Экономика дизайна
Огромное влияние на финальный вид продукта имеет экономика. Бренды стремятся сократить затраты на производство, поэтому часто стандартизируют компоненты и дизайн. Универсальные формы облегчают массовое производство. Это сокращает издержки, а продукты становятся доступнее, и компании могут чаще выпускать новые, более технологически совершенные модели.
Когда на рынок выходят первые модели нового изобретения, формируется определенный стандарт — социальная или визуальная норма того, как должен выглядеть этот предмет. Успешные решения быстро копируются и тиражируются. Так продолжается, пока на рынке не появится кто-то, кто перевернет игру — предложит решение, кардинально меняющее стандарт. На рынке мобильных телефонов это происходило как минимум три раза: когда Siemens выпустили первый телефон-слайдер, Motorola — первую «раскладушку», а Стив Джобс представил миру первый телефон без кнопок — IPhone.
Siemens SL 10
Motorola Star TAC
IPhone, каким он был в революционном 2007-м
Сегодня покупатели ждут, что цифровые устройства будут удобными в использовании, легкими и портативными, при этом будут долго держать заряд и быстро работать. Все бренды стремятся достичь этих целей, поэтому и внешний вид девайсов получается схожим.
Также компании тщательно исследуют предпочтения покупателей и выпускают устройства, которые понравятся максимально широкой аудитории. Конечно, дизайн получается мейнстримным, похожим друг на друга у разных брендов.
Баланс между функциональностью и эстетикой
С постоянным развитием технологий и новых рынков, а также с ужесточением конкуренции во всех продуктовых категориях, эстетике уделяют все больше внимания. Особенно это актуально для потребительской электроники, легковых машин и бытовой техники, где дизайн часто становится решающим фактором для покупки.
Если продукт будет эстетически привлекательным, но при этом не отвечать функциональным требованиям, успешным он не станет. Современная тенденция заключается в тесном взаимодействии дизайнеров и инженеров с самого начала проекта для создания продуктов, которые одновременно и красивы, и практичны.
Новое, но не слишком
Бренды, конечно, стремятся отличаться от конкурентов, но это не всегда проявляется в дизайне продуктовой линейки.
Причиной, по которой компания не стремится к необычным визуальным решениям, может быть желание поддерживать узнаваемость своего бренда. Слишком неординарный внешний вид сбивает потребителей с толку: становится непонятно, что за бренд представлен на полке. Для многих компаний, особенно с долгой историей, важно сохранение традиционных ценностей бренда.
Например, в 1996 году Apple выпустила игровую консоль Pippin, которая не прижилась на рынке: и сам продукт, и его позиционирование оказались слишком сложными для восприятия и не нашли свою аудиторию.
Игровая консоль Pippin от Apple
Инновационные решения всегда связаны с риском. Не каждая компания готова рисковать положением на рынке — предприниматели обычно предпочитают эволюционные изменения, а не революционные.
Тихая роскошь
В последние годы на первый план в производстве и маркетинге премиальных товаров на первый план вышел тренд «тихая роскошь». Индустрия цифровых девайсов тоже перенимает этот тренд. Теперь роскошь — это технология, как с точки зрения программной части, так и качества внешних поверхностей, а также интерфейсов.
Покупатели премиальной техники ищут в новом телефоне или умных часах элегантность, изысканность, профессионализм. Минимализм и аскетичность часто ассоциируются именно с этими качествами и поддерживают ощущение высокого качества. Дело тут не ограничивается дизайном: внешний вид изделий определяется еще и материалами. У дорогих брендов это чаще всего металл, стекло, керамика. Большую роль играет качество обработки и сборки элементов.
Простой и минималистичный дизайн гарантирует, что продукт не выйдет из моды и будет выглядеть актуально на протяжении многих лет. Такие устройства универсальны и устойчивы к изменениям вкусов со временем.
Аскетичность в дизайне также смещает внимание с внешнего вида устройства на его функциональность и производительность. Важнее всего — как быстро будет работать ваш компьютер, и премиальные бренды тратят максимум усилий на то, чтобы достичь идеального пользовательского опыта.
В серой зоне
Если прийти поработать в кофейню или зайти в любой случайный офис, вам в глаза бросится, что большинство электронных устройств на столах и в руках у людей либо черного, либо серого цвета. Почему их выпускают в таких цветах? Это происходит по нескольким причинам.
Прежде всего, такая палитра универсальна. Черный и серый легко сочетаются с большинством других цветов, их удобно использовать в разных интерьерах и стилях — устройства получаются более адаптивными к разным условиям эксплуатации.
Существует общепринятое мнение, что черная или серая техника выглядит более дорого и технологично. Эти цвета создают впечатление профессионализма и делового стиля, они привлекательны для широкого круга потребителей.
А еще на устройствах с матовыми монохромными поверхностями меньше заметны пыль, отпечатки пальцев и другие загрязнения. За таким устройством легче ухаживать, и его вид надолго остается в хорошем состоянии.
Есть и чисто технологические уловки, которые умело используют дизайнеры по всему миру. Черный и серый цвета позволяют скрыть некоторые элементы конструкции, такие как швы, крепления и разъемы, чтобы сделать устройства более цельными и эстетически привлекательными.
А что дальше?
Можно предположить, что в будущем станут популярны неординарные решения в дизайне техники. Технологии становятся более доступными, и потребители начинают больше ценить уникальность и персонализацию. Люди хотят выделяться, а нестандартный дизайн — один из способов это сделать.
Появляются новые материалы и технологии, которые позволяют создавать продукты необычной формы и с функциями, о которых мы и мечтать не могли раньше.
Основным двигателем изменений, конечно, останется маркетинг и дизайн, которые в условиях высокой конкуренции постоянно ищут новые способы привлечения внимания аудитории. Промышленные дизайнеры принимают в этом активное участие и должны глубоко понимать рынок и своего потребителя, поэтому на курсе Британки отдельный модуль посвящен маркетингу и брендингу продукта. Ведь в эпоху соцсетей внешний вид продукта может сыграть ключевую роль в его продвижении.
Несмотря на популярность унифицированных дизайн-решений с возможностью кастомизации в виде аксессуаров: цветных чехлов, стикеров, сумочек и шнурков, мы наблюдаем отчетливый сигнал от общества на персонализированную идентичность. Развитие сервисных моделей, изменение паттернов потребления и запрос на дифференциацию и кастомизацию приведет к появлению множества новых устройств и новой культуры их использования.
Кто решает, как будут выглядеть девайсы через 5 лет? Возможно, вы! На годовой программе «Промышленный дизайн» учим проектировать актуальные и удобные предметы. Очное обучение в Британке состоит из лекций по дизайну и проектированию, занятий в компьютерных классах с профессиональным софтом и мастерских, где можно создать любой макет. Вас ждут реальные брифы от индустриальных партнеров школы, экскурсии на производства, погружение в профессиональное сообщество и портфолио, с которым можно начать карьеру промышленного дизайнера.