Эволюция экстаза и свет в жизни человека
Когда меня спросили, как назвать лекцию, я предложил название «Эволюция веселья». Оно звучит кликбейтно, но на самом деле речь мы поведем об эволюции экстаза. Экстаз — это нечто, что вырывает нас из повседневности и погружает в другое состояние.
Свет всегда играл ключевую роль в жизни человека. Еще с древних времен огонь был центром общественной жизни: вокруг него люди собирались, чтобы греться, рассказывать истории, делиться опытом и вместе что-то праздновать. Эти ритуалы и праздники способствовали сплочению группы и развитию социальных навыков. Огонь был не просто утилитарным средством, но и важным элементом духовного и культурного развития.
Иммерсивный опыт: начало
Когда мы говорим о творчестве и восприятии, важно понимать два состояния: праздное состояние и состояние потока. Первое — пассивная работа мозга, когда мы, грубо говоря, ни о чем не думаем. Второе, наоборот, — когда мы полностью вовлечены в процесс, погружены в материал, и это приносит нам удовольствие. Это состояние позволяет нам забыть о времени и полностью сосредоточиться на создании чего-то нового.
Пантеон в Риме, источник
История экстаза в искусстве начинается с древности. Люди использовали огонь как средство воздействия на сознание, для создания атмосферы ритуалов и праздников. И если мы взглянем на архитектуру средних веков, такие здания, как Пантеон в Риме с его уникальный окулусом, использовали свет, чтобы создавать впечатляющие эффекты. Это был один из первых примеров иммерсивного опыта, когда архитектура и свет работали вместе, чтобы усилить религиозные и духовные переживания.
Средние века и свет как инструмент
В средние века свет и архитектура стали важными инструментами для создания религиозного экстаза. Готические соборы с их витражами и огромными окнами использовали свет, чтобы создавать магические эффекты. Эти цветные витражи служили не только украшением, но и создавали определенное настроение, погружая посетителей в религиозные размышления и медитацию. Подобные эффекты использовались и в мусульманской архитектуре, где геометрические паттерны и радиальные композиции также создавали особые духовные переживания.
«Экстаз святой Терезы», источник
В эпоху Возрождения и барокко искусство света и архитектуры достигло новых высот. Такие мастера, как Бернини, умело использовали свет и тени, чтобы передать эмоциональные и духовные состояния персонажей. Например, его знаменитая скульптура «Экстаз святой Терезы» — это не просто статуя, это целое театральное действие, где свет играет одну из главных ролей. Все элементы скульптуры работают на то, чтобы зритель полностью погружался в сцену и переживал ее как нечто личное.
В эпоху Возрождения и Просвещения изобретение таких инструментов, как камера-обскура и волшебный фонарь, открыло новые возможности для проекций и анимаций. Эти технологии стали предшественниками современного видеомэппинга и мультимедийных шоу.
Волшебный фонарь, источник
Современные технологии и цифровые инсталляции
С изобретением электричества и развитием мультимедийных технологий формы развлечений и экстаза снова эволюционировали. LED-экраны, лазеры и голограммы стали основными инструментами современных шоу и инсталляций. Они позволяют не только видеть, но и чувствовать пространство, участвовать в нем и даже менять его своим присутствием.
«Сфера» в Лас-Вегасе, источник
Моя студия 0101 Production много работает с созданием таких цифровых инсталляций и световых шоу. В наших проектах мы используем весь спектр сенсорных восприятий для создания иммерсивного опыта. Особенно важно комбинировать различные типы восприятия: зрение, слух, обоняние и тактильные ощущения, чтобы полностью погрузить зрителя в созданный мир. Такие проекты не только поражают зрителей своей масштабностью и красотой, но и дают возможность каждому почувствовать себя частью чего-то большего.
Пожалуй, самые яркие примеры современной мультимедийной инсталляции — это проект «Сфера» в Лас-Вегасе, который использует 360-градусные проекции и звуковые эффекты для полного погружения зрителя, и инсталляция «Солнце» в Tate Modern, которая создает впечатление гигантского солнца внутри помещения.
Фото обложки: Curt Milton, источник