Вопрос ребром: может ли дизайнер начать работать с общественными интерьерами без переподготовки?
Если отвечать коротко: да, может! Но важно быть честным, — и тут вспоминается старый советский анекдот про соискательницу на должность машинистки:
— Вы правда можете печатать 1000 знаков в минуту?
— Правда, но такая ерунда получается...
Выпускник кафедры дизайна любого вуза нашей страны хотя бы раз сталкивался с проектированием общественных или рабочих пространств. Значит, базовые знания в сфере у него уже есть. Однако, у него нет самого главного: четкого представления о том, как работать с брендами (ведь город или аэропорт — это тоже бренд), и как создавать на самом деле полезные пространства для пользователей.
С началом работы над общественными интерьерами меняется масштаб, меняется нормативная база, многократно растет число «интересантов» внутри проекта. Даже маленькое кафе или бар не получится сделать по лекалам квартиры. Во-первых, потому что в общепите безумно сжатые сроки реализации, а во-вторых, другие материалы. Примеров много, главное понимать: проектирование общественных интерьеров — это еще одна открываемая вселенная, в которую надо погружаться с умом.
«Кресты» (проект Анастасии Ахмадеевой, Дарьи Матвеевой, Александра Клыкова)
Эго и Большая идея
Простое перечисление навыков, необходимых в дизайне общественных интерьеров, не даст полную и правдивую картину, а подробный рассказ займет восемь месяцев (именно столько длится программа). Я скажу одну фразу, которую наши студентки в своем дипломе вывели прямо на слайде:
EGO MUST DIE!
Чистая правда состоит в том, что отрешение от своих собственных вкусовых предпочтений и/или кажущейся экспертизы, — почти главный залог успеха будущего пространства. Мы работаем на успех бренда, и любое наше решение в интерьере должно быть продиктовано его целесообразностью и органичностью к бренду и одновременно к Большой идее всего проекта. Не может быть такой ситуации, когда вас спросили: «Зачем тут эта синяя штора?», а вы не смогли ответить, как она помогает всему проекту и встроена в Большую идею, а сказали: «Мне так нравится!» или «Это же красиво!».
Практика с правом на ошибку
Да, осваивать работу в сфере можно на практике. На курсе мы тоже учимся через практику, но никогда ни в одном рабочем коллективе тебе не дадут столько времени и ресурсов руководителей и менторов, сколько получают студенты на программе «Дизайн общественных интерьеров». Учебный процесс больше всего похож на тот, который и происходит в бюро при разработке проектов общественных интерьеров. Только все более уравновешено по времени и нет давления заказчика и обстоятельств, больше права на ошибку, которая есть великое образовательное чудо и ровно то, что отличает нас от ИИ, который не умеет продуктивно ошибаться!
Ресторан «Озеро» (проект Анастасии Ахмадеевой, Дарьи Матвеевой, Виктории Левенец)
Антихрупкость > бесшовность
100% наших студентов — это работающие специалисты, не всегда в архитектуре, но в сфере дизайна точно. Курс рассчитан так, чтобы все оставались максимально комфортно вовлечены в свои текущие задачи и одновременно открывали новые скиллы и ачивки в нашей профессии. Бесшовность ли это? Кажется, лучше — это антихрупкость.
Инженеры и фэншуй
Вы будете смеяться, но дизайнерам иногда приходится работать даже со специалистами по фэншуй. Если честно, проекты общественных пространств — это всегда работа большого коллектива: они получаются лучше, если в команде есть проектный менеджер, который отвечает за координацию всех специалистов, сроки и деньги! На нашем курсе мы внедрили модуль по управлению проектами, чтобы студенты могли попробовать себя в этой роли или, по крайней мере, понимали, какие задачи решает ПМ и почему с ним надо дружить. Большая нагрузка в работе связана с координацией инженерного и архитектурного проектов, так что инженеры всех разделов — это неотъемлемая часть команды. Часто необходимо привлекать пожарного, акустического или еще какого-то консультанта, например по аудио- видеосистемам или по сценическому оборудованию, если это клуб или кинотеатр.
Отель «Вахрамеевъ» (проект Натальи Водопьяновой, Виктории Корниловой)
Научиться анализировать потребности клиента и его бизнеса, проводить исследования, грамотно формулировать задачи и создавать функциональные и эстетичные пространства можно на программе «Дизайн общественных интерьеров». За 8 месяцев вы создадите два проекта интерьеров для своего портфолио — ресторана и многофункционального объекта.
Фото обложки: Отель «Вахрамеевъ» (проект Натальи Водопьяновой, Виктории Корниловой)