Совет 1. Предложите конструктору качественный эскиз изделия
Анна Черных:
«Первое, что должен помнить дизайнер: конструктор не умеет читать мысли. Когда дизайнеры присылают референсы, они часто не объясняют, как разные элементы должны сочетаться в одном изделии. Это приводит к недоразумениям, поэтому важно начинать общение с технического эскиза, который показывает изделие с двух сторон. Например, глядя на футболку, нарисованную на белом листе, сложно понять, насколько она должна быть объемной или прилегающей, длинной или короткой, — для этого нужно сравнить ее параметры с фигурой.
Технический эскиз должен быть нарисован на шаблоне фигуры или полупрозрачной фотографии человека. Это поможет конструктору понять, как изделие должно сидеть на теле. Например, насколько спущен рукав, удлинено плечо, расширена грудь или заужены бедра.
Эти два элемента — технический эскиз и изображение модели на фигуре — позволяют быстро и точно передать дизайнеру свои пожелания».

Владимир Тилинин:
«Конструктор и дизайнер взаимодействуют через передачу материалов. Дизайнер должен понимать устройство изделия, его пропорции и ключевые элементы, чтобы конструктор мог точно представить форму и объемы в плоскости. Для сложных моделей дизайнеру следует предоставить объемные макеты или чертежи узлов, чтобы облегчить работу конструктора».
Совет 2. Обсудите технологии и сделайте первую примерку
Анна Черных:
«Обсуждение технологии — следующий шаг. Если изделие на подкладке, то технология влияет на припуски, подгибку или дополнительные детали. Например, если застежка супатная, борт изделия оформляется иначе, чем при молнии или пуговицах. Конструктору важно знать технологию заранее, чтобы учесть все нюансы в лекалах.
Затем конструктор разрабатывает первоначальные лекала, которые позволяют быстро и точно оценить соответствие модели эскизу. После этого создается макет и проводится примерка. Важно пригласить модель нужного размера и роста. После примерки и корректировок конструктор дорабатывает лекала, добавляет подкладку, обтачку, припуски или другие детали и присылает финальный вариант».
Владимир Тилинин:
«Любой проект уникален, но в работе над каждым есть основные этапы взаимодействия: проверка соответствия объемов, количества деталей и нюансов моделирования. Конструктор занимается созданием лекал и нужных объемных форм. Дизайнеру важно убедиться, что все детали соответствуют друг другу и правильно сопрягаются. Он должен обсудить с конструктором нюансы, которые затем передаст технологу или лаборанту для окончательной сборки».
Совет 3. Подберите под проект конструктора с нужными техническими знаниями
Анна Черных:
«Иногда между дизайнером и конструктором возникают спорные моменты. Если первый рисует жакет без нагрудных вытачек и рельефов, не учитывая особенности женской фигуры, то второй предлагает сделать две незаметные вытачки, которые улучшат посадку, не нарушая дизайн.
Порой же случается, что дизайнер нарисовал и даже смоделировал небольшой узел сложного изделия, но конструктор, не имея опыта в этой области, не понимает, как его реализовать. Дело в том, что создание верхней одежды, вечерних платьев, спортивной одежды или нижнего белья требуют разных подходов и квалификации. Если конструктор утверждает, что он универсальный специалист, скорее всего, он хорошо справляется с базовыми задачами, но более сложные проекты могут вызвать у него затруднения.
Если дизайнер понимает, что ему нужно создать сложное авторское изделие, ему следует найти конструктора, который готов к экспериментам и поиску нестандартных решений».

Совет 4. Закажите пилотный образец на экспериментальном производстве
Анна Черных:
«Пошив пилотного образца — важный этап, который нельзя пропускать. Образец может собрать сам дизайнер или отдать его производство на аутсорс. Для этого существуют экспериментальные производства, где работают специалисты определенной квалификации. Это не швея и не портной, а лаборант — он понимает модель, проверяет конструкцию, продумывает технологию, учитывая особенности материалов. Некоторые производства имеют экспериментальные цеха, что упрощает внедрение новых разработок в производственный процесс. Также есть компании, которые специализируются на экспериментальных проектах. Они имеют партнерские производства, которые понимают их запросы по технологии.
Но, на мой взгляд, дизайнеру не стоит шить пилотный образец самостоятельно, так как у него нет доступа ко всем производственным возможностям. Скорее всего, оборудование, возможности влажно-тепловой обработки и дублирования будут ограничены, что приведет к напрасной трате времени и денег».
Совет 5. Ведите переговоры с разными производствами
Анна Черных:
«При поиске производства важно понимать специфику своего ассортимента и региона размещения. Помните, что универсальных производств не существует — каждое специализируется на определенном виде изделий, так как квалификация швей и оборудование подбираются под технологии и особенности каждой ассортиментной группы.
Напишите всем потенциальным производственным партнерам, что вы молодой дизайнер и — условно — хотите сшить 10 изделий в четырех размерах. Если вам не отвечают, не отчаивайтесь. Позвоните всем или, если это возможно, посетите их лично. Стучитесь во все двери и налаживайте личный контакт!»
Совет 6. Зарегистрируйте себя как индивидуального предпринимателя
Анна Черных:
«Сейчас производства практически не работают с физическими лицами. У дизайнера обязательно должно быть юридическое лицо — зарегистрированное ИП, а не статус самозанятого. Только в этом случае он сможет рассчитывать на серьезное сотрудничество с производством».
Совет 7. Подпишите договор после обсуждения всех деталей
Анна Черных:
«Первое, что нужно обсудить, — это количество изделий, цена и сроки. Еще важно предусмотреть возможность создания эталонного образца. Затем подписывается контракт, в котором фиксируются все договоренности. Дизайнер закупает все необходимые комплектующие, и процесс производства запускается».

Совет 8. Контролируйте производство на всех этапах
Анна Черных:
«Нельзя пренебрегать контролем качества — дизайнеру нужно знать, когда и как проверять продукцию, чтобы финальная партия соответствовала ожиданиям. Мой опыт показывает, что лучше установить дружественные отношения с производством. В процессе работы над вашими изделиями вы можете посещать фабрику или общаться с технологом. Это позволит контролировать производство на разных этапах: от раскроя до финальной проверки качества всей партии».

Владимир Тилинин:
«Дизайнер должен обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, необходимо проверить метраж ткани, достаточно ли его для изготовления нужного количества изделий. Проблема может возникнуть, если детали изделия кроятся из материалов разных рулонов. В этом случае они могут отличаться по цвету, даже если принадлежат одной партии материала. Также важно проверить соответствие размерного ряда и количества моделей, а также наличие всех необходимых деталей для дополнительной обработки».
Комплексно погрузиться в новую профессию можно на программе «Дизайн одежды. PRO». Здесь учатся создавать оригинальные концепции, работать со швейным оборудованием, текстилем и специализированным ПО, проходят все этапы создания одежды. И уже во время обучения начинают работать над проектами от реальных заказчиков.