато способом их использования можно сделать постановку интересной. В мультимедиа множество необычных находок — это и работа с сенсорами, и искусственный интеллект. Это направление сильно развивается, поэтому важно экспериментировать. На нашем курсе в Британке мы специально создаем экспериментальное поле для студентов, чтобы они оттачивали свои навыки и находили новые нестандартные решения.
Фото: кадр из современного балета «Нерв» в Большом театре, сценограф и художник по костюмам — Галя Солодовникова
В каких направлениях может развиваться сценограф — опыт Британки
Галя Солодовникова, куратор программы «Сценография»:
Я работаю в совершенно разных направлениях, это и касается моего подхода к театральным постановкам, не только в сценографии, но и в работе с костюмами. Обычно я создаю костюмы с нуля, фокусируясь на дизайне и крое, но в произведении «Замок» Кафки в Дрезденском драматичном театре я придумала такую концепцию про антиутопию, которая ограничивала меня работой только с готовыми, найденными элементами, обладающими историей, — я искала предметы одежды на огромном складе театра, который пополнялся более 50 лет, пересобирала их, компилировала и получала новые образы, иногда неожиданные даже для меня самой. Это был совсем иной способ работы для меня, который провоцировал меня на поиск новых решений.
Одной из проблем для начинающих сценографов может стать нагромождение визуального ряда, когда хочется всего и сразу. Тогда я советую на первом этапе поставить себе рамки, решить, с чем вы взаимодействуете в первую очередь, какая у вас художественная концепция. Это поможет не нарушить внутреннюю логику и более точно высказываться.
Фото: кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 2024
К подобному методу я прибегала, когда работала над костюмами для фильма «Мастер и Маргарита». Мы с художником-постановщиком Денисом Лищенко и режиссером Михаилом Локшиным придумывали мир фильма, искали, на чем он строится, и пришли к выводу, что в картине будут существовать параллельно два измерения: одно — фантасмагорическое, другое — более исторически реальное, находящееся в рамках 30-х годов СССР. Это стало базисом, внутри которого я работала с развитием образов, трансформациями, когда герой переходит из одного мира в другой.
Кроме того, в мою работу входила коммуникация с артистами, ведь взгляд художника дает им лучше понимать мир, в котором существуют их персонажи, динамику их личностей. Грамотное сотрудничество дает преимущество и самому художнику: в моем случае диалог с Юлией Снигирь помог добавить эксклюзивную деталь в ее костюм — темные дизайнерские очки, в которых Маргарита приходит первый раз к Писателю.
Фото: кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 2024
Мария Зайцева, выпускница программы «Сценография»:
Мой любимый проект — это спектакль Максима Диденко «Текст», который был поставлен на сцене Театра Ермоловой. Главным художником была Галя Солодовникова, а я занималась чертежами, описью, реквизитом, монтажом и прочими менее творческими, но более конструктивными задачами. На мой взгляд, это гениальный спектакль, очень сложносочиненный в плане технического оснащения. Запомнился мне именно процесс создания и сотворчества — я тесно работала с медиахудожниками, с техническим директором, конструкторами, мастерскими, с техническими специалистами, которые создавали программу для синхронизации всего видеоряда.
Елена Сакирко, выпускница программы «Сценография»:
Когда училась в Британке, как раз сформулировала для себя художественный манифест, который актуален для меня и сегодня. Назвала его «Пеший манифест». Мое искусство — это исследование взаимодействия человека и пространства в движении, постоянное переосмысление мира вокруг и выстраивание новых связей; это практика воспоминания, диалога, отношения с пейзажем за окном; это фантазия тех мест, где мы живем, рассказанная ее жителями.
Одним из первых для меня стал проект «Маршрутка». Я объехала Грузию на маршрутках и собрала истории своих попутчиков, сделала их портреты в пути, чтобы потом в резиденции построить памятник маршрутке в натуральную величину и внутри поместить все истории из этого путешествия. «Улица Ленина» — другой проект, связанный со взаимодействием с жителями, я хотела перевернуть официальное безликое пространство улиц Ленина в нашей стране, поэтому собирала истории у жителей этой улицы из разных городов, спрашивала личное, просила прислать фотографии из семейного архива. И получилась «моя улица Ленина» — состоящая из того, чем со мной поделились жители со всей страны.
Фото: кадр из проекта Елены Сакирко «Ленина улица»
Антон Левдиков, выпускник программы «Сценография»:
Для меня сценография стала инструментом самоанализа и изучения мира вокруг. Проект «Теневая комната» — это история про мой детский страх темноты, который перерос в интерес всей жизни. Работа с тенями — это магия, которая постоянно меня поражает своим результатом. Переход из одного состояние в новую плоскость. При создании проекта благодаря бесконечным разговорам с кураторами Британки и друзьями я вспомнил, как в детстве мою квартиру захватили муравьи. Они были везде: в еде, на потолке, в спальне в ванной, на стенах, на мне. И я понял, что это и есть мои «умбры», которые захватывают все вокруг, танцуют, делают зарядку, устраивают митинг на кровати. Они словно нерв, раскачивающий мой мир.
Фото: кадр из проекта Антона Левдикова «Umbra Spatium», 2022
«Умбры» (с лат. — «тень») — персонажи только на первый взгляд мрачные, макабрические, на самом деле эта история веселая. Мой страх стал моим исследовательским интересом. То есть у меня не стояла задача вызвать какие-то эмоции у зрителя — я изучал себя, а итогом стала светотеневая история, которая длится уже 3-4 года. Я появлялся с этим проектом на фестивалях Outline и Signal, в ночном клубе Arma и даже в Музее Москвы, и вряд ли это конец.
outline 2023-теневая комната
Сценография является востребованной профессией со множеством различных направлений, в которых можно развиваться и добиваться невероятных успехов. Тем не менее, для старта нужно овладеть ключевыми знаниями и базовыми навыками. Сделать это можно на курсе «Сценография».
Фото обложки: спектакль «Замок», художник по костюмам — Галя Солодовникова