Очень краткая история графических стилей и коммерческого искусства
«Чтобы понимать, кто ты, нужно четко знать, какие корни у твоей насмотренности и визуальной эстетики твоего поколения. Кроме того, стили других эпох можно использовать как референсы в своей работе», — Борис Шилин, преподаватель на программах «Мультимедиа-дизайн» и «Арт-директор в брендинге».
Викторианский стиль
Коммерческое искусство зародилось в викторианскую эпоху. Характерные черты этого периода — изобилие декоративных элементов, цветочных орнаментов и экзотических сюжетов. Основными медиумами были иллюстрация и шрифт. Викторианский стиль задал направление дальнейшим художественным экспериментам в дизайне, подчеркнув важность эстетики и мастерства.
Искусства и ремесла
Текстильный паттерн Уильяма Морриса
Движение «Искусства и ремесла» стало реакцией на массовое производство безвкусных товаров. Художники этой группы стремились вернуть эстетику в повседневную жизнь и обратить внимание на важность дизайна потребительских продуктов — им была важна социальная функция искусства.
Ар-нуво
Рекламный плакат Альфонса Мухи
Вход в Парижское метро
Ар-нуво стал первым крупным художественным направлением, объединившим художников, архитекторов и дизайнеров. Характерные черты ар-нуво — органичные, мягкие линии и обилие декоративных элементов. Именно в этот момент дизайн начал проникать в вывески и менять городскую визуальную культуру.
Ранний модернизм
Эмиль Пирхан, плакат ассоциации рекламных сотрудников, 1913
Реклама печатной машинки Adler, 1910
Ранний модернизм ознаменован переходом от декоративного искусства к более функциональному и коммерчески ориентированному дизайну. Плакаты, реклама и логотипы стали основными объектами этого стиля. Основное внимание уделялось типографике, минимализму и ясности визуального сообщения.
Экспрессионизм и футуризм
Эрик Хеккель, Автопортрет, 1920
Внутри модернизма можно выделить множество направлений, осмыслявших радикальные перемены, которые принесла эпоха модерна. Так, экспрессионизм стал реакцией на Первую мировую войну, а футуризм был вдохновлен техническим прогрессом — его основным сюжетом стала эстетизация динамики. Для модернистских визуальных стилей характерны отказ от традиционных форм и эксперименты с новыми художественными приемами.
Фортунато Деперо, рекламный плакат для Campari
Конструктивизм и Баухаус
Герберт Байер, поиски универсального шрифта
Конструктивизм в России и Баухаус в Германии стали важными вехами в истории дизайна, закрепив культ функциональности и простоты. Эти направления фокусировались на синтезе искусства, технологий и архитектуры, создав универсальный визуальный язык, в котором на место декоративности встал смысл сообщения.
Ар-деко
Архив London School of Communication
Ар-деко объединил роскошь и модернизм — этот стиль сочетал в себе декоративные элементы и геометрические формы. Ар-деко стал логичной частью цикла трендов в дизайне, который мы можем наблюдать до сих пор, — на смену декоративным стилям приходят тенденции к упрощению, которые затем вновь сменяются всеобщей страстью к украшениям и визуальной избыточности.
Дадаизм
Рауль Хаусманн, ABCD, 1923-1924
С появлением в инструментарии художников нового медиума — фотографии — дадаисты стали активно использовать коллажи в своих работах.
Сюрреализм
Поздний модернизм
Ман Рэй, плакат для Лондонского метрополитена
Его характерными чертами стали чистый дизайн, рационализация и стандартизация, критический подход, абстракция и символизм.
Швейцарская школа
Мюллер-Брокманн, плакат
Швейцарская школа дизайна вывела упрощение и стандартизацию в графическом дизайне на новый уровень. Этот стиль, известный также как Интернациональный, акцентировал внимание на типографике, модульных сетках и минимализме, став основой для корпоративного дизайна — логотипов и фирменных стилей известных компаний.
Логотипы компаний
Психоделизм
Бонни Маклин, постер к концерту The Yardbirds и The Doors, 1967
Параллельно с социальными протестами и новой волной в искусстве в графическом дизайне тоже проявился бунт против доминантных стилей — упрощенных, стандартизированных. В психоделические плакатах 1960-х можно заметить переосмысление элементов ар-нуво.
Японский плакат
Казумаса Нагаи, реклама зоопарка
В 1960-х японцы начали переосмыслять свое традиционное искусство через призму модерна — получившийся визуальный код повлиял на современную рекламную и корпоративную графику не только в Японии, но и во всем мире.
Постмодернизм и деконструкция
Джейми Рид, постер песни группы Sex Pistols
Постмодернизм и деконструкция разрушили устоявшиеся каноны модернизма, вводя элементы хаоса и смешения стилей. Дизайнеры этого поколения поставили под сомнение традиционные представления об объективности и субъективности, предлагая новые способы восприятия и интерпретации визуального контента.
Деконструкция
Невилл Броуди, рекламная кампания Nike, 1988
«Жак Деррида — автор концепции деконструкции — замечательно сказал, что “деконструкция — это то, чего нет”. Когда автор пишет произведение, он претендует на некий объективный взгляд на вещи. Деконструкция — это попытка разобраться в сути вещей, ответить на вопрос: перед нами что-то объективное или субъективная позиция автора?», — Борис Шилин.
Швейцарский панк
Вольфганг Вайнгарт
Начало конца классической типографики. Бунт против установившегося графического стиля Швейцарской школы: свободное расположение элементов, интуитивное заполнение модульной сетки, множество акцентов, смешение жанров и активная работа со шрифтами.
Цифровой дизайн
Выпуски журнала EMIGRE
С появлением новых технологий в графический дизайн пришли новые инструменты: компьютерная графика, коллажирование, работа с эффектами и текстурами. Открывшийся дизайнерам мир контролируемого хаоса позволил свести вместе высокие технологии и приземленную повседневность, а также максимально тиражировать свои работы.
Why Not Associates
Дизайн будущего, то есть настоящего
Сегодня дизайн разошелся на два больших направления: корпоративный неосупрематизм и экспериментальный нейромодернизм.
Под корпоративным неосупрематизмом понимается визуальный язык корпораций — абстрактный, вмещающий в себя все разветвленные направления работы больших компаний. Поговорим подробнее о нейромодернизме — генеративном искусстве нейросетей.
Нейромодернизм
Работы дизайнера spaceheadtr
Новый этап в эволюции графических стилей — нейромодернизм. Нейросети, такие как Midjourney и Stable Diffusion, позволяют создавать уникальные визуальные образы на основе текстовых описаний, расширяя границы возможного в дизайне. Этот подход открывает новые горизонты для креативных индустрий, позволяя дизайнерам исследовать эстетики, разгонять свою фантазию и создавать новые визуальные нарративы.
Работы Бориса Шилина