Зин: история развития
Частью массовой культуры зины никогда не были. Они возникли как любительская периодика и передавались из рук в руки между поклонниками фантастической литературы в начале XX века. Термин «фанзин» ввел журналист Луи Расселл Шовене в 1940-х годах для обозначения небольших изданий, которые печатали в среде научных фантастов. Позже зины стали атрибутом любых фандомов, субкультур и сообществ, объединенных одним увлечением. Особенно популярны они были в Англии и США в 70-80-х годах среди панк- и хардкор-музыкантов и поклонников как альтернатива официальным СМИ.
Зин — это издание с небольшим тиражом. Авторы зинов часто выпускают их самостоятельно. Главное отличие зина от других форматов — в его доступности. Для его создания не требуется разрабатывать сложные макеты с дизайнером и издавать большое количество копий. Зин — это выражение идеи в печатной форме, предоставляющей полную свободу автору. Создать его может любой желающий в любом месте и за короткий срок.
Зин-культура охватывает множество тем: от различных субкультур и феминизма до личных дневников, поэзии и фотографии. Активные участники, которые ценят самовыражение, становятся здесь в один ряд с профессионалами и экспертами.
Зин выпускницы программы «Основы фотографии и создание портфолио» Юлии Шмараевой
Алексей Никишин, куратор программы «Основы фотографии и создание портфолио»:
«Раньше зины делали поклонники музыкальных групп, они создавали их руками, печатали, распространяли, делая копии на ксероксе, продавали на концертах или раздавали друзьям. И только затем это стало частью арт-сферы, превратившись в один из форматов печатного издания».
Интерес к созданию зинов возрос, когда люди, утомленные повсеместной цифровизацией, захотели чего-то материального. Художники с энтузиазмом воплощают свои идеи в зинах, и на ярмарках современного искусства все чаще появляются небольшие книжечки тиражом до 100 экземпляров.
Какие зины бывают
Зин — не сборник лучших работ автора, поэтому должен иметь нарратив. Это некая история, в которую иногда не укладываются лучшие, по мнению автора, фотографии из серии. Способ воплощения конкретной идеи может быть любым. Зин может быть сделан, например, в виде дневника с фотографиями и вкладышами, подписями или заметками, наклейками и рисунками, даже QR-кодами и ссылками.
Зин выпускницы программы «Основы фотографии и создание портфолио» Юлии Шмараевой
Алексей Никишин:
«Зин — формат, главная задача которого — дешевое производство, но при этом разнообразный результат. То есть один автор может сделать газету, в которой будут как-то необычно распределены иллюстрации, другой — набор календариков, третий — брошюру, сшитую нитками вручную, а последний и вовсе представит листы А4, соединенные с обложкой с помощью пружины. Вариаций может быть бесконечность, ведь в первую очередь важна фантазия».
Создание зина — увлекательный процесс, итог которого довольно сложно представить в полной мере. Съемка — лишь малая часть этого процесса, однако к ней нужно подходить ответственно: заблаговременно продумать развороты зина, чтобы потом не забыть сделать необходимые кадры, например, включить предметную съемку или снять крупный план.
Оформление и реализация зина очень важны и требуют дополнительных усилий и знаний о том, как работает типография и какие формы лучше всего выглядят на бумаге.
Зин выпускницы программы «Основы фотографии и создание портфолио» Лены Асосковой
Для чего фотографу зин
Зин можно создавать как для оформления какой-либо серии фотографий или другого проекта, так и в качестве малотиражного издания сборника работ. А еще зин может стать полноценным арт-объектом.
Формат выгоден тем, что его может сделать как опытный, так и начинающий фотограф, — для него это возможность создать законченный проект, вложить его в портфолио и с помощью этого кейса презентовать себя.
Алексей Никишин:
«Основная проблема, с которой сталкиваются фотографы, заключается в том, что их снимки лежат на жестком диске, и никто их не видит, становится непонятно, как их показывать потенциальным заказчикам. На нашей программе мы ставим задачу, чтобы студенты, которые до этого не умели фотографировать, научились этому, а затем создали итоговый проект, который впоследствии можно использовать для привлечения клиентов».Зин — это малая форма фотокниги, визитной карточкой специалиста. Культура фотокниги активно развивается. По всему миру проводятся фестивали и ярмарки, посвященные этому виду искусства. Существуют даже специализированные книжные магазины — photobook stores. Для поддержки развития фотокниг проводятся специализированные конкурсы, на которых отмечают те работы, которые наиболее полно отражают концепцию «цельности». Критики и издания публикуют рецензии и составляют списки лучших фотокниг по итогам года. Для авторов это возможность представить свои работы в виде печатных изданий и зарекомендовать себя в профессиональном сообществе.
Зин выпускницы программы «Основы фотографии и создание портфолио» Юлии Шмараевой
Алексей Никишин:
«Ежегодно в Арле во Франции проходит большой фотографический фестиваль, где люди показывают свои artist book. Я также принимал участие, даже входил в шорт-листы и получал премии. Есть несколько русских авторов, которые постоянно так делают и побеждают. Чтобы этого добиться, нужно научиться делать малые формы, а затем доводить свои проекты до ума. Вот для чего нужен зин».
Как студенты Британки создают зины
Лена Асоскова, выпускница программы «Основы фотографии и создание портфолио»:
«Тема моего зина — деревенское детство. Она родилась непосредственно во время съемки и подготовки материала для зина. Изначально я хотела снять просто деревню, в которой родилась, но после просмотра отснятого материала все сложилось в единую картинку и превратилось в этакие воспоминания о детстве.
В зине два главных героя, которые олицетворяли две стороны моего детства — с одной стороны, мальчишескую любовь к забавам, а, с другой, маленькую девочку, которая любит красоваться перед зеркалами. Работа пропитана любовью к тому времени и, мне кажется, передает некий дух доброты советских фильмов. Думаю, что целевая аудитория проекта — люди, которые любят деревню и природу, и невинную красоту детства.
Реализация издания прошла легко, кроме момента отбора работ, которые должны были попасть в итоговый вариант. Хотелось показать больше фотографий, вместить много информации. Меня вдохновили мои модели — люди, животные, места, — все то, что я снимала».
Зин выпускницы программы «Основы фотографии и создание портфолио» Лены Асосковой
Юля Шмараева, выпускница программы «Основы фотографии и создание портфолио»:
«Вдохновением к созданию моего зина послужил Дэвид Линч и его эстетика женской красоты. Еще до планирования съемки я точно знала, что хочу снимать исключительно Катю Пак, мою одногруппницу и подругу. Она как никто другой идеально вписалась в дальнейшую тематику съемки. Хотелось подчеркнуть ее красоту и характер и сделать отсылку к некоторым темам, транслируемым Дэвидом Линчем в „Твин Пиксе“: Джози Паккард, красная помада и туфли, электричество и порталы, вишневый пирог и кофе, сексуальность и тревожность, красный свет... занавес и „Diane, it’s 4 AM, and I’m entering the town of Twin Peaks“».
Креативным продюсером выступил одногруппник Антон Зуев, именно благодаря ему удалось организовать съемку в Noor Bar. Вся концепция изменилась в одночасье, когда Антон показал закрытый зал на цокольном этаже, который стилистически сильно отличается от основного помещения.
Съемка заняла меньше двух часов и была произведена на айфон с одним источником света. К сожалению, большим моим упущением была нехватка кадров предметной съемки, благодаря которым я бы смогла включить куда больше удачных фотографий в итоговую редакцию зина. А самой большой трудностью, с которой мы столкнулись, был именно технический аспект печати. Благодаря Антону у нас была возможность напечатать свои зины у его друга, известного издателя, который печатает зины русским дизайнерам, сотрудничает с крупными мировыми брендами. В итоге у нас все получилось, и я очень довольна».
Зин выпускницы программы «Основы фотографии и создание портфолио» Юлии Шмараевой
Овладеть всеми базовыми навыками фотографа, научиться работать в Photoshop, провести настоящую фэшн-съемку, собрать полноценное портфолио и подготовить первый зин можно на программе «Основы фотографии и создание портфолио» в Британке. За 4,5 месяца под руководством Алексея Никишина и других профессионалов индустрии вы начнете свой путь в карьере и определите дальнейший трек развития.