Дисклеймер: оценивать выступления будем по трем параметрам.
1. Драматургия:
• Понятен ли конфликт? Кто борется с кем и ради чего?
• Есть ли дополнительные элементы? Личная история/ проблема/ инсайт/ план/ решение/ призыв к действию/ мораль.
• Важно: не все эти блоки будут в каждой презентации.
2. Аргументы:
• Их наличие, убедительность, ссылки на детали.
3. Подача.
Duolingo: How to make learning as addictive as social media
Выступление начинается с Личной истории спикера: основатель Duolingo Луис Фон Ан родом из Гватемалы, мама из бедной семьи дала ему возможность учиться в США. Так возникло его личное желание устранить неравенство в образовании, чтобы повысить качество жизни людей. За три минуты вступления становится ясно, кто наш Герой и за что он борется.
Основная часть выступления посвящена созданию Duolingo: для спикера этот проект — попытка повлиять на неравный доступ к образованию в мире (это Проблема всей презентации). Он развивает хронологию создания проекта с помощью четырех связок «Проблема—Решение»:
A. Чему учить? Может, математике или информатике? Но эти знания повлияют на доход человека не сразу, в отличие от, например, иностранного языка. С ним значительно повышаются возможности трудоустройства.
B. Как учить? Команда хотела сделать продукт доступным для жителей всех стран, поэтому основной платформой выбрала телефон.
C. Как сделать продукт доступным для всех? Команда взяла за основу модель Freemium: пользователи из богатых стран платят за отключение рекламы в приложении, тем самым отчасти финансируя доступ к образованию для пользователей из бедных стран, которые рекламу не отключают.
D. Как завоевать любовь пользователей? Такие платформы как TikTok и Instagram конкурируют за внимание пользователей, поэтому в Duolingo решили использовать ровно те же игровые механики в виде страйков, напоминаний и достижений, чтобы повысить мотивацию.
Сильная сторона выступления в том, что ЛУис признался: он не верит, что образовательный сервис может обыграть развлекательные, но этого и не требуется. Задача развлекательных элементов в образовательном продукте — быть дополнительной мотивацией.
В конце есть призыв к действию «позанимайтесь сегодня английским». Драматургия точно на крепкую четверку.
Что улучшить в презентации?
1. По драматургии: сразу начать с проблемы «как бороться с TikTok, если ты обучающий сервис», — это как раз самое интересное. Сейчас же выступление выглядит так, будто было сделано специально под повестку равенства.
2. По аргументам: спикер не приводит доказательств своих тезисов. Аргументация почти всегда дается в виде субъективного мнения: «Мы видим, что это работает хорошо» без указания исследований и методик подсчета. И, к сожалению, ни одной ссылки на источники. А хорошо — на каждый абстрактный тезис дать конкретное доказательство. Даже фраза «в мире 2 млрд людей учат иностранный язык» ничего не значит без ссылки на источник.
3. Подача: спикер не говорит с аудиторией с позиции «сверху», всегда на равных. В выступлении много шуток, если есть ирония, то только над собой, а не над темой.
Но кажется, что личная история более искренняя по эмоциям, а вот основная часть, скорее всего, заучена и оттого выглядит более постановочной. По сути Луис читает крайне упрощенную версию презентации Duolingo для инвесторов, которую за историю компании ему пришлось рассказать, наверное, не меньше пары сотен раз (иначе бы компания не выросла до $12 млрд).
Итог: в целом, как развлекательный контент, который замотивирует зрителя прямо сегодня сесть и позаниматься, — выступление справляется со своей задачей. Но презентация не дает новой полезной информации. Видимо, все 7,5 миллионов просмотров набрались за счет кликбейтного заголовка и шуток.
Rory Stewart: To end extreme poverty, give cash — not advice
Спикер следует принципу «cut to the chase» («сразу переходи к погоне») — начинает рассказ как можно ближе к проблеме. Выступление посвящено решению Проблемы крайней бедности. Спикер сразу поясняет: крайне бедные люди — те, кто едят раз в 2 дня. Дальше он дает понять: его Цель — дать надежду, что у нас есть возможность это исправить, потому что для этого существуют технологии и идеи.
Интрига подвешивается через заведомо ложный тезис: «Если дать деньги экспертам, они все исправят». Тезис перерастает в личную историю, Рори рассказывает: «Я сам был таким экспертом в течение 30 лет, работал в Азии, в Афганистане, а в конце стал директором агентства с бюджетом $20 млрд, чтобы решать проблему крайней бедности». Благодаря этому мы понимаем, кто наш Герой.
Спикер рассказывает, что хоть в относительных цифрах крайняя бедность снизилась, но в абсолютных значениях она только выросла со 190 млн до 410 млн для Африки к югу от Сахары. И во многом, как ни парадоксально, Рори видит причину в организации проектов этой помощи. Он приводит пример из личного опыта: на помощь школам было выделено $40 000, из которых только $2000 были отправлены на саму помощь, а $38 000 ушли на бесконечные консультации, согласования, комиссии.
«Мы украли 38 тысяч из 40. Мы могли бы помочь в 20 раз большему количеству школ», — говорит Рори. Становится ясно, что наш герой еще и Злодей (разумеется, в прошлом: сам он исправился, а вот те, кто все еще остается частью большой системы, — еще нет).
Здесь начинает разворачиваться основная часть презентации — Решение проблемы. В хорошем сценарии решение начинается с Инсайта — открытия, которое герой сделал. Рори говорит, что истина «научи человека ловить рыбу, и он будет все время сыт» несмотря на кажущуюся правильность не всегда работает. Для иллюстрации он приводит пример с Руандой. В одной из деревень жителям в качестве поддержки стали давать по $900 долларов, и за полтора года там выросли и показатели электрификации, и поголовье скота, и количество отремонтированных крыш, и медстраховки. Свои тезисы он подтверждает рандомизированными контролируемыми экспериментами экономистов.
Дальше он задает вопрос: почему реальные деньги так эффективны для решения проблемы крайней бедности? И дает четыре обоснования.
1. Людям не хватает не знаний, а капитала.
2. У людей разные задачи, они сами понимают, как использовать ресурсы себе во благо. Возможно, они не хотят учиться ловить рыбу, а хотят открыть булочную.
3. Если давать деньги не строительной компании, а людям, они сами себе построят дом, наймут на работу соседей, закупят для стройки местный материал.
4. Это демонстрация доверия людям, повод для их гордости собой. Такого эффекта нельзя достичь, если кто-то будет принимать за них решения.
Признание недостатков решения: да, реальные деньги не построят дороги и школы, но позволят людям принять прямое участие в развитие региона.
Призыв к действию: если вы хотите поучаствовать в решение проблемы крайней бедности, но у вас скромные доходы, отправляйте на помощь адресно $30 в месяц. Если вы богаты, помогайте на десятки, сотни миллионов, чтобы вытащить Руанду или Малави из крайней бедности.
Вывод, к которому приходит спикер: деньги нужно давать людям напрямую — это демонстрация уважения их выбора, а не колониальное покровительство. Прямая адресная помощь нужна не только, чтобы победить крайнюю бедность, но и чтобы поддержать общечеловеческие ценности свободы выбора и чести.
Что могло бы улучшить эту презентацию?
1. По нарративу смущает лишь два момента:
• призыв в пустоту, то есть непонятно, куда конкретно отправлять деньги — разве что подойти к спикеру в кулуарах после и узнать лично;
• спикер мог дать бы пояснение, насколько долгосрочными будут предложенные изменения и можно ли масштабировать Решение.
3. Подача без отыгрыша. У Рори Стюарта удивительно сдержанная манера поведения, но при этом он не каменный — у него искренние эмоции. Ему удается общаться с аудиторией на равных, иначе и невозможно, когда на пятой минуте выступления выясняется, что он сам злодей в этой истории. Несколько раз за презентацию люди смеются, но не потому что слышат шутки в прямом смысле слова. Спикер просто называет факты, которые в общем контексте выглядят болезненно смешными. Если и можно тут что-то улучшить, то на месте Рори я бы снял настолько массивный перстень, если бы выступал на тему крайней бедности, чтобы не мозолило глаза.
Итог: это очень хорошая презентация, как по драматургии, так и по аргументам и подаче.
Научиться создавать убедительные истории и доносить свои идеи вы можете на интенсиве Британки «Мастерская: от слайдов до дебатов». За пять недель вы освоите навыки публичных выступлений и визуализации информации. Итог обучения — сильные софты: вы будете знать, как наиболее эффективно общаться с партнерами, инвесторами, командой, как грамотно вести переговоры и убеждать клиентов в достоинствах своего продукта.