Что такое промышленный дизайн
Промышленный дизайнер создает предметы, которые улучшат окружающий физический мир: от зубных щеток и ламп до «умных» розеток. В предметном дизайне всегда первична функция, направленная на удовлетворение реальной потребности человека, — а уже за ней идут стильная форма и эстетичные материалы. Промдизайнер — многопрофильный специалист: он и исследователь, и проектировщик, и визуализатор, и аналитик. В своей работе он постоянно балансирует между задачей пользователя, технологическими возможностями и эстетикой.
По сути, промдизайнер берет на себя роль лидера проекта. И здесь особенно важна способность управлять этим процессом стратегически — то есть быть его арт-директором.
Как работает арт-дирекшн в промышленном дизайне
Арт-дирекшн — это видение проекта целиком: от идеи до визуализации, от стратегии до эмоции, которую вызывает предмет. В агентской практике арт-директор не «рисует руками», а задаёт направление, выстраивает стратегию, организует работу команды дизайнеров. Он знает, что нужно делать, и, что не менее важно, — чего делать не нужно.
Арт-директор соединяет смысл, эстетику и задачу бизнеса. Он понимает, зачем существует проект и каким должен быть его конечный результат. Причём это может быть и индивидуальный процесс — тогда арт-директор работает на собственный проект.
В промдизайне арт-дирекшн приобретает особый масштаб: дизайнеру нужно управлять не просто визуальной составляющей, а всем жизненным циклом продукта. Он должен быть эрудирован в разных сферах — от кино и моды до архитектуры и музыки — и иметь высокую насмотренность в конкретном направлении промдизайна.
Арт-директору в промышленном дизайне нужны:
- системное мышление;
- способность анализировать проект на смысловом, визуальном и техническом уровнях;
- умение собрать команду и организовать процесс;
- умение сформулировать идею проекта как смысловую метафору;
- готовность взять на себя ответственность за результат.
Каждый новый проект проект для арт-директора — шанс развить своё видение, насмотренность и стратегическое чутьё.
Как учат этому в Британке
На программе «Промышленный дизайн» студенты учатся быть не только авторами идеи, но и арт-директорами своих проектов. В третьем модуле они разрабатывают световое устройство — от концепции до прототипа. И проходят через все этапы, включая разработку бренда и визуальной коммуникации: формулируют метафору бренда; разрабатывают нейминг и логотип; создают мудборд, стайлборд и продумывают визуальный язык продукта; делают рендеринг и анимации; собирают финальную презентацию — готовую для питчинга инвестору.
Каждый шаг нацелен на то, чтобы студенты научились мыслить системно и видеть проект целиком — как настоящие арт-директора.
Кейсы студентов
Илья Леготин: Continuum
Илья хотел создать настольную лампу с функцией тайм-менеджмента, чтобы помочь пользователям соблюдать баланс работы и отдыха. Придуманная им метафора — космический корабль, покоряющий пространство и время. В итоге получился продукт, который через строгие геометрические формы выражает многоплановый функционал: лампа с диммированием, светом для книг и экранов, таймером на 20 и 50 минут, площадкой для беспроводной зарядки. Он точно отвечает на потребность аудитории — управлять временем и освещением своего рабочего пространства. На мой взгляд, получился выверенный концептуальный проект.


Лампа Continuum, дизайнер Илья Леготин
Надежда Здорова: Plushka
Надежда разработала лампу, которая своей формой и освещением создает ощущение уюта и позитивных эмоций. Округлые плавные формы, тактильно приятные материалы и теплый свет, — всё выполнено точно и внимательно. Тактильность — важная часть концепта: чтобы включить или настроить свет, надо прикоснуться к кнопке в центре большой «плюшки». Эта простота подкупает и дает ощущение детской радости. При нашей перегруженности цифровым миром так не хватает тактильных ощущений и простых форм. Лампа Plushka — предмет идеального дома, в котором ты не только живешь и работаешь, но еще восстанавливаешь свои силы и заряжаешься. Я бы очень хотела иметь такую лампу у себя в квартире.


Лампа Plushka, дизайнер Надежда Здорова
Алексей Гусев: Plaito
Алексей хотел превратить геймерскую приставку в светильник. На консоль можно добавить декоративные панели с функцией света — сменные панели могут быть абсолютно разной формы. Когда на занятии мы обсуждали идею проекта, пришли к метафоре «смена скинов», как в игре, когда ты выбираешь персонажа и кастомизируешь его. Алексей выбрал дофаминовый стиль в дизайне. И визуальный образ получился игровой и «съедобный». Формы панелей «печенье» и «тост» точно вызовут позитивные чувства и добавят интерьеру яркости и уникальности.


Лампа Plaito, дизайнер Алексей Гусев
Анна Иванова: «Ловлю»
Идея Анны состояла в том, чтобы разработать светильник, который будет вызывать тёплые воспоминания из детства. В последнее время появляется все больше «брендов с ностальгией». Вспомните лава-лампу или светильник «Панелька», они работают на нашей ностальгии по ушедшему времени. А для молодых людей, которые не жили в том времени, это способ исследовать прошлое и сделать его отправной точкой к созданию новых объектов. «Ловлю» — бренд с теплой ностальгией. Форма светильника навеяна детской игрушкой — неваляшкой. Круглые ручки не декор, а способ тактильного взаимодействия и управления светом. Матовый рассеивающий материал лампы создает мягкое свечение. Слоган «Коснись прошлого — освети настоящее» очень точно передает суть бренда.


Лампа «Ловлю», дизайнер Анна Иванова
Полина Шевченко: Eidos
Полина хотела разработать напольную лампу с различными сценариями освещения для создания уникальной атмосферы в доме. Метафора «то, что видно» выражает идею, что мы сами выбираем, на чем сделать акцент в комнате за счет освещения. Можно направить розовый свет в потолок и задать романтическое настроение. Можно точечно подсветить картинку на стене, как в галерее. А можно осветить только свою книгу для уютного чтения в кресле. Особенности торшера: устойчивое основание, трековые прожекторы с диммированием и рассеиванием света, круглый светильник на шарнире с изменением цвета свечения. Получился гибкий и многоплановый инструмент управления светом. На защите проекта Полина показала прототип и его возможности. Тогда же я сказала ей, что куплю светильник, если он будет реализован. И сейчас у нас в офисе есть торшер Eidos. Настоящий, уже не прототип! Полина договорилась с производством, несколько месяцев ушло на отладку и сборку. Все усилия того стоили. Сейчас идет разработка сайта и уже скоро можно будет купить торшер. Проект стал финалистом конкурса «Придумано и сделано в России» в номинации «Промышленный дизайн».


Торшер Eidos, дизайнер Полина Шевченко
На занятиях студенты шаг за шагом становятся арт-директорами своих проектов. Вокруг так много новых объектов и новых устройств, и кажется, что уже все сделано. Но нет! В мире всегда не хватает именно вашего авторского видения, именно вашего понимания форм, которые будут выражать ваши идеи и смыслы.
Научиться находить прорывные идеи и создавать современные предметы, устройства и сложные технические продукты, которые эффективно решат задачи пользователей, делая их жизни комфортнее и безопаснее, можно на программе «Промышленный дизайн».