Определение цветового пространства
Цветовое пространство — модель координат, используемая для определения отображения цветов на экране и на бумаге при печати. Это встроенная в гаджеты, фотоаппараты и принтеры математическая система, помогающая корректно считывать и показывать палитру изображения. Ее правильная настройка необходима, чтобы фотографии при переносе в интернет и на бумажный носитель не отличались по тону и насыщенности от варианта на дисплее.
Виды цветового пространства
Факт: на разных устройствах настройки цвета не одинаковы. Для каждой среды цветовоспроизведения используют разные концепции смешения цветов. Если бы палитра одного и того же фото не менялась, это значительно бы упростило жизнь фотографам и дизайнерам. Но приходится мириться с наличием нескольких моделей координат, дающих заметную разницу при отображении фотографий.
В каждом цветовом профиле оттенки определяет набор математических символов. По ним можно узнавать расположение цвета в палитре, интенсивность, насыщенность. Фотографы обычно работают с цветовыми моделями RGB и sRGB, иллюстраторы и специалисты полиграфии — с CMYK.
RGB
Цветовая модель RGB представляет каждый оттенок как слияние трех цветов в определенном соотношении.
В сетчатке человеческого глаза есть три типа фоторецепторов — колбочек, воспринимающих световое излучение разной длины. L-колбочки реагируют на красный цвет, M-колбочки — на зеленый, S-колбочки — на синий. Другие оттенки воспринимаются глазом как смешение указанных цветов. Такая особенность человеческого зрения и была взята за основу при создании основного цветового пространства.
Математическая цветовая модель RGB выглядит как три числа от 0 до 255. Первое число определяет количество красного цвета, второе — количество зеленого цвета, а третье соответствует синему. При передвижении курсора по палитре графического редактора значения каждого базового цвета от 0 до 255 меняются, определяя оттенок, закодированный в числах. Например, R — 80, G — 180, B — 180 дают бирюзовый. Но это не значит, что при печати вы получите в точности такие же цвета.
Все дело в том, что изображения на дисплеях состоят из множества мелких квадратов, которые становится заметны при сильном увеличении. Эти точки называются пикселями, они составлены тремя базовыми цветами. Оттенки образуются посредством отражения экранного света. Светодиоды с противоположной стороны монитора освещают пиксель с определенной интенсивностью. Если все три цвета отсутствуют, точка на экране черная. Если все присутствуют — пиксель белый.
Благодаря этому изображения RGB на экранах выглядят сочнее и контрастнее, чем при печати. Ведь цвета не поглощаются, а излучаются.
Проблема блеклости и серости фотографий обычно обусловлена неправильной версией профиля в графическом редакторе:
• sRGB — простая вариация пространства, ее можно использовать без ограничений. Ее встраивают в дисплеи гаджетов, телевизионные экраны, компьютерные мониторы. Критерии выбора этого цветового пространства — размещение фото в интернете без распечатки.
• Adobe RGB — новый вариант цветового пространства. Отличается большей гибкостью, а цвета корректнее конвертируются для печати. Но экраны Windows и дисплеи гаджетов его не воспринимают. Единственная техника, где используют цветовую модель, — специальные мониторы для фотографов с охватом палитры Adobe RGB. Если у вашего клиента нет устройства с такими возможностями, он увидит изображение блеклым и грязным. Аналогичная проблема возникнет при публикации фотографий в интернете.
CMYK
Если цветовая модель RGB аддитивная (создает оттенок путем слиянием цветов и основана на световом излучении), то пространство CMYK базируется на поглощении света. Для формирования оттенка вычитаются определенные базовые цвета. Вспомните школьные уроки рисования: если перемешать все краски, получится черный цвет, но если смешивать определенные колеры, получатся разные оттенки.
Пространство CMYK применяют для печати в полиграфических производствах. Любой цветной струйный принтер содержит четыре пигмента, определивших название цветового пространства:
• cyan — синий;
• magenta — малиновый;
• yellow — желтый;
• black — черный.
Последняя буква аббревиатуры, по одной версии, происходит от Key Plate — так принято называть черную типографскую краску. По второй версии, это последняя буква слова Black.
Пигменты не сливаются, а распределяются по бумажной поверхности настолько мелкими точками, что человеческий мозг, получая информацию от органов зрения, превращает их в определенные тона.
На профиле CMYK основана работа домашних и офисных принтеров. После установки режима в графическом редакторе изображение на мониторе будет выглядеть так, как при распечатке. CMYK может использоваться для печати иллюстраций, в производстве кружек с принтом, настольных аксессуаров, сувениров и аналогичной продукции.
HSV
Что это за цветовое пространство, знают не все начинающие фотографы. Хотя на курсах основ фотографии с ним непременно знакомят. Различие между цветовыми профилями в том, что в основе HSV — не смешение цветов, а изменение параметров:
• hue — тон — можно менять значение от 0° до 360° (либо настраивать в пределах 0–1, 0–100);
• saturation — насыщенность — можно поменять показатель в пределах 0–1 или 0–100 (чем ближе к нулю, тем серее оттенок);
• value — значение (либо brightness — яркость, тогда аббревиатура пишется HSB) — можно применять значения 0–1, 0–100.
В трехмерном виде пространство визуализируют как цилиндр или конус. По цилиндрической координатной системе для замены тона нужно двигаться по окружности, насыщенности — по радиусу, яркости — по высоте. При конической визуализации для выбора оттенка следует тоже смещаться по окружности. Отличие состоит в том, как поменять насыщенность и яркость — нужно двигаться от оси фигуры и от вершины к основанию.
Поскольку HSV — вариация модели RGB, цвет для печати будет зависеть от особенностей принтера.
С цветовым пространством HSV удобно работать в графических редакторах. Он найдет применение, если нужно добавить тональной контрастности при создании иллюстраций. HSV упрощает управление палитрой и подбор оттенков перед изготовлением макета.
Настройка цветового пространства
Изменить цветовую модель можно в графическом редакторе. В типографиях, готовя макет к распечатке, профиль CMYK обычно переустанавливают. Это связано с тем, что настройки палитры в печатных устройствах разные.
Если к печати планируется крупный тираж, стоит распечатать один экземпляр, чтобы посмотреть корректность отображения цветов.
Если неизвестно, какая типография возьмется за проект, лучше в графическом редакторе устанавливать профиль Coated FOGRA39. Это стандарт, который в большинстве случаев применяется в полиграфии.
Если файл изначально предназначался для интернет-публикации и сделан в цветовом пространстве RGB, но его надо распечатать, придется сменить профиль на CMYK, затем перевести в Lab для цветовой коррекции и обратно в CMYK. После чего можно печатать.
Фотографам всегда следует назначать режим цветного изображения перед съемкой. Настройка должна входить в меню фотоаппарата, обычно она называется Color Space. Если глубокая ретушь снимков JPEG не запланирована, предпочтителен режим sRGB.
Выбрать цветовое пространство можно после съемки при обработке фото:
• В Photoshop: войдите в «Редактирование». Выберите из выпадающего списка «Настройка цветов». В открывшемся окне указаны рабочие пространства.
• В Illustrator: войдите в «Редактирование», выберите команду «Назначить профиль». В открывшемся окне в выпадающем списке выберите цветовой профиль.
• В Lightroom: выполните команды «Редактирование» — «Настройки» — «Внешнее редактирование». В выпадающем списке выберите нужный режим.
Для детального понимания цветокоррекции и профессионального овладения соответствующими инструментами стоит почитать книги знаменитого эксперта по работе с цветом Дэна Маргулиса. Например, «Photoshop для профессионалов» — один из лучших учебников для дизайнеров и фотографов. «Photoshop LAB Color» знакомит с самым мощным цветовым режимом для сложной обработки. А «Современная технология цветокоррекции в Photoshop» представляет новый рабочий поток для коррекции цветных фото. А еще можно записаться на курс графического дизайна и овладеть всеми возможными инструментами под руководством опытных наставников.