
Максим Тараканов
Расскажи, как все началось: как студент стоматологического факультета стал fashion-фотографом?
На самом деле все началось еще до медицины. В 7–8 классе я хотел быть художником: занимался у частного преподавателя живописи. Но потом родители переубедили — мол, нужно зарабатывать, художник — не профессия. В итоге я решил идти в медицину. Все амбиции и энергию тогда направил в биологию: в 11 классе выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников и получил возможность поступить в любой вуз на бюджет. Были варианты — МГУ, НИУ ВШЭ — но я подумал: в науке мало денег, а мне хочется зарабатывать. Поэтому пошел на стоматолога. Через три месяца учебы понял, что это вообще не мое. Медицина требует полной самоотдачи, а я не был готов посвящать ей жизнь.
Потом меня заметило модельное агентство: было несколько съемок, пара локальных заказов. Но быстро стало понятно, что это тоже не моя история: мне не хотелось соответствовать жестким параметрам, и вообще в модельной индустрии многое строится на внешности, это начало раздражать. Хотелось чего-то большего, чем просто быть «лицом».

Работа Максима для журнала-книги Prababoushka
Помнишь момент, когда точно понял, что больше не хочешь быть врачом?
После первого семестра у меня началась депрессия. Как будто все, чем я занимался четыре года — биология, олимпиады, наука, гранты, премии — то, что я считал своей силой, внезапно обесценилось. Потом подумал о моде, но быстро отказался от этой идеи. Медицину я точно исключил уже к концу первого семестра. Академический отпуск взял прямо перед экзаменами.
В медицинский я поступил по Всероссийской олимпиаде школьников, плюс получил грант Президента РФ — около 200 тысяч рублей. На него я купил камеру.

Новогодний кампейн для универмага «Цветной»
Почему именно фотография? Что тебя в ней зацепило?
Моделинг показал мне, что фотография — это нечто большее. Она может быть модной, красивой и сложной. До этого я вообще не думал, что съемки могут быть интересными. Мне казалось, что фотография — это про утренники, свадьбы и странные студийные портреты. Я считал эту индустрию совсем примитивной и нетворческой. Но, будучи моделью, я увидел съемки изнутри, глубже погрузился в сферу и понял, что раньше очень узко мыслил.

Съемка с моделью Данилой Поляковым
Как ты попал в fashion-индустрию? Какой была первая коммерческая съемка?
Фотографией я начал заниматься летом 2022 года. Пробовал выйти на бренды сам — составил список, написал им. Никто не ответил. При том, что это были совсем крошечные микробренды, небольшие бизнесы. Я был искренне удивлен, что даже они не откликнулись. Тогда я решил оставить эту идею и сосредоточился на творчестве, много снимал и выкладывал все в соцсети без всякой стратегии. Просто делал свое дело, и кто-то подписывался, делился моими работами. И вдруг мне написала основательница одного из брендов. Так все и закрутилось. В сентябре случилась первая съемка для бренда, в октябре — лукбук.
Кампейны для Lime, Befree, «Цветного», Poison Drop — звучит круто. Как тебе удалось выйти на этот уровень?

Никак, они сами написали мне. Я просто снимал творчество. Ты вкладываешь все свои деньги и силы в портфолио, в съемки, публикуешь работы, и кто-то обязательно обратит внимание. Все очень просто.
Был ли проект, после которого ты понял: «Я на своем месте»?
Я пытаюсь это ощущение понять, потому что с фотографией у меня никогда не было чувства, что я не на своем месте. Не то чтобы я чувствовал себя супер уверенно — нет, просто я четко понимал, чего хочу. Мне хотелось заниматься творчеством, я получал удовольствие от самого процесса.
Даже с первых съемок, когда получался хотя бы минимальный результат, который я ожидал, я точно понимал: это мое, это то, чем хочу заниматься. Производить красивые картинки — вот моя цель. И именно это ощущение, что я делаю то, что люблю, не давало мне сомнений. Конечно, я понимал, что со временем мог бы выгореть или разочароваться, если бы не получал клиентов или заказы в сроки, которые сам себе поставил. Тогда бы, наверное, появились сомнения — правильно ли выбрал путь. Но такого не было. Пусть сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что многое было далеко от идеала, тогда это меня полностью устраивало и приносило удовлетворение.

Есть ли у тебя референсы, на которых ты вырос? И чем вообще вдохновляешься?
Если говорить про фотографов, то у меня не было конкретных идолов, от которых я прямо рос. Вот такие имена, как Петер Линдберг, Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Паоло Роверси — да, они классика. Но я даже немного боюсь их называть, потому что эти имена слишком «высокие» и без должного погружения выглядят как просто бренды.
Но в целом я больше смотрю европейские съемки, подписан на много маленьких проектов, микробрендов. Просто смотрю, вдохновляюсь.
Если говорить о классическом искусстве, мне очень близок художник Александр Иванов. В его работах чувствуется и русская душа, и европейская классика — античность, Рим, Неаполь, горы. Там много библейских сюжетов, которые не привязаны только к России, но в то же время ощущается какая-то интуитивная русскость. Из зарубежных — Никола Пуссен. Он что-то среднее между академизмом и классицизмом. У меня есть еще guilty pleasure — барокко, но к нему надо подходить аккуратно. Мне безумно нравится Рубенс, еще у него был коллега Франс Снейдерс, который писал натюрморты.

Как это повлияло на мою фотографию? Наверное, никак. Мне просто нравится этот трансдисциплинарный перенос ощущений. Хочется создавать в фотографии что-то утонченное, возвышенное, с ощущением прекрасного — как в классической живописи.
Еще я коллекционирую пластинки с русской классической музыкой и последние пару лет именно она является для меня основным источником вдохновения, даже больше, чем живопись. Музыка дает мне очень тонкие переживания, и я стараюсь, чтобы фотографии вызывали что-то похожее.
Кино меня мало трогает. Я редко вижу в фильмах что-то возвышенное, утонченное. Единичные фильмы вызывают у меня такое чувство, и из них могу выделить «Великую красоту» Соррентино, «Сладкую жизнь» Феллини. «Завтрак у Тиффани» нравится стилистически. Недавно смотрел «Бруталист» — очень красивый фильм, мне он безумно понравился.

Лукбук для осенней коллекции Lime
Ты снимаешь многие проекты на пленку, когда почти все снимают на цифру. Почему ты выбрал аналоговую фотографию? Что тебе дает пленка, чего не дает цифра?
На самом деле я не выбираю ее специально — я снимаю и на цифру, и на пленку. Для коммерческих проектов использую цифру, просто потому что аналоговая фотография никому не нужна: долго, муторно, да и по факту большая часть съемок для брендов — это контент для соцсетей. Главная задача — продать вещь.

Лукбук для Befree
А пленку использую исключительно для личных проектов, потому что она дает ощущение правды. Например, среднеформатная камера дает это чувство благодаря минимальным оптическим искажениям. В отличие от любой цифровой камеры здесь практически нет дисторсии. Если говорить именно о пленке как материале, она дает очень тонально богатое изображение, которое ни одна цифровая камера не повторит. Она одновременно и очень правдивая, документальная, и при этом художественная.
Если бы предстояло решать раз и навсегда: цифра или пленка — что бы выбрал?
Конечно, пленку.
У тебя довольно узнаваемый стиль, но как бы ты сам его описал? Ты оттачивал его специально? Может быть, сразу думаешь, как добавить характера через средства выразительности?

Кампейн для Poison Drop
Однажды мы со студентами смотрели портфолио разных авторов. Я ради интереса собрал небольшой коллаж из своих последних снимков и сказал: «Ребят, вот случайно наткнулся на фотографа. Как вам?». Они сказали, что это все про грусть, что-то очень тонкое, возвышенное и одновременно меланхоличное. И я с этим согласен. Один человек сказал: «В твоих снимках будто чувствуется образ заброшенного, потерянного ребенка». И это, наверное, тоже про внутреннее состояние.
Я вообще не хочу говорить ни про композицию, ни про цвет, ни про тональность. Все это вторично. Самое важное — это ощущение, которое вызывает фотография. А все остальное — лишь инструменты. Если говорить о том, какие чувства я хотел бы передавать, то это, наверное, ощущение чего-то прекрасного. Того, что вне времени. Не «тут и сейчас», не про 2025 или 2022. А вообще вне конкретного года. Чтобы это было тонко, глубоко, красиво.

Обложка журнала Grazia
Я сознательно шел к тому, чтобы в работах была плотность, контраст, но при этом мягкие полутона — ничего избитого, ничего плоского. И, например, почти всегда мне важно, чтобы кожа была светлой. Это дает ощущение чего-то хрупкого. И это тоже было осознанное решение: какой свет ставить, какой выбрать цвет, что сделать в обработке.
В этом году ты попал в список новых имен креативных индустрий The Blueprint 100. Это ощущается как профессиональное признание?
Единственный человек, одобрения которого я действительно жду — это я сам. Никто не предъявляет ко мне столько требований, сколько я предъявляю себе. Поэтому настоящая точка удовлетворения наступила тогда, когда мои собственные работы начали мне действительно нравиться.
Конечно, очень рад и благодарен Blueprint за то, что включили меня в список. Это круто! Но одновременно — это один из пунктов внешней валидации.
Тебе всего 21. Чувствуешь, что на тебя смотрят с удивлением? Или наоборот — с интересом?
Это от клиента к клиенту, конечно. Многим все равно, но иногда люди бывают в шоке. Причем и в хорошем, и в плохом смысле. Вроде: «Что? 21-летний мальчик делает такую большую съемку с огромным бюджетом?». Я вообще перестал говорить про свой возраст — просто не вижу смысла. Тут все упирается в восприятие, а оно у всех разное.

Лукбук для Mainless
Ты читаешь лекции на программе Британки «Продюсирование fashion-съемок». Расскажи, чему ты хочешь научить студентов?
Мой основной тейк, что сила — в наличии убеждений. И в уверенности в этих убеждениях. Когда у тебя есть определенные представления, ты в них веришь и в их рамках работаешь. А потом делом доказываешь, что твое мнение, концепции и мысли правдивы. И если бы я что-то рекомендовал ребятам, особенно молодым фотографам — это как раз развивать в себе способность верить в свое видение, в свои ощущения, в свою правду.
Что бы ты посоветовал студентам Британки — тем, кто только начинает?
Ответ простой и, наверное, именно в этом он для кого-то может показаться разочаровывающим. На самом деле все сводится к одному: нужно очень много работать и брать на себя много ответственности.
Это, пожалуй, единственный совет, который я действительно могу дать — и который, как мне кажется, вообще имеет смысл. Все остальное — это уже надстройки.
Погрузиться в современную fashion-индустрию, обрести свой уникальный визуальный стиль и научиться адаптировать его под коммерческие заказы можно на программе Британки «Fashion-фотография». Старт потока — 25 октября, присоединяйтесь!