Не подчиняясь стереотипу «голодного художника», современный креативный профессионал имеет все шансы не только самореализовываться, занимаясь любимым делом, но и создавать уникальные продукты и услуги, вдохновлять общество, развивать новые идеи, и при этом быть успешным профессионалом. Мы попросили Михаила Левина, директора программ высшего образования Universal University, рассказать, как стать востребованным специалистом в этой области.
Что такое «креативные индустрии»?
Несмотря на то, что искусство всегда оказывало огромное влияние на жизнь людей, к тем, кто работает в творческой сфере, существует предвзятое отношение: будто бы такая профессия неминуемо связана с отсутствием стабильности и низкими доходами. Со стороны может показаться, что креативные индустрии связаны исключительно с работой художников (в широком смысле слова), чей успех обусловлен факторами, на которые человек не может влиять: например, уровнем таланта и везением.
Однако, креативные индустрии — это полноценный сектор экономики с управленческими структурами, бизнес-планами и стратегиями, к которым относят архитектуру, дизайн, моду, музыку, кино, игровую индустрию и т.д. В них, как и в других профессиях, существует организованный процесс производства товаров и услуг, в котором участвуют заказчики и исполнители (компании, агентства, студии), занимающиеся разными задачами: от разработки концепций и создания продукта до маркетинга и продаж. Например, съемки фильма — это не просто полет фантазии режиссера, а в первую очередь длительный многоступенчатый процесс предпродакшена, съемок и постродакшена, в котором принимает участие множество специалистов разных профилей. То же самое относится к другим творческим специалистам, для которых работа — это ремесло, сопряженное с обладанием конкретными навыками и знаниями.
Какое будущее у креативной экономики в России?
Согласно Концепции развития творческих индустрий, утвержденной правительством РФ, к 2030 году долю творческих отраслей в отечественной экономике планируется увеличить с 2,2% до 6%. Для этого уже привлекается финансирование, внедряются модели государственно-частного партнерства, открывают арт-резиденции, инклюзивные творческие лаборатории, школы креативных индустрий в регионах. В России на государственном уровне системную работу по развитию и регулированию креативного сектора ведет Центр развития креативной экономики, который возглавляет управляющий партнер Universal University Екатерина Черкес-заде. 30 июля Госдума приняла федеральный закон «О развитии креативных индустрий», который нанес целый сектор на экономическую карту России. Закон подразумевает создание комфортных условий для финансовой, имущественной, образовательной, информационной поддержки креативного бизнеса. А это значит, что этот сектор в ближайшие годы будет развиваться семимильными шагами.
Нужно ли высшее образование, чтобы стать успешным в креативных индустриях?
Фото: Михаил Левин
«Стать востребованным специалистом-самоучкой в сфере кино, моды, музыки, как и в любой другой профессии, непросто, но возможно, — история знает и такие примеры. Творческому профессионалу необходимо отлично разбираться в конкретной предметной области, а еще иметь богатый арсенал актуальных практических, концептуальных и междисциплинарных навыков. Эти компетенции сложно получить в одиночку, поэтому образование — самый проверенный, простой (хотя, конечно, по пути бывает трудно) и прямой способ уверенно войти и закрепиться в креативной сфере. Можно подняться по творческой карьерной лестнице ногами, а можно проехать несколько этажей на лифте. Образование — это тот самый лифт», — подчеркивает Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University и Московской школы современного искусства.
В любой отрасли нужно креативное мышление и нестандартные решения, чтобы по-новому создавать условия и среду, которая будет окружать человека и влиять на его жизнь.
Съемочный процесс студентов Film Production
Креативное образование дает возможность:
• экспериментировать, учиться искать смелые и нестандартные решения;
• сформировать визуальную насмотренность;
• погрузиться в среду, формирующую хороший вкус и нестандартное, критическое мышление;
• сформировать актуальные технические навыки для реализации проектов;
• изучить передовые методики и практики, которые востребованы в индустрии;
• получить знания о современных бизнес-процессах;
• на практике узнать все этапы формирования продукта;
• сформировать себя, как творческую личность.
Как устроено высшее образование в Universal University?
В 2003 году в Universal University запустили первую британскую программу бакалавриата, и с тех пор в университете появилось еще семь творческих школ, которые охватывают практически все современные направления креативной индустрии.
Работа в креативных индустриях — это не просто способ самореализации, а полноценная профессия, для которой необходимо обладать не только художественным видением, но и конкретными знаниями и навыками, котором можно и нужно учиться. Поэтому цель Universal University — помочь студентам, заинтересованным в конкретной творческой сфере, стать успешными в своем деле. Мы рассказываем, как устроен современный профессиональный мир, а потом идем дальше и помогаем его предвосхитить, создавая уникальные проекты. В нашем университете каждый студент экспериментирует и учится видеть для себя новые возможности.
Главный навык, который получает каждый студент без исключений — развиваться самостоятельно и уверенно прокладывать свой профессиональный путь.
Программы Universal University аккумулировали в себе лучшие международные образовательные практики, что позволяет студентам расширять свой кругозор, творческое видение и понимание разных культурных кодов. Все это влияет на их способность создавать проекты и продукты, которые будут востребованы не только на отечественном, но и на глобальном рынке. Кроме того, у каждого студента есть доступ к ресурсной базе университета, в которую входят библиотека, фотостудия, съемочный кинопавильон, принт-оффис, VR-студия, даркрум, гончарная, керамическая, ювелирная, столярная и другие мастерские, благодаря которым студенты могут развивать свою креативность и получать междисциплинарный опыт.
Ресурсные центры Universal University
Креативная сфера непрерывно меняется, поэтому образованию важно сохранять актуальность, быть гибким и способным меняться вместе с индустрией. В Universal University преподают только практикующие эксперты, а образовательные программы каждого из факультетов постоянно совершенствуются и строятся на тесной связи с индустрией: итоговые проекты студенты выполняют по брифам от реальных работодателей. Например, в этом году студенты Британки выполняли задания от The Five, Mercure Arbat, Villagio Estate, Salini, Forbes Education, 2Mood и Redmond; кинематографисты из Московской школы кино делали совместные видеоработы с Афишей, Sports, Яндекс.Едой; выпускники школы игровой разработки Scream School работали над проектами для студий Nekki и Playkot, а студенты направления современного искусства показали свои работы на главных выставочных площадках Москвы (Cube.Moscow, ГУМ, Центр Зотов, Граунд Солянка и т.д.). Кстати, до конца августа в пространстве A-House можно посмотреть выставку итоговых проектов студентов бакалавриата архитектурной школы МАРШ под названием «Атмосфēры: Полē».
Один из брифов этого года был от бренда одежды 2MOOD, с которым студенты направления Fashion & Textile Design сделали коллаборацию
Узнать больше о факультетах и программах высшего образования Universal University можно по ссылке, а про порядок приема на обучения в 2024 году — читайте здесь.