Искусство и дизайн: есть ли грань?
Керамика издавна использовалась как для утилитарных целей, так и для декоративных задач, однако сегодня эта граница становится все более размытой, а молодые художники все чаще выбирают этот материал для своих работ.
«Сейчас есть такая тенденция, когда стирается граница между функциональным и искусством, между эмоциональными и эстетическими критериями объектов», — Мария Кеслер, художник, керамист и основатель бренда KESLER ceramics&art.
Современный потребитель стремится не только к функциональности, но и к эстетическому обогащению своей жизни через предметы искусства. Поэтому сегодня в индустрии многие керамические изделия могут одновременно быть и функциональными, и художественными объектами. Эта гибкость позволяет художникам и дизайнерам свободно творить, не ограничивая себя рамками одного жанра.
Работа Маши Дизель, программа «Современная керамика»
Тренды в керамике: динамика индустрии
Современная керамика отражает множество глобальных трендов, среди которых выделяются стремление к индивидуальности, минимализму и интернациональному стилю.
Интернационализм
В глобализированном мире у керамистов из разных стран все больше общих стилей.
«Сегодня, если мы возьмем керамическую работу, произведенную в одной стране, и покажем ее в любой другой точке мира, сложно будет сказать, откуда она», — Руслан Шерифзянов, сооснователь бренда керамической посуды DVKB и сокуратор программы «Керамика. Базовый курс» в Британке.
Обращение к традициям и культурному коду.
Некоторые керамисты осознанно включают элементы своей национальной культуры в работы. Это может быть как использование традиционных мотивов, так и, например, работа с советской эстетикой.
«На мой взгляд, российская керамика только вступает на путь поиска своей идентичности. Прошло слишком мало времени с момента начала волны увлечения керамикой. Все это время поиск самого себя в этом мире был на втором плане после поиска техник, мастерства. Теперь, набрав базу, люди обращаются к поиску стиля, ищут способы проживать свой опыт, обращаются к корням. Мне кажется, отражение культурного кода и каких-то пасхалок из нашего детства будет актуально в ближайшее время», — Мария Кеслер.
«Каждый автор сам решает, внести ли частичку русской культуры в свой предмет или, наоборот, оставаться ближе к каким-то западным тенденциям, если он хочет выставляться в иностранных галереях. Другое дело — знает ли международное сообщество о наших традициях, например, плетения салфеток и ковриков, которые проявляются в работах русских керамистов? Нам близки эти плетеные элементы и поэтому кажется, что это только наше, но я уверена, что такие традиции были не только в России», — Екатерина Александрова, 3L Gallery.
Проект «Открытие» Юлии Быковской, программа «Керамика. Базовый курс»
Тяга к минимализму
Сейчас отмечается глобализация стилей и переход к более чистым и элегантным формам.
«Несколько лет назад все сходили с ума по мятой, немножко неряшливой керамике. Сейчас на нее смотреть уже невозможно, настолько она везде одинаковая. Тренд уходит в более минималистичное, японское», — Софья Симакова, основательница онлайн-галереи Sample.
Индивидуальный подход вместо масс-маркета
В мире массового производства керамика становится уникальным способом самовыражения, позволяя каждому мастеру создавать эксклюзивные предметы.
«Не надо питать иллюзии, что люди, которые делают прекрасное, никому не нужны. Обычно, когда люди делают что-то прекрасное, они обязательно кому-то нужны», — Анастасия Ромашкевич, создательница телеграм-канала «Ромашковый сбор», экс-главред AD.
Экологичность и осознанное потребление
Глина — основной материал для керамики — природный возобновляемый ресурс. Это особенно важно для современных потребителей, которые заботятся об окружающей среде.
Проект «Варварка» Наталии Иванченко, программа «Керамика. Базовый курс»
Советы начинающим керамистам
Каждый начинающий керамист сталкивается с вопросом поиска вдохновения. Это может быть сложным процессом, но эксперты предлагают несколько универсальных советов.
«Есть огромное количество людей, которые пришли в профессиональную керамику из других сфер. Я объясняю это для себя тем, что порог входа довольно низкий: существует масса курсов, которые зарождают в людях искру интереса к этому делу. К тому же, глина — недорогой материал. Любой человек может попробовать сделать что-то из керамики», — Анастасия Ромашкевич.
Открытость к новому опыту и эксперименты с техниками
В современной керамике существует настолько много техник, что на то, чтобы просто опробовать их, не хватит целой жизни. Эксперименты с разными подходами и инструментами помогут выработать свой уникальный стиль.
Работа Кати Трифоновой, программа «Современная керамика»
Насмотренность в других областях искусства и дизайна
Вдохновение можно и нужно искать не только в работах коллег-керамистов, но и в смежных областях, расширяя тем самым свой визуальный вокабуляр.
«Керамистам надо повышать уровень своей внутренней культуры. Не смотреть на конкретных коллег, не повторять за ними, а стараться взаимодействовать с разными областями искусства: музыкой, архитектурой, скульптурой», — Мария Кеслер.
Коллекция елочных игрушек Вероники Дубининой, проект «Москва», программа «Керамика. Базовый курс»
Обращение к национальным традициями и культурному коду
Российская керамика только начинает обретать свой узнаваемый почерк. Найти вдохновение можно как в традиционных мотивах, так и в работах современников.
Смелость в поиске своего художественного метода
«Очень важно найти свой уникальный художественный метод и язык, даже если он будет идти вразрез с устоявшимися академическими стандартами», — Софья Симакова.
Именно индивидуальность и нестандартный подход могут сделать работы узнаваемыми и коммерчески востребованными. При этом начинающему керамисту важно найти баланс между следованием трендам и сохранением своей индивидуальности.
Работа Артема Голенкова, программа «Современная керамика»
«Порой существует некий внутренний конфликт между тем, что ты хочешь делать сам, и тем, что нужно рынку. Но если ты начинаешь полностью подстраиваться под тенденции и теряешь свое я», — Руслан Шерифзянов, сокуратор программы «Керамика. Базовый курс».
Получение базовых навыков по управлению финансами, маркетингу и пиару
Cоздание керамики требует не только творчества, но и навыков управления процессами, финансами и знаний в маркетинге и пиаре. Эти аспекты становятся критически важными на ранних этапах карьеры керамиста, поэтому обязательно нужно положить в копилку базовый инструментарий.
Керамика предоставляет бесконечные возможности для творчества и самовыражения. На программе Британки «Керамика. Базовый курс» за 5 месяцев студенты на практике изучат весь спектр техник работы в керамике, историю и современные тренды предметного дизайна, основы маркетинга и бизнеса. Полученных навыков будет достаточно, чтобы запустить собственный бренд или открыть мастерскую. А научиться создавать предметы искусства можно научиться на программе «Современная керамика». Итог 3,5 месяцев учебы — серия керамических объектов, сделанных на основе собственных эскизов.
Фото обложки: проект «Элементы» Кристины Крюковой, программа «Керамика. Базовый курс»