Персональный стилист
Персональный стилист сопровождает клиента во время шопинга, помогая выбирать вещи и комбинировать их, разбирает гардероб и дает советы по личному стилю.

Дипломная работа для бренда Lusio «Summer in the city», стилизация — Арина Римова, выпускница программы «Стайлинг и имиджмейкинг»
Из чего состоит рутина? Свою работу он начинает со знакомства с клиентом, понимания его потребностей и задач. После первого контакта стилист смотрит гардероб заказчика: выявляет сильные и слабые стороны, актуальные и неактуальные вещи, анализирует, подходит ли одежда по размеру, статусу и возрасту. А также смотрит, нужно ли что-то убрать из гардероба.
После разбора гардероба стилист составляет комплекты, лукбук и дорожную карту — коллекцию одежды, которую необходимо купить. В услугу персонального стилиста может входить или не входить шопинг-сопровождение, иногда оно проходит в онлайн-формате (если клиент находится в другом городе).

Если клиент хочет одежду тех брендов, которые не представлены в городе, то стилист может воспользоваться услугами персонального шопера — он доставит вещи из других регионов. Но главное, стилист должен знать как ассортимент доступных известных магазинов, так и локации с уникальными вещами (микробутики, ресейл-платформы и так далее). Потому что его базовая задача — найти нужные образы и собрать неповторимый гардероб.
«Персональный стайлинг — это большая любовь к вещам и интерес к тому, как они продолжают человека. Мне нравится взаимодействовать с людьми, погружаться в запрос, выбирать одежду, отражающую уникальность. А еще — соединять математику и визуальную гармонию. Сложности зачастую делятся на два типа. Во-первых, физически это достаточно тяжелая работа (многочасовые разборы гардероба, долгие поиски, примерки в магазине и так далее). Во-вторых, конечно, нужно уметь восстанавливать ресурс после „сложных“ случаев: когда не сразу находится взаимопонимание, когда клиенту что-то в себе не нравится или он проходит через непростой период в жизни. В целом, если ты эмпатичен, то работаешь с людьми с большей отдачей. Себе в начале пути я бы пожелала больше верить в свой вкус и выбор, быть смелее. И знать, что на любом этапе, будь то самый старт или успешное продолжение, есть те, для кого твое мнение и опыт очень ценны», — Екатерина Деева, персональный стилист и преподаватель программы «Стайлинг и имиджмейкинг».
Фэшн-стилист
Фэшн-стилист работает над стилизацией съемок каталогов, лукбуков, кампейнов и всего, что непосредственно связано с продуктом: обуви, сумок, одежды и ювелирных украшений. Стилист фэшн-съемок может быть как исполнителем, который работает по готовому ТЗ или брифу от клиента, так и полноценным участником креативного процесса — например, арт-директором или его соавтором.

Съемка коллекции Cruise Drop бренда одежды Ushatava. Фото: Ushatava
Из чего состоит рутина? Арт-директор собирает мудборд для съемки, в котором есть концепция и предложения по команде, и стайлборд — идеи по одежде. Если же стилист выступает в роли исполнителя, он получает бриф от заказчика и составляет только стайлборд. А после утверждения концепции собирает одежду (разными способами: от аренды костюма и покупки изделий до изготовления вещей).
Зачастую на съемку медийного контента у стилиста уходит неделя: это подготовка, непосредственно сама съемка и постпродакшн. На площадке он готовит луки, отпаривает вещи (сам или с ассистентом), надевает их на моделей и правит одежду в кадре — чтобы она выглядело аккуратно, презентабельно и продаваемо. Иногда стилист участвует в отборе кадров и дает рекомендации по ретуши, а также при необходимости делает возврат одежды.
«В фэшн-индустрии всегда есть пространство для творчества и воплощения идей. Люблю эту сферу за возможность работать с профессионалами, которые увлечены делом, и видеть финальный результат своих задумок и усилий. Среди сложных моментов — миллион сумок, пакетов и чемоданов, которые мы собираем, разбираем и носим. А остальные вопросы всегда можно обсудить и решить с командой. Мой совет — старайтесь попробовать разные направления, чтобы найти то, что больше нравится и лучше получается воплощать. Не бойтесь ассистировать, чтобы на практике получить советы у профессионалов. И делайте все максимально хорошо в предлагаемых условиях!», — Ольга Лосина, фэшн-стилист и преподаватель программы «Стайлинг и имиджмейкинг».
Стилист для рекламных съемок
Под «рекламной съемкой» в данном случае имеется в виду не реклама одежды, а анонс любых других продуктов, услуг и товаров: от строительных магазинов и банковских услуг до путешествий — главное, чтобы фигурировали люди, которых нужно одеть в кадре.

Из чего состоит рутина? Базово стилист начинает работу с изучения брифа и концепции рекламы, имиджа компании и ее ценностей. Затем создает мудборд и составляет список необходимых вещей. Взаимодействует с фотографами, режиссерами и другими членами команды, чтобы обеспечить согласованность визуального стиля.
«Эта сфера сама выбрала меня: в далеком 2004 году я познакомилась с арт-группой AES+F, которая пригласила меня в качестве модели в проект Last Riot, а потом я участвовала в мировом проекте „Пир Трималхиона“, где на съемочной площадке познакомилась со стилистом. Тогда и заинтересовалась профессией стилиста. Но работа на рекламных съемках — это совсем другое. Здесь всегда есть четкое указание: какой должен быть цвет одежды, конкретный оттенок, настроение и стиль. Конечно, приятно видеть свои работы — будь то билборды, телевизионная реклама или онлайн-контент. Что касается сложностей — я их не вижу. Главное, внимательно читать сценарий проекта. Важно постоянно развиваться: читать книги, смотреть не только современные, но и классические фильмы, посещать выставки. Ну и, конечно, работать», — Джига Санжиева, стилист и преподаватель программы «Стайлинг и имиджмейкинг».
Имиджмейкер
Имиджмейкер — это стилист (и стратег), который работает с инфлюенсерами, звездами, актерами и музыкантами, и помогает им раскрыть свой потенциал через визуальное восприятие. В этом случае, кроме подбора гардероба и советов по стилю, придумывается сценический образ.

Проект Fallen Angel, стилизация — Мария Кузнецова, выпускница программы «Стайлинг и имиджмейкинг»
Из чего состоит рутина? Разработка имиджа начинается с анализа внешности и фигуры клиента, стиля жизни и профессиональных целей, сферы деятельности и целевой аудитории. На базе этой информации стилист разрабатывает полноценный образ: от гардероба и аксессуаров до прически и макияжа. Имиджмейкер не просто предоставляет нужные вещи, а продолжает работать с клиентом и после создания образа — адаптирует стиль к жизненным изменениям человека или мониторит, как на луки реагируют окружающие.
«В имиджмейкинге органично сочетается все, что меня вдохновляет: аналитический подход, глубокая работа с личными историями и возможность создавать эстетику, которая действительно меняет качество жизни. Это именно та профессия, где стратегическое мышление встречается с творчеством: важно сохранять баланс между креативным видением и бизнес-реальностью, между индивидуальным подходом и системностью. Больше всего люблю имиджмейкинг за людей, ведь каждый проект — это взаимный процесс метаморфоз. Ты не можешь выйти из сотрудничества с клиентом прежним. Более того, я постоянно расту рядом с ними: и лично, и профессионально. Мой совет — постоянно учитесь, но не забывайте давать себе время на осмысление опыта. Развивайтесь не только в узкой специализации, но и в смежных областях — сегодня успешный имиджмейкер должен разбираться и в искусстве, и в маркетинге, и в бизнес-процессах, и быть многозадачным. Верьте в себя, но помните, что профессионализм приходит со временем: 5 лет назад можно было постепенно строить репутацию в узкой нише, сейчас важно сразу развивать многомерный взгляд на профессию. Самое главное — сохраняйте искренний интерес к людям и их мотивам. Без этого вся техническая подготовка теряет смысл», — Александра Левитина, имиджмейкер и выпускница программы «Стайлинг и имиджмейкинг».
Стилист по костюмам
Стилисты по костюмам работают в киноиндустрии или на съемках музыкальных клипов. Они отвечают за визуальную идентичность персонажей и артистов, учитывая стиль героев и общую концепцию фильма.

Проект «Красота в увядании», стилизация — Мариам Сихарулидзе, выпускница программы «Стайлинг и имиджмейкинг»
Из чего состоит рутина? Стилист по костюмам работает в тесной связке с режиссером и художником-постановщиком. Анализирует сценарий и погружается в проект: изучает персонажей, их характеры и развитие сюжета. Стилист разрабатывает общий визуальный стиль, который будет отражать атмосферу фильма или клипа, подбирает аксессуары и детали. А еще — следит за тем, чтобы одежда в кадре оставалась в идеальном состоянии, и в зависимости от сценария и настроения сцены может вносить изменения в костюмы.
«Меня всегда вдохновляла возможность участвовать в создании историй, которые видят зрители. Каждый проект и ролик, который мы снимаем, — это отдельный мир, где образы помогают героям раскрыться с новой стороны. Мне нравится видеть детали и наблюдать, как цвет меняет настроение или сцену. А каждый день на площадке не похож на другой: всегда разные герои и задачи. Основная сложность работы — это ограниченные сроки: например, мы снимаем по 3-4 ролика в неделю, и зачастую за один вечер нужно собрать невероятные костюмы. Нужно уметь быстро найти решение, быть стрессоустойчивым к форс-мажорам, которые у нас тоже часто возникают. Но скорее это больше вызывает азарт, чем пугает — иначе я бы не работала в этой индустрии. Видеопродакшн дает возможность изучать новое: иногда приходится прибегнуть к каким-то историческим документам, чтобы собрать полноценный и реалистичный образ, или выдумывать что-то из подручных средств. Бывает, что режиссер срочно просит костюм, которого не было в ТЗ, — и ты отшиваешь его прямо на площадке.
Мой совет — будьте открытыми новому опыту. В сфере видеопроизводства важно уметь адаптироваться и быть командным игроком, не стесняться задавать вопросы и брать инициативу на себя, даже если задача кажется невероятно сложной. А самое главное — надо любить свое дело и уважать труд съемочной команды», — Мария Лыжина, художник по костюмам в продакшене блогера Влада А4 и выпускница программы «Стайлинг и имиджмейкинг».
Быть в контексте: главные навыки стилиста
Базовые скилы стилиста включают в себя хорошее знание современной моды и ее истории. Кроме того, фэшн-стилист должен интересоваться еще современным и классическим искусством, кинематографом, музыкальной сценой, а особенно поп-культурой — именно она сильно расширяет кругозор и позволяет оставаться актуальным и востребованным, понимать, что сейчас модно и цепляет аудиторию.

Все эти компетенции должен иметь и персональный стилист. Правда, с обратной целью — чтобы избежать четкого попадания в поп-культуру и мега-короткие тренды при подборе образов для клиента.
Стилист должен понимать цвет и композицию, потому что композиция — это не только структура художественного произведения, но и взаимодействие элементов образа. Важно разбираться в свойствах материалов и тканей, быть в курсе актуальных брендов, дизайнеров и всего, что происходит в модной индустрии. Обладать большой сетью нетворкинга, ведь это — дорога к новым клиентам.
Стилист должен быть клиентоориентированным, но уметь предлагать оригинальные решения для любой задачи.
Начать карьеру в индустрии моды, научиться создавать образы и готовить стайлбук, разрабатывать концепции для рекламной и фэшн-фотографии, а также поработать над реальными брифами брендов можно на годовой программе Британки «Стайлинг и имиджмейкинг». Новый поток стартует в октябре 2025 года.