Анализ территории: взгляд на прошлое и настоящее тюрьмы
При исследовании Выборгского района и Арсенальной площади студенты обнаружили, что этот участок Петербурга до 1884 года использовался для хранения вина. Затем там построили тюрьму, и назначение пространства поменялось. Но до сих пор на территории «Крестов» и рядом находится много закрытых ангаров, бараков, крытых помещений, в которые не попасть.
«Кресты» находятся достаточно близко к метро «Площадь Ленина» — на Арсенальной набережной. По соседству — жилые дома, больницы и детский сад. Студентам программы хотелось дать жизнь этому району и создать новое место притяжения, чтобы территория развивалась в лучшую сторону.
Вскоре дизайнеры узнали, что корпорация ДОМ.РФ стала заниматься организацией аукциона по продаже «Крестов». Полноценный кейс — сделать проект и предложить его компании, которая способна решить такую задачу, — выглядел как готовая миссия и добавлял мотивации команде. Уже после защиты диплома ДОМ.РФ объявил стартовую цену объекта — 1 млрд рублей.
Комплекс следственного изолятора № 1 на Арсенальной набережной построили в 1884-1892 годах по проекту архитектора Антония Томишко. Общая площадь — 4,2 га. Изолятор был рассчитан на 1150 человек, которых планировалось размещать сначала в 960, а потом в 999 камерах. Размер каждой камеры — восемь квадратных метров.
Поиск и тестирование гипотезы для концепции
Планировка «Крестов» ограничена по возможностям. Идею о том, что комплекс зданий хорошо бы использовать для ритейла, подсказал куратор программы Федор Ращевский. Студенты пошли от общего к частному и стали думать, в какой индустрии устраивать ритейл и вышли на тему моды.
«Перед нами стояла большая и сложная задача, потому что есть ограничения в плане сноса. Многие здания являются объектами культурного наследия, нужны исследования и работы многих специалистов. И эти здания стоят и пустуют. В рамках проекта мы сделали предположение, что может находиться в „Крестах“», — Анастасия Ахмадеева.
Чтобы определить общее направление концепции, авторы провели несколько онлайн-опросов среди жителей Санкт-Петербурга, в том числе людей, которые так или иначе связаны с дизайном архитектуры. По результатам первых опросов стало понятно, из-за удаленности от туристического центра местным жителям не хватает мероприятий и социальной активности, а также удобного доступа к широкому выбору товаров и услуг в одном месте. Поэтому идея создать центр притяжения стала особенно важной. Но делать еще один креативный кластер команде не хотелось.
«Когда ты занимаешься модой, очень важна провокационная составляющая. Мы поняли, надо делать что-то такое, что заинтересует людей. Мы стали добивать тему и поняли, что у комплекса огромные площади, и просто сделать два торговых центра — не лучший выход. Камеры можно переоборудовать в магазины, а узкие и длинные помещения большого метража подходят для шеринговых мастерских и специализированных магазинов. По сути, у нас получился Artplay для фэшн-дизайнеров», — Дарья Матвеева.
«После ухода международных компаний российские бренды стали активно развиваться. В России еще нет такого пространства, где были бы сосредоточены разные направления в индустрии моды в одном месте. Мы предположили, что нам нужен ритейл и фэшн-кластер полного цикла: от создания продукции до ее последующей реализации. Чтобы проверить гипотезу, опросили потенциальных посетителей, людей из индустрии и бизнеса. Среди респондентов были люди как узкой, так и широкой специализации в моде: владельцы брендов, дизайнеры, закройщики, продавцы тканей и фурнитуры, байеры, владельцы бюро и мастерских, работники шоурумов», — Анастасия Ахмадеева.
«Мы провели стратегические интервью с потенциальным девелопером из сферы гостеприимства, а также с Анной Черных, руководителем центра инновационного молодежного творчества «Проектные мастерские» и преподавателем Британки на программе «Дизайн одежды. PRO». Ее опыт помог нам в проектировании своих мастерских, — Александр Клыков.
Респонденты отмечали, что задача изменить восприятие тюрьмы — слишком сложная. Из-за недавнего негативного бэкграунда и трагических страниц истории XX века у проекта есть риск остаться непонятым. В то же время коллеги-архитекторы вспоминали Соловки, на территории которых пока невозможно ничего устроить, кроме культурного туризма. Команда изучила мировой опыт переустройства тюремных и исправительных учреждений. Например, в Европе много тюрем переделаны и под отели, и под общественные пространства. В России можно вспомнить Новую Голландию, но времени с тех пор, как военно-морская тюрьма принимала заключенных, прошло сильно больше. И «Кресты» для старшего поколения — довольно тяжелая история. В то же время молодежь воспринимает все чуть иначе — просто как исторический факт.
Зарубежные кейсы. В России примером такого переустройства можно назвать Новую Голландию. На этой территории много лет назад возвели здание военно-морской тюрьмы, прозванной в народе Бутылкой. Сейчас там находятся магазины, рестораны и общественные пространства, проходят концерты, лекции и кинопоказы.
Финализация концепции и проектирование
Команда решила создать кластер для формирования фэшн-визионеров. Под кластером дизайнеры понимали не разрозненное пространство по типу лофт-проекта «Этажи» в Питере, в котором располагаются разные магазины, кафе и рестораны, а наоборот, — объединенное общей идеей.
В кластере «Кресты» планируется создать модное сообщество полного цикла. Там будут работать школы для обучения в сфере моды, проходить сезонные показы, вечеринки и образовательные мероприятия. Пространство также включает зоны для учебных проектов, швейного коворкинга, байеров и демонстрационных показов, а также магазины для продажи товаров. Прямо в кластере можно будет купить все материалы и ткани для работы. Проведя исследование, команда узнала, что магазины одежды быстро растут. Чтобы легко масштабироваться, команда предусмотрела семь типов планировок для продажи одежды и тканей. Для таких шоурумов отлично подойдут вытянутые пространства-склады (бывшие камеры), где можно будет выбрать и посмотреть ткани в рулонах, разложить их на столе и отрезать сколько нужно. Участники смогут пройти все этапы карьерного пути в индустрии моды — от обучения до работы в ритейле.
Визуализации швейного коворкинга, вип-мастерской и образовательного пространства.
Чтобы финализировать концепцию, команда встретилась с Ольгой и Арсением Кутовыми (брендинговое агентство Dotorg branding & digital), Никой Махлиной и Иваном Большаковым (коммуникационное агентство «Махлина Большаков»).
«Арсений — стратег и партнер Dotorg branding & digital — сказал очень важную мысль. Когда для проекта мы выбираем статичное место, в котором годами не менялся образ жизни, где люди сидели взаперти, жили по строгому расписанию и не видели свободы, нужно убирать все заборы. Следует полностью развернуть концепцию, чтобы в пространстве появились проходы, по которым люди смогли бы передвигаться в любом направлении. Эта идея нас очень зарядила и дала пищу для размышлений. Ника с Иваном помогли вытянуть концепцию концептуально, предложили подумать о теме нового опыта взаимодействия с покупателем. Иван привел пример магазина Канье Уэста, который сломал паттерн шопинга, предложив доставлять вещь покупателю не сразу после покупки, а через две недели, чтобы максимально отстроиться от конкурентов и вызвать дополнительные эмоции от покупки. Нам советовали копать в эту сторону, потому что фэшн внутри требует чего-то разрывного. Но мы копали так долго, что нас даже пришлось останавливать», — Дарья Матвеева.
«Большие и маленькие миссии в этом проекте здорово сочетались: мы берем место с негативным бэкграундом и меняем это восприятие. В Выборгском районе, где нет практически ничего, когда-нибудь появится пространство, которое соберет вокруг себя людей из фэшн-индустрии и даст им возможность вырасти на территории „Крестов“. И, конечно, поможет сделать ритейл-историю и даст возможность покупателям и посетителям хорошо провести время», — Александр Клыков.
Говоря о брендинге, команда решила, что кресты должны быть наполнены движением. И тема фэшн хорошо ложится на движение, потому что мода — самая быстрая из всех креативных индустрий. И вот, «заходя в здание», мода оживляет «Кресты», делает пространство подвижным.
«Когда мы начали говорить названии, мы поняли, что поменять его мы не можем. С логотипом идея родилась быстро: мы решили, что сама форма крестов похожа на компас. Так, „Кресты“ — это место, которое может дать человеку направление для развития, в котором он может найти свой путь», — Анастасия Ахмадеева.
Слайды по брендингу из презентации проекта. Старые стены «Крестов» в буквальном смысле станут холстом для новых идей и творческих экспериментов в мире моды. Все начнется с установления собственного курса, в этом поможет компас — символ проекта.
Какие сложности стояли перед командой
Помещение «Крестов» очень прочное: ломать фасады и менять вид зданий для проекта было нельзя. Зато внутри помещений были возможности что-то изменить.
«Чтобы сделать новое зонирование, мы убрали межкамерные перегородки и объединили эти камеры так, чтобы посетители могли перемещаться между ними на одном этаже или между этажами. Спроектировали много крестообразных мостиков и лестничных пролетов, хаотично разбросанных между собой, чтобы пространство просматривалось со всех сторон. Все межэтажные перекрытия и арочные своды атриума облицевали мелкой стеклянной мозаикой, которая сияла словно драгоценные камни. В центре каждого атриума разместили два стеклянных лифта, чтобы можно было подняться сквозь все пролеты», — Александр Клыков.
Визуализации Атриума.
«Статус “Крестов” непонятен. На российском уровне они не являются памятником культурного наследия, а на региональном — являются. Мы не смогли найти технический паспорт объекта, поэтому не было ясно, что можно делать, а что нельзя. Изучив мировой опыт работы с типовыми проектами тюрем, мы определили, какие перегородки мы можем сносить между помещениями. Чтобы сделать панорамное пространство для магазинов (по примеру Trend Island в Авиапарке), использовали пролеты между камерами. Планировки получились очень интересные и разнообразные, несмотря на ограничения», — Анастасия Ахмадеева.
Визуализации шоурума «Панорама». Стойки с одеждой, примерочные, кассы занимают весь этаж и проходят через помещения бывших камер.
Любой объект культурного наследия подразумевает сохранение истории, дань памяти. В помещении тюремной церкви студенты ничего менять не стали, только предусмотрели аккуратную реставрацию, а также место для библиотеки и музея. Для последнего придумали инсталляцию — клетку с прутьями, в центре которой экспозиция, рассказывающая о трагической истории «Крестов». В проходной части устроили оранжерею — там, где раньше были помещения надзирателей.
Референсы, генеральный план и зонирование «Крестов».
«Мы сделали максимум для такого большого объема, жаль, не успели проработать еще больше визуальную составляющую. Хотелось задействовать и дополнительные здания, и территорию, но мы были ограничены во времени.
Хорошо проработали тему устойчивого развития. Добавили и парки, и прогулочные тропы для фитнеса, велодорожки. Для самой администрации сделали отдельное здание с офисными помещениями на том месте, где раньше были бани, а также спланировали велопарковку и предусмотрели солнечные панели», — Анастасия Ахмадеева.
Референсы по развитию прилегающей территории и площадок для общественных мероприятий «Крестов»
«Еще мы продумали, как улучшить не только территорию „Крестов“, но и прилегающую городскую. Автобусная остановка у комплекса упирается в высокий забор. По нашему плану часть забора мы превратили в красивую входную группу и присоединили брендированную автобусную остановку», — Александр Клыков.
Оценка результата
«Я получила огромное удовольствие от процесса и горжусь результатом. Команда собралась очень крутая — мы с ребятами думали и делали одинаково», — Дарья Матвеева.
Преподаватели программы «Дизайн общественных интерьеров» Дмитрий Федотов, Екатерина Фадеева и Федор Ращевский на защите дипломных работ.
«Проект подарил мне невероятный опыт. Очень хочу, чтобы кто-нибудь занялся „Крестами“, было бы здорово поучаствовать в реализации этого объекта», — Александр Клыков.
Защита проекта «Кресты». У проектора слева направо: Дарья Матвеева, Александр Клыков, Анастасия Ахмадеева.
«Меня очень вдохновил и впечатлил проект. Масштаб идеи действительно поразителен: преобразовать бывшее здание тюрьмы в дом, где будут формироваться визионеры моды. Наверное, это проект не просто про дизайнерское или архитектурное решение, он про шаг в сторону будущего модной индустрии. Проект не только преобразует архитектуру, но и создает сообщество, которое будет способствовать развитию талантов, инноваций в моде и самого района в целом. Я горжусь тем, что стала частью этой инициативы. И очень благодарна партнерам по команде, с которыми мне удалось поработать над этим очень интересным проектом», — Анастасия Ахмадеева.
Для дипломного проекта на программе «Дизайн общественных интерьеров» студенты самостоятельно выбирают и исследуют исторический объект. Это может быть здание, помещение или пространство — как в России, так и за рубежом. Цель — вернуть выбранному объекту социальную значимость и определить новое функциональное назначение.
Поиск темы может идти от общего к частному: сначала придумывается концепция, затем под нее ищется помещение, — или наоборот. Проект включает несколько этапов: управление задачами, разработка концепции, основных навигационных элементов или фирменного стиля, а также инженерных решений и решений, направленных на устойчивое развитие. Кроме того, в первом семестре студенты в группах сдают курсовую работу — проектируют ресторан. Они выбирают площадку, создают концепцию, разрабатывают дизайн помещения, фирменный стиль и название.
Если вы практикующий дизайнер и хотите начать работать над масштабными проектами, программа «Дизайн общественных интерьеров» поможет вам освоить новые профессиональные навыки. Вы научитесь анализировать запросы клиента, формулировать задачи, стратегически подходить к проектированию и превращать пространство в комфортное и функциональное место с акцентом на экологичном и ответственном дизайне.