Три этапа взаимоотношений архитектуры и природы
«Если подумать, в истории человечества было всего три этапа взаимоотношения архитектуры и природы. Первый этап — это неолитическое жилище: человек воспринимал природу как угрозу и старался отгородиться от нее. Затем пришла эпоха регулярных садов, когда природа должна была подчиняться геометрии и правилам, навязанным человеком. И, наконец, сейчас мы живем в третьем периоде, когда человек осознал свою чрезмерную урбанизацию и стремится интегрировать природу в городскую среду», — Федор Ращевский, партнер и главный архитектор бюро OFFCON, куратор программы «Дизайн общественных интерьеров».
Пример этого нового подхода — штаб-квартира Amazon, где внутренние пространства офиса представляют собой джунгли и домики на деревьях.
«Такое решение символизирует новую волну, где нет четкой оппозиции между городом и природой, а есть стремление к их интеграции», — Федор Ращевский.
Новый офис Amazon в Сиэттле. Источник: © MIKE KANE/BLOOMBERG VIA GETTY IMAGES
Как превратить ТЦ в офис-сад: кейс куратора Британки
Эксперт рассказал о своем опыте проектирования общественных пространств в офисных зданиях, приводя в пример опыт работы с компанией Joom.
«Joom сняли этаж в торговом центре и решили превратить его в офис. Это было темное пространство с несколькими выходами эскалаторов и отсутствием естественного света. Мы предложили самую темную часть превратить во внутренний парк. И с помощью этой парковой оси мы организовали все пространство — появилась понятная топология с островами, мостами и зонами для неформального общения», — Федор Ращевский.
Этот проект показал, что даже в условиях ограниченного пространства и специфических требований можно создать комфортное и функциональное общественное пространство, если подойти к задаче творчески и использовать современные технологии и материалы.
Также Федор Ращевский подчеркнул важность работы с профессионалами, занимающимися растениями, чтобы создать жизнеспособное внутреннее пространство, потому что без фитосветильников и ежедневного ухода растения не смогут просуществовать.
Офис компании Joom в Москве. Источник: Проект Россия
Контекст и архетипы: проектирование в сложных условиях
Еще одна сложность — грамотно вписать новый проект в уже существующий архитектурный ландшафт. Гульнара Сафарова рассказала о подходе к созданию гармоничных общественных пространств в сложных урбанистических условиях. Например, ЖК My Priority в Басманном районе располагался в районе с эклектичной застройкой разных архитектурных периодов — от исторических особняков и промышленной архитектуры конца 19 века до конструктивизма и панельных домов 1960-х годов, и это стало вызовом для команды.
«Мы подмечали архитектурные архетипы — наиболее часто встречающиеся элементы среды, такие как арочные конструкции, графичные ограждения, цветовую гамму района и кирпич как наиболее характерный материал архитектуры района, и старались интегрировать их в проектируемое пространство», — Гульнара Сафарова, архитектор общественных пространств, партнер компании по проектированию, развитию и благоустройству территорий UNK Landscape, куратор программы «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств».
Такой подход позволяют избежать эффекта «телепортации», когда жители города резко переходят из привычной среды в совершенно иную атмосферу.
«Мы создали “конструктор двора”, в котором элементы архитектуры района перешли в ландшафтный дизайн и малые архитектурные формы, создавая непрерывность восприятия и улучшая качество среды», — Гульнара Сафарова.
Проект «конструктора двора» в ЖК My Priority
Архитектурные синергии: совместная работа как ключ к успеху
Гульнара Сафарова отметила важность совместной работы архитекторов и дизайнеров интерьера. Она привел в пример проект жилого комплекса Indy Towers, где архитекторы и ландшафтные дизайнеры работали рука об руку с разработчиками интерьеров.
«Мы постоянно взаимодействовали, чтобы создать гармонию между внутренними и внешними пространствами здания. В проекте мы воссоздали концепцию Blooming Seasons, которая включает использование различных растений, цветущих в разное время года, создавая постоянное ощущение изменений и сезонности в городском пространстве. Это позволило создать пейзажный сад, где каждый сезон приносит что-то новое. Мы создали первый в России флорариум на территории жилого комплекса — стеклянный павильон со своим микроклиматом: в зимнее время там цветут тропические растения, за ними ухаживают в том числе и жители», — Гульнара Сафарова.
Благоустройство ЖК INDY TOWERS. Источник: пресс-служба Москомархитектуры
«Вау-эффект» vs комфорт горожан
«Один из часто используемых терминов, применимых к нашей работе, — это «вау-эффект». Это выражение регулярно появляется в технических заданиях, и поначалу оно меня раздражало. Ведь благоустройство — это не только эффектные формы и яркие решения, это, прежде всего, про комфорт и функциональность. Я часто привожу в пример объекты архитектуры, такие как Москва-Сити. На первый взгляд, этот проект вызывает восторг: люди делают селфи, фотографируют его. Но на практике я знаю людей, которые, находясь внутри этих зданий, чувствуют себя некомфортно. Там постоянный ветер, отсутствует уютная среда, и людям хочется побыстрее убежать. Мы стараемся исправить такие ошибки и создать действительно комфортные пространства», — Ирина Чебаненко, руководитель и партнер бюро SCAPE.
Работа над общественными пространствами постепенно разворачивается с чисто витринной эффектности к уюту и комфорту для людей.
ЖК «Дом XXII», проект благоустройства. Источник
«Мы всегда стараемся найти баланс между архитектурой и природой. Очень часто заказчики выбирают более естественные, природные решения, и это понятно. Людям нужны пространства, где они смогут отдохнуть и расслабиться, и не все архитектурные формы этому способствуют. Мы стремимся создавать такие места, которые будут жить долгое время, и люди будут возвращаться в них снова и снова.
Когда я говорю о своих проектах, люблю приводить примеры успешных решений, таких как благоустройство станций метро. Сейчас в этой области реализуются масштабные программы, и можно заметить, как преобразуются не только станции, но и прилегающие территории. Очень важно понимать, что архитекторы, дизайнеры интерьеров, ландшафтные архитекторы, — все мы работаем над одним общим проектом, и я часто говорю своим коллегам, что мы в одной лодке и нам нужно работать сообща, чтобы не «топить» эту лодку», — Ирина Чебаненко.
Если вы действующий дизайнер интерьера, на программе «Дизайн общественных интерьеров» за 8 месяцев вы научитесь анализировать потребности клиента и его бизнеса, формулировать задачи и превращать интерьерную среду здания в функциональные, эргономичные и эстетически привлекательные пространства. Если вы начинающий ландшафтный дизайнер, на программе «Ландшафтный дизайн. Благоустройство общественных пространств» за 6,5 месяцев вы научитесь создавать с нуля и реализовать на практике проекты благоустройства и ландшафтного оформления городских общественных пространств и дворовых территорий жилых комплексов.
Фото обложки: Офис компании Joom в Москве. Источник: Проект Россия