Дебют в таком масштабном мероприятии можно сравнить с первым прыжком с парашютом в неизвестность. Это захватывающее, но полное страхов и сомнений приключение. В этой статье серебряные призеры фестиваля «Сады и Люди» 2024 и выпускницы программы «Ландшафтный дизайн. Частные сады» Екатерина Кодаченко, Ксения Малышева, Екатерина Аккузина и Елена Курепина поделились 10 вредными советами для новичков и рассказали о своем опыте — как при создании выставочного сада испытать меньше стресса и повысить свои шансы на высокую оценку жюри.
1. Оставить на завтра все, что надо было сделать на прошлой неделе
Времени всегда не хватает. Даже если вы идеально спланировали график работ, договорились обо всем с поставщиками и продумали каждую деталь, на практике может возникнуть множество непредвиденных обстоятельств: камни именно для вашего сада не поместятся в машину и придется ждать новой поставки пару-тройку дней, вся рабочая бригада во главе с бригадиром заболеет редким вирусом «не отвечает на звонки», водитель грузовика с растениями заблудится где-то в тверских лесах.
Стресс от таких форс-мажоров можно минимизировать, начав работу заранее и предусмотрев запасные дни в графике для возможных задержек. И да, на каждый пункт плана А у вас должен быть свой план Б (а лучше и В).
2. Место сада изменить нельзя, или не выезжайте на площадку заранее
Как только организаторы фестиваля подтвердят финальную площадку (в 2024 году это был парк «Сокольники») — поспешите туда задолго до начала застройки. Продумайте, как ваш сад будет выглядеть с различных ракурсов утром и вечером. Представьте, как ведут себя в саду гости фестиваля — достаточно ли места для прохода, какие детали привлекут их внимание, где они захотят сфотографироваться. Изучите план фестиваля и немножко «пошпионьте» за соседями — возможно, чей-то проект выигрышно дополнит ваш сад, а у кого-то концепция будет настолько противоположной, что придется продумать дополнительную ширму из высоких растений, света и декоративных элементов.
3. Ни бюджетов, ни спонсоров, только творчество
При планировании начинайте с ключевых статей расхода и возможного поиска спонсоров. У фестиваля огромный список партнеров — известных участников рынка, которые помогут с арендой оборудования, материалов, растений и в конечном счете с реализацией всего проекта. Мы не смогли бы создать свой сад «Вслед за орлами» без спонсорской поддержки и помощи представителей компаний «Альтрейн», «Дабл-Ю», «Архетип Леса», «Агробио-Групп» и «Кассиор».
Несмотря на участие партнеров, чем больше элементов вы сможете закупить самостоятельно, тем выше вероятность, что сад будет реализован вовремя и качественно. Не забывайте о бюджетировании таких предметов как саморезы, геотекстиль, удлинители, экспресс-удобрения, шланги для полива растений. И конечно, особая статья расхода должна быть выделена на вкусные завтраки/ обеды и литры кофе.
В любом случае, при создании сада в первый раз сложно учесть все затраты, поэтому резервируйте дополнительные 20% от бюджета на непредвиденные расходы.
4. Довериться первому встречному (поставщику)
У профессионалов обычно есть проверенные годами партнеры и поставщики. По этому пункту у них большая фора, которую «новички» должны компенсировать временем, затраченным на продумывание деталей и поиск своих подрядчиков.
Лайфхак здесь простой — не стесняться подключать ресурсы Британской высшей школы дизайна (преподаватели всегда готовы поделиться советом и даже нужным контактом), а также обращаться за помощью к организаторам фестиваля (они заинтересованы в том, чтобы у вас получился хороший сад, поэтому никогда не откажут в поддержке).
Важно не только спрашивать и обращаться за помощью, но и действовать: чем больше звонков и встреч с потенциальными поставщиками вы проведете, чтобы заказать услуги, материалы, МАФы, растения, тем выше шанс, что к началу монтажа вы придете с 99% готовностью.
5. Крепостной труд отменили (а волонтерский — нет)
Поиск надежной бригады рабочих в разгар ландшафтного сезона — задача со звездочкой.
Нам в этом вопросе помогли организаторы фестиваля, разрешившие на первом этапе задействовать свою бригаду рабочих. Но основным трудовым ресурсом были волонтеры — друзья и родственники (здесь мы передаем большой привет нашим мамам, мужьям и детям). В самый трудный момент пришли на помощь и наши однокурсницы из Британки, с которыми мы вместе учились на программе «Ландшафтный дизайн. Частные сады». Они приехали сажать вместе с нами растения, в сотый раз перекладывать мощение, засыпать горшки тонной земли и мульчи, когда до презентации садов перед комиссией жюри оставались считанные часы.
Важный момент — координация и планирование работ. Вне зависимости от того, будут ли над садом трудиться профессиональные рабочие или волонтеры, у всех должны быть четкие задачи, инструкции, контроль результата. И конечно, поощрение в виде своевременной оплаты, вкусного угощения, контента для соцсетей и бесконечной благодарности.
6. Остаться без крыши над головой
Вне зависимости от размера и сложности идеи над садом будет работать много людей. Погода за время подготовки и работы фестиваля может быть самой разной — от жары до урагана. Отличная идея — организовать для команды временный штаб-палатку, чтобы хранить инструменты, сменную одежду, укрыться от непогоды, просто отдохнуть и перекусить.
Важное слагаемое вашего успеха — обеспечить команду всем необходимым для создания сада: от спецодежды и инструментов до лейки и самореза. Неподготовленных коллег может оказаться гораздо больше, чем на 100% укомплектованных. Организаторы или соседи не всегда смогут выручить инструментом или стремянкой. Поэтому «все свое привожу с собой» (или храню в палатке) — важный принцип реализации сада.
Многие «бывалые» участники добавляют в свои выставочные сады не только уютные декоративные беседки, но и организуют дополнительные кресла и лавочки, которые редко пустуют во время фестиваля.
7. Почивать на лаврах
После того, как все силы вложены в проект, выставочный сад построен, успешно прошла презентация и строгое жюри озвучило вердикт, начинается самое главное: фестиваль открывает двери для всех. Каждый день в программе «Садов и Людей» происходит что-то интересное: лекции и мастер-классы, встречи с известными гостями, показы мод и, конечно, экскурсии от ландшафтных дизайнеров. Авторы садов обычно принимают участие в таких экскурсиях — ведь лучше вас никто не сможет рассказать об идее сада, процессе его создания, подборе растений и важности каждой детали. Не забывайте ухаживать за садом во время фестиваля — важно, какое впечатление произведет ваш сад на каждого гостя (а не только на членов жюри конкурса).
«Сады и Люди» — это прекрасная возможность для нетворкинга. Здесь можно завести полезные знакомства и даже найти будущих клиентов.
Постарайтесь не забывать фотографироваться с вашими гостями и коллегами на фоне сада. Эти кадры пригодятся вам для контента в соцсетях, портфолио, и просто послужат хорошей памятью о вашем прекрасном проекте.
8. Молчание — золото
Запомните: сделал, но не рассказал = не сделал. Создавайте бренд своего сада: распечатайте информационные буклеты, визитки, ведите телеграм-канал и создавайте контент для социальных сетей. Это повысит узнаваемость и привлечет внимание к вашему проекту. За время фестиваля к нашему каналу «Вслед за орлами» в Telegram присоединились больше 130 человек. Мы стараемся сохранить и увеличить эту аудиторию, рассказывая и дальше о своих ландшафтных проектах и интересных событиях.
Очень удачной идеей для нас оказалась производство футболок «Вслед за орлами» для всей команды, работавшей над садом. Эти футболки стали хорошим памятным подарком для наших волонтеров и делали заметными всех членов нашей команды во время монтажа.
Видеоролики, фоторепортажи, статьи, публикации о вашем выставочном проекте — это важный этап работы над легендой сада и часть вашего профессионального портфолио.
9. После нас трын-трава
Любой праздник когда-нибудь заканчивается и начинается демонтаж.
В идеальных условиях сад может переехать на постоянное место, если вам повезет, то вы заранее договоритесь об этом со спонсором сада или будущим заказчиком. Но чаще всего выставочные сады разбираются по частям: растения, камни уезжают обратно в питомники и на другие ландшафтные проекты, арт- объекты отправляются на склад ждать своего часа. Оперативно развезти все материалы по адресатам вам помогут уже собранные контакты рабочих, грузчиков и транспортных компаний.
Для профессионалов участие в фестивале — имиджевая история: начиная с того, как вы заходите на площадку, и заканчивая тем, в каком виде вы ее сдаете.
По итогам демонтажа вы должны оставить в парке такую же ровную площадку зеленого газона, с которой стартовали, — такой подход сохранит хорошие отношения с организаторами фестиваля и увеличит ваши шансы на участие в будущих городских мероприятиях в сфере ландшафтного дизайна.
10. Забыть о главном
Выставочный сад — это не просто красивый ландшафтный проект, но идея, эмоция, история.
«Вслед за орлами» — это сад памяти итальянского путешественника Анжело д’Арриго. Его мечтой было летать свободно, наравне с птицами. В начале 2000-х. Анжело выращивал птенцов орлов и кондоров так, чтобы они могли самостоятельно жить в дикой природе. На своем дельтаплане он пролетел с ними сотни километров, перенимая технику полета птиц в воздушных потоках. В 2004 году итальянский путешественник стал первым человеком в истории, перелетевшем на дельтаплане самую высокую вершину нашей планеты — Эверест на высоте 9000 м при температуре −50°C. В 2006 году Анджело д’Арриго отправился в свой последний полет. Во время итальянского авиашоу в Комизо произошла катастрофа — упал небольшой самолет Sky Arrow,пассажиром которого был д’Арриго.
Нам было важно рассказать о жизненном пути Анджело д’Арриго, его приключении и мечте. Хочется верить, что это удалось, и сад «Вслед за орлами» стал символом памяти об этом удивительном человеке.
Фото: Анджело д’Арриго
Мы желаем всем начинающим ландшафтным дизайнерам успехов и веры в себя, после выставочного сада никакой реальный ландшафтный проект вам уже будет не страшен. Надеемся, что вы не совершите ошибок дебютанта и ваш сад станет шедевром ландшафтного дизайна на будущих фестивалях!