Три мегатренда будущего
1. Персонализированные умные города
Люди продолжают переезжать в города. А с увеличением их количества и более глубокого разделения труда системно повышается спрос на качество жизни в них —
и ответом на это становится тренд на персонализированный умный город. Тенденция проявляется в появлении полностью цифрового прототипа города, на основе которого можно принимать решения в режиме онлайн: от застройки нового квартала до прогнозов по перемещению трафика и спроса на услуги.
2. Изменение подхода к работе и труду
Учеба и работа в одной компании становится атавизмом: люди переживают рождение и смерть большого количества корпораций, а поэтому учатся мыслить категориями проектов или продажи экспертизы. Часто сотрудники работают над несколькими задачами одновременно, помимо основной деятельности имеют сторонние проекты, а фриланс и самозанятость все активнее покоряют рынок.
Обучение становится развлечением и/или базовым требованием для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на современном рынке труда. Проявление этого тренда — весь ed-tech и огромное количество авторских курсов, которые могут с нуля погрузить в любую профессию и научить всем навыкам.
3. Системное старение населения
В ближайшие 10-20 лет мы будем жить с преобладанием взрослого населения — это люди, у которых есть конкретный доход, много накопленных продуктов и совершенно другой способ потребления. Их фокус будет устремлен в потребление услуг и, конечно, использование медицинских ресурсов, где сейчас происходят тектонические изменения в создании продуктов. Один из примеров — CRISPR, революционная технология редактирования генов, а также фармацевтические продукты, поддерживающие здоровье и продлевающие жизнь человека.
Российские бизнес-тренды на 2025–2026 годы

1. Крупный бизнес. Адаптация под новые рынки
Российские предприниматели и компании перестают питать иллюзии, что на международных рынках их ждут быстрые победы. Иностранные рынки — это новая культура, свои особенности экономики и социального взаимодействия. Это значит, что компаниям нужно адаптировать продукт под реалии других стран и научиться его масштабировать, оценивая риски и расходы на продвижение. Если бизнес физически не масштабируется на международные рынки, он диверсифицируется на смежные, которые связаны с основным источника дохода. Так бизнес образует вокруг себя собственную экосистему.
2. Средний бизнес. Перестройка экономики
С одной стороны, крупные международные компании давно ушли с рынка, освободив нишу. Но при этом клиент не избавился от запроса решать свои задачи и не перестал покупать новые продукты. Однако вместе с иностранными корпорациями ушли инвесторы и стратеги, которые были готовы вкладываться в бизнес. Поэтому в современных реалиях средний бизнес хотел бы масштабироваться и заместить ушедшие компании, но инвестиционного ресурса не хватает. В итоге освободившиеся ниши, которые в идеальной картине должны были занять организации среднего уровня, занял крупный бизнес с большим финансовым потоком.
3. Малый бизнес. Переосмысление предпринимателей
Роль предпринимателя сложная, многофакторная и с высоким уровнем риска. Это очень ограниченная прослойка общества с большой толерантностью к непредсказуемости, желанием менять пространство вокруг себя и огромным уровнем адаптации к внешней среде. Основная цель предпринимателя в классическом понимании — построение большого бизнеса для его дальнейшей продажи. В текущих ограничениях на внешний капитал предприниматель становится объектом интереса как со стороны государства (в части запроса на импортозамещение и развитие инновационной продукции), так и со стороны крупных корпораций, которым нужны внутренние предприниматели для создания инновационных продуктов и новых направлений в бизнесе.
Пусть крупные и средние инвесторы временно ушли, из-за чего появились сложности с поиском ресурсов на масштабирование, — предпринимательское мышление и подходы все же становятся востребованные в формате карьеры.
Что нас ждет в 2025 году в сфере продуктового менеджмента?

1. Локализация и культурный контекст
В 2025 году локальные товары и культурные особенности приобретают ключевое значение. Спрос на стиль, который отражает местную айдентику, продолжает расти, становясь драйвером продвижения продуктов. Интеграция исторических и культурных элементов в дизайн и технологии станет привычной практикой.
Примеры тренда очевидны: в российском геймдеве можно выделить проекты «Смута», Atomic Heart и «Война миров: Сибирь». В смешанной реальности мы начинаем видеть героев советского наследия (например, персонажей «Союзмультфильма»), на экранах — сериалы про 90-е («Слово пацана. Кровь на асфальте»), а в декоре или рекламе — стилизации под эпохи 80-х и 2000-х. Переосмысление классики также набирает обороты: от киноадаптаций «Преступления и наказания» и «Мастера и Маргариты» до более массового продукта — фильмов вроде «Майор Гром» или «Волшебник Изумрудного города».
Это открывает возможности для компаний, которые смогут органично адаптировать локальную культуру в продукт или маркетинговую стратегию. Те, кто уже начинает это делать, получат конкурентное преимущество через рост лояльности к бренду.
2. Интеграция ИИ в креативные процессы
Главное, что принесет искусственный интеллект в 2025 году, — быстрый и удобный старт работы над креативными идеями. Постепенно ИИ подойдет к задачам моушн-дизайна, UX/UI, сбора идей и текстов. Особое внимание стоит уделить улучшению интерфейсов, которые обеспечат привычный способ взаимодействия с ИИ. И это движение не остановится. Например, нейросеть может создавать автоматизированные сценарии на базе данных зрителей, музыкальные продукты или стратегию продвижения продуктов через контент-ботов.
Важно осваивать этот инструмент уже сейчас, даже если в моменте адаптация увеличит затраты. Кажется, что ручная работа быстрее? Да, но это временно. В долгосрочной перспективе отказ от технологий станет серьезным риском. Появится разрыв: те, кто освоил ИИ, окажутся впереди, и постепенно спрос на рынке труда будет исключительно в их сторону.
3. Гиперперсонализация контента
Развитие генеративных и рекомендательных технологий позволяет платформам персонализировать контент в таком объеме, который просто невозможно пересмотреть вручную. Это приведет к тому, что каждый пользователь будет жить в своей уникальной «реальности» контента, сформированного под его интересы и информационные предпочтения. Например, стриминговые платформы вроде Netflix или Spotify уже активно используют рекомендательные системы, которые подстраивают фильмы, сериалы или плейлисты под конкретного пользователя. В результате человек ощущает, что все предложенное создано буквально для него.
Для компаний это открывает возможность предлагать ценность для узких, гиперперсонализированных целевых сегментов. Например, интернет-магазины, такие как Amazon и Wildberries, создают персонализированные витрины с учетом ваших предпочтений, истории покупок или даже текущего настроения (через анализ данных). А мобильные приложения в сфере фитнеса (Strava, MyFitnessPal), уже предлагают пользователям персональные рекомендации по тренировкам или питанию на основе собранной информации о физической активности или целях.
Выстраивая уникальный контент для небольшой группы или даже отдельного пользователя, можно существенным образом повысить стоимость своих услуг или продуктов. Хороший пример этого подхода — развитие образовательных платформ, таких как Coursera или Skyeng, где обучение строится на индивидуальном плане: начиная с предоставления подходящих курсов и заканчивая персональными заданиями для конкретного студента.
Персонализация становится ключом к повышению лояльности, эффективности и, как результат, стоимости ваших предложений на рынке.
Устаревшие тренды: что нужно оставить в прошлом

1. Клиповое мышление
В последние годы доминируют два ключевых фактора: внезапные изменения среды, так называемые черные/серые/белые лебеди, и ускорение всех процессов. Эти аспекты становятся определяющими в нашей деятельности на ближайшие пять лет.
Поскольку изменения непредсказуемы и происходят довольно быстро, необходимо реагировать на новые условия не через призму шаблонов, а через синтез (адаптацию) новых методов. Старые методы эффективны в работе с прошлым — уже изученными и прогнозируемыми событиями или задачами, — но они недостаточны для решения новых и неопределенных ситуаций. При этом важно понимать, что это не отменяет значимости базовых знаний и опыта. Стоит четко осознавать контекст, в котором мы находимся, и в условиях хаоса и неопределенности иногда отказываться от проверенных решений.
2. Обработка данных стандартными фреймворками
Сегментация аудитории по профилям (демография, психография и т. д.), RFM-анализ, ABCDX-сегментация, которые ранее считались актуальными, утрачивают свою значимость. Эти методы основываются на фиксированных данных и прошлых закономерностях, а это делает их малоэффективными в условиях постоянно меняющейся среды. При скоростных изменениях в экономике, технологиях и поведении аудитории использование статичных категорий приводит к устаревшим решениям.
Отсутствие учета динамических факторов, например, изменения в психографическом профиле или потребностях клиентов, снижает гибкость и успех стратегий. Современная аудитория реагирует на изменения мгновенно, поэтому методы на основе прошлого опыта не справляются с актуальными вызовами и лишают компании возможности быстро адаптироваться к новым условиям.
Чтобы сохранять конкурентоспособность, бизнесу необходимо учитывать реальную динамику поведения и рыночных изменений, оперативно реагировать на новые обстоятельства и эффективно взаимодействовать с аудиторией.
Научиться работать над созданием продукта, погружаться в контекст продуктового менеджмента, находить рыночные возможности, проверять идеи и формировать концепции, а также работать с командой можно на курсе «Продуктовая мастерская». Новый поток стартует осенью 2025 года — присоединяйтесь!