Я руковожу маркетингом в IT-сфере и часто замечаю, как из-за решения повседневных задач сужается восприятие — начинаешь зацикливаться на привычных подходах, которые кажутся единственно правильными. Особенно важно не замыкаться на этом сейчас, когда мы с командой планируем маркетинг на следующий год. Нужно взглянуть на текущий подход с нового ракурса, чтобы не упустить возможности для изменений.
Поэтому в сентябре я прошла интенсив «Маркетинговая стратегия» в Британской высшей школе дизайна. Все четыре дня, что он длился, мы решали кейсы для отраслей, далеких от ИТ, обновляли знания и выстраивали полезные профессиональные связи. Делюсь выводами ниже.
О выборе интенсива
Интенсив «Маркетинговая стратегия» — часть авторского курса Андрея Пуртова, консультанта по маркетингу и стратегии, преподавателя РАНХиГС и МГУ. Он идет в Британской высшей школе дизайна уже почти десять лет.
Изначально курс длился 8-12 дней, но это оказалось слишком тяжело для участников, даже с одним днем отдыха. Поэтому программу разделили на три блока: «Маркетинговая стратегия», «Разработка новых продуктов и сервисов» и «Бренд-менеджмент и цифровые коммуникации». Каждый блок теперь длится четыре дня, что позволяет сосредоточиться на том, что нужно именно тебе.
Я выбрала интенсив «Маркетинговая стратегия», потому что он сосредоточен на разработке стратегии для реального заказчика. Программа курса такова: первые два с половиной дня — анализ рынка, бизнеса, внешней среды и конкурентов. Остальные полтора дня — разработка маркетинговой и бренд-стратегий и основ коммуникационной.
Как расширяли профессиональное видение
На курсе было около 40 участников: маркетологи уровня Senior и C-Level, несколько специалистов из консалтинга и пару владельцев бизнесов. Мы сочетали теорию с практикой, работая в группах над реальными кейсами. Интенсив подразумевал работу с компанией из незнакомой области — это отличный способ освежить взгляд и подойти к привычным задачам с новой перспективы.
В моей команде были ребята из:
- FMCG, с хорошей экспертизой в бренде;
- Консалтинга, где можно поучиться в оценке рынка и прогнозировании прибыли;
- Компании, производящие продукты с ограниченными каналами дистрибуции и продвижения.
В таком составе мы разрабатывали стратегию для фармацевтической компании: нужно было нарастить долю безрецептурного препарата для сна на рынке с 4% до 12% к 2027 году. Фарма — совсем далекая от ИТ сфера, со своими особенностями, схемами дистрибуции и глобальными факторами влияния на ситуацию в этой отрасли. Но случился мэтч — целевая аудитория. Она близка аудитории знакомой мне области, и это то пересечение, на основе которого можно легко строить гипотезы и описывать портреты.
Кстати, заказчица, чья компания стала основой кейса, тоже была с нами — это позволило сразу узнать все тонкости и нюансы отрасли из первых уст.
Обучение было интенсивным: три дня подряд работаешь с утра до вечера, а вечером дома продолжаешь собирать данные, считать цифры и проводить исследования. На четвертый день, когда наступает момент защищать проекты, ты уже выжат, но полон вдохновения.
Интенсив — настоящий челлендж для мозга, который помогает взглянуть на привычные вещи по-новому. Все это время мы выходили за пределы привычных паттернов своих индустрий, и именно поэтому нам удалось найти свежие подходы к работе. Взаимодействие в команде дало возможность лучше узнать коллег и укрепить связи между специалистами из разных областей. А это, кстати, отличная перспектива для будущих коллабораций.
Буквально через три дня после окончания интенсива в группе появилось сообщение от одного из участников: «Ребята, нужен таргетолог на фрилансе, форс-мажор, срочно». И коллеги сразу начали делиться контактами. Вот он — нетворкинг в действии.
А вот что говорят о курсе коллеги
Одной из участниц курса стала Мария Кукушкина, эксперт по стратегиям и CEO компании Q•Consulting. Для нее обучение в Британке стало не просто возможностью обновить знания, но и шансом открыть новые профессиональные горизонты.
«Я регулярно прохожу обучение и повышаю квалификацию — так сказать, калибруюсь, чтобы быть в тренде. Курс был на слуху у коллег, поэтому решила попробовать», — Мария Кукушкина.
Курс стал отличной возможностью не только освежить и систематизировать знания, но и углубиться в знакомые темы. Особенно полезным Мария считает интенсив для маркетологов, которые хотят научиться разрабатывать стратегии и открывать для себя инсайты о разных бизнесах.
«Больше всего мне запомнились мои одногруппники: их опыт и идеи стали важной частью обучения», — Мария Кукушкина.
Из интересного: в блоке по бренд-стратегии использовалась методика, разработанная Марией и ее командой. Авторство было подписано, что стало приятным сюрпризом.
Итогом курса стали не только новые знания, но и расширение деловой сети.
«С некоторыми компаниями мы уже начали сотрудничество, в том числе благодаря связям, которые завязались в моем потоке», — Мария Кукушкина.
Петр Лобанов, совладелец бургер-баров «Бюро», тоже прошел интенсив «Маркетинговая стратегия».
«Для меня стимулом пройти курс была возможность пообщаться с коллегами по маркетингу, поделиться опытом и изучить, как работают другие. Вдохновила перспектива завести новые знакомства и найти точки пересечения для будущих проектов», — Петр Лобанов.
По его словам, курс стал возможностью оценить свои скиллы в контексте реальных требований рынка.
«Когда я записываюсь на такие интенсивы, я не ожидаю получить конкретные новые навыки, а скорее смотрю, как мои знания на определенную тему соотносятся с теми, что дает курс.
Мы разрабатывали маркетинговую стратегию для безрецептурных лекарств и полностью „раскладывали“ бренд: сначала портрет потребителя, затем стратегию с нуля, используя все инструменты курса. Я не маркетолог, но было интересно понять, как мыслят и работают люди из других компаний. Коллег я всегда с радостью жду в Петербурге, с удовольствием проведу для них экскурсию по своим заведениям», — Петр Лобанов.
Нетворкинг — важная часть любых образовательных курсов и конференций. Его возможности можно по максимуму использовать в офлайне на интенсиве «Маркетинговая стратегия».