Индивидуальность — одно из ценнейших качеств в творчестве, формированием которого важно заняться как можно раньше. Каким образом обучение на подготовительном курсе Британки Pre-Foundation Art & Design реформирует мышление и развивает в студентах насмотренность и креативность, объясняет директор программ высшего образования Universal University Михаил Левин.
Зачем нужно «мышление художника»
«Художественное мышление помогает видеть возможности, ходы и решения там, где их не замечают другие: идти в направлении, о котором никто раньше не думал, использовать нестандартный материал или формат.
Из мышления вытекает принятие решений: становится возможным что-то критически оценить, дать себе шанс для необычного применения, эксперимента, не завися от формальных ограничений и классических подходов. Вместо того, чтобы опираться на то, как „надо“ и как „не надо“, дать себе право — условную лицензию — делать все возможное, что только придет в голову», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
Фото: проект из студенческого портфолио. Fabric Sculpture
Как обучение в Британке формирует креативное мышление
• Развитие визуальных и исследовательских навыков. В рамках отдельного модуля «Контекст» студенты приобретают эстетическое мировоззрение, навыки анализа и исследования, изучая ключевые направления в истории искусства и дизайна. Насмотренность — это навык восприятия визуальной культуры, без которого невозможно сформировать уникальный стиль в творчестве.
«Насмотренность — это когда мы не просто разглядываем все подряд, а анализируем и осмысляем. Постепенно мы начинаем видеть, почему у нас такой отклик на определенное творчество, а у других людей — другой. Почему на одно мы очень глубоко реагируем, второе запускает длительный мыслительный процесс, третье перекликается с другим творчеством и вызывает ряд ассоциаций, а четвертое просто неинтересно. Важно не просто смотреть то, что нравится и игнорировать то, что не нравится, а пытаться критически это анализировать и интегрировать в свои творческие поиски и пробы. Осмысление прошлого опыта дает основу, фундамент для того, чтобы формировать образ будущего», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
• Создание свободной атмосферы на занятиях. На любых занятиях в Британке, будь то проектная работа, воркшоп или посещение мастерской, есть брифинг: преподаватель рассказывает, что будет происходить на занятии, показывает примеры, обсуждает со студентами, как новая тема относится к профессиональной сфере. Такой способ донесения информации — это не сухой лекционный формат, а настоящая дискуссия, где студенты вовлечены в процесс осмысления: для чего это нужно, видели ли они это проявление в окружающем мире, насколько, как им кажется, это может быть востребовано в будущем. Нередко используется формат групповой работы, где ребятам нужно совместно сконструировать прототип, заняться сбором информации или какого-то визуала.
«Занятия строятся по разным сценариям, чтобы в обучении присутствовала динамика и студент, приходя на занятие, не думал: „Ну вот, опять сейчас будем сидеть и пять часов штриховать гипсовую голову“. Хочется, чтобы каждый учебный день был новым вызовом, открытием. Хочется создавать такую среду, которая вдохновляет человека, стимулирует развитие творческого мышления, креативности, желания искать в себе отклик и внедрять его в творчество», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
• Нестандартные техники и процессы. Одна из целей Британки — дать студентам большой набор творческих инструментов, возможность увидеть и попробовать разные техники для будущей профессиональной деятельности.
«Студенты Pre-Foundation посещают разные мастерские (фотостудия, текстильная, скульптурная, 3D-мастерская и т.д.) и смотрят, какие технические подходы, материалы и оборудование можно применить, пользуясь ресурсами университета, для реализации своих задумок. С одной стороны, каждый ресурсный центр дает классические подходы, а с другой — показывает множество более новых и современных экспериментальных техник. Кроме того, даже если студент понимает, что хочет идти, например, в иллюстрацию, очень важно, чтобы он осознал, что иллюстрация не ограничивается рисованием изображений на плоскости. Здесь и работа с тканью и объемом, с керамикой, гипсом и альгинатом, и использование фотоизображений, и создание анимационной стоп-моушн», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
Так, в печатной мастерской есть как классические методы вроде сухой иглы (способ гравюры, который существует с XV века), так и более современные шелкография, линогравюра и монотипия, где каждый оттиск, который создает студент, визуально уникален. Есть место экспериментам и в фотолаборатории: кроме съемки на аналоговую камеру существует, например, фотограмма — создание фотоотпечатка без камеры, пинхол, когда камера изготавливается из спичечного коробка или алюминиевой банки, или цианотипия, где фотоизображение переносится практически на любую поверхность, будь то кусок дерева, холст или стекло.
Фото: проект из студенческого портфолио. Монотипия
Фото: проект из студенческого портфолио. Цианотипия
«Ближе к концу учебного года студенты работают над independent project — это формат индивидуальной работы, где они могут задать себе вопросы, понять, что им ближе, интереснее, в чем им хочется проявить себя и показать свою уникальность, свою творческую личность», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
• Формат групповой критики. После занятий проходит совместное обсуждение проделанной работы.
«При словах „групповая критика“ представляется что-то жестокое, когда выкладываются работы и все начинают их критиковать. На самом деле это просто обсуждение, некое подведение итогов и осмысление проделанной работы: каков дальнейший план, как то, что было изучено, будет влиять на следующие этапы, как это можно использовать, что было сложного, а что получалось легче. Смысл здесь в том, чтобы анализировать и подводить какие-то промежуточные итоги, чтобы дальнейшая работа шла более плодотворно», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
Фото: студенческий скетчбук, этапы создания проекта. Fabric Manipulation
• Поощрение творческого эксперимента. Британка всячески приветствует желание студентов экспериментировать с различными техниками и их сочетаниями, искать новые способы реализации идей без оглядки на общепринятые каноны.
Фото: проект из студенческого портфолио. Текстиль
«Возьмем для примера карандаш. В академическом образовании его нужно держать под определенным углом, строго регламентированным образом. А мы скажем студентам: вот есть привычный способ держать карандаш, а вы придумайте еще десять. Что будет, если прикрепить карандаш на веревочку, привязать к локтю или взять в зубы? Что это даст — другую линию, другой штрих, другой тип изображения? Так рождается индивидуальность: у каждого будет свой отклик и понимание того, что через это можно транслировать.
Используя карандаш на веревочке, кто-то будет транслировать дрожь, трепет, тревожное состояние. А кто-то, кружась и расклеив листы бумаги по деревьям вокруг, будет передавать свою радость от присутствия на природе. Важно дать возможность каждому для себя решить и понять, как взаимодействие с материалом и использование определенных техник позволяет ему передавать свои размышления.
Это и есть ключевой навык: видеть возможности, экспериментировать, уметь исследовать, анализировать, делать выводы и развивать это дальше, исходя из своей индивидуальности, собственной сформированной позиции, мнения и видения. Он пригодится для обучения на бакалавриате, а развить его можно уже в школьные годы или во время gap year на программе Pre-Foundation Art & Design», — Михаил Левин, директор программ высшего образования Universal University.
Все это пригодится на программах бакалавриата: подготовить крепкую базу для четырех можно параллельно с учебой.
Ознакомиться с программой обучения и подать заявку можно здесь.