Какая цель у собеседований?
Собеседование — это важный этап, необходимый для понимания, кто перед нами. Например, для поступления на программу «Основы графического дизайна» не нужно портфолио, а значит, абитуриентов всегда очень много.
Мы задаем вопросы: чем человек занимался раньше, что делает сейчас, какие у него планы на будущее. Как он узнал о курсе, зачем идет на него и чего ждет. В процессе разговора часто выясняется настоящая мотивация абитуриента.
В большинстве случаев цель совпадает с тем, зачем действительно стоит идти на программу. Но бывает, что у человека совсем другие задачи. Например, он хочет открыть булочную или кофейню и пришел на курс, чтобы нарисовать логотип. Это не то, ради чего стоит идти учиться на графического дизайнера.

Дипломный проект Лизы Аброськиной, выпускницы программы «Основы графического дизайна»
Вы отказываете таким абитуриентам?
Не совсем. Мы стараемся мягко объяснить, почему это не лучший путь. Люди, занимающиеся бизнесом, просто физически не смогут осваивать графдизайн на серьезном уровне. К тому же у таких студентов отношение к учебе бывает избирательное: «логотип мне нужен, а заниматься версткой текста по правилам типографики или изучать историю искусства я не буду, это не пригодится». Это неправильный подход.
Курс создан для людей, которые собираются работать дизайнерами — в прославленных студиях, в дизайн департаментах известных компаний или заниматься частной практикой и решать задачи своих будущих клиентов. А не для тех, кто хочет сделать принт для своей футболки. Мы рекомендуем таким людям интенсивы или, например, прийти к нам на итоговый просмотр, выбрать выпускника и заказать у него.
На что вы в первую очередь обращаете внимание при оценке потенциального студента?
На адекватность. Бывает, человек лежит в кровати, звонит из ванной или гуляет с собакой с трясущимся телефоном. А мы ведь заменили очную встречу на онлайн не для того, чтобы он занимался своими делами во время разговора, а чтобы упростить коммуникацию. Мы заранее присылаем инструкции: для собеседования нужно тихое помещение, стабильная связь. Это уважение к кураторам и к самому процессу. По тому, как человек ведет себя на собеседовании, уже видно, как он будет учиться.

Проект Анастасии Степановой, выпускницы программы «Основы графического дизайна»
Какие вопросы вы задаете на собеседовании, как они помогают раскрыть человека?
Спрашиваем, как появилось увлечение дизайном и почему решили к нам прийти. Был ли он на Дне открытых дверей или на итоговом просмотре. Это важно — увидеть, что реально делают студенты. Также уточняем про расписание и возможность сочетать с работой: у нас вечерняя система обучения и важно понимать, сможет ли человек совмещать с текущей занятостью. Бывает, работа не позволяет — тогда мы советуем прийти через год. Я сам менял работу, чтобы доучиться последний год в Британке.
Есть один характерный вопрос: «Какая сфера графического дизайна вам интересна?» Графдизайн — это и упаковка, и многостраничные издания, и фирменные стили, и айдентика мероприятий, и навигация. Если человек отвечает в духе «мне нравятся художники», мы объясняем, что это другое направление. Иногда приходят учиться рисовать. Мы говорим: у нас нет рисования вообще. Современный дизайнер может и не уметь рисовать. Для таких абитуриентов у нас есть курсы по иллюстрации, есть интенсивы, где изучают основы изобразительного искусства.
Мы подбираем, что подойдет конкретному человеку. Поэтому собеседование — это еще и некий формат консультации.

Дипломный проект Павла Нестерова, выпускника программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Что еще проверяете на собеседовании?
Проверяем, какой человек в коммуникации и в общении. Понимает ли, что такое графический дизайн? Если нет — мы рассказываем, это не проблема. Но если спрашиваем, какие студии или дизайнеры ему нравятся, а человек вообще не может назвать ни одного автора, это уже вопрос. Дети хотят стать футболистами, потому что им нравится Месси или Роналду. Актерами — потому что знают Брэда Питта и Юру Борисова. А тут — никого. За кем вы следите? Кто вас вдохновляет? Может, дизайнер — это вообще пропащий человек, и вы не знаете, на что идете? Это не красный флаг, но показатель того, интересуется ли человек сферой вообще.
Какие самые важные качества будущих студентов?
Ответственность, трудолюбие и уважение. Чтобы человек понимал, что работа предстоит большая. Бывает, кто-то думает: «Я заплатил — теперь вы меня научите». Но так не работает. Учеба не ограничивается только занятиями. Это как смотреть, как люди занимаются спортом, и ждать, что у тебя появятся мышцы. Мы как тренеры в спортзале: подскажем, что делать, проследим, чтобы не навредил себе. Но упражнения делать придется самому и очень много.
То же самое с профессиональной средой. Мы проводим практические семинары, прорабатываем способы выражения, добиваемся определенного характера у коммуникации, настраиваем композиции. Уделяем много внимания тому, где стоит искать информацию, вдохновение и инструменты решения, а также тому, где этого точно делать не стоит.
Чем отличается собеседование на программу «Основы графического дизайна» от собеседования на «Графический дизайн. Продвинутый курс»?
На собеседовании на программу «Графический дизайн. Продвинутый курс» мы уже смотрим портфолио. Это важный этап — нам нужно понять, насколько человеку будет комфортно учиться именно на этой программе. Мы оцениваем, сможет ли он встроиться в учебный процесс, быть на одной волне с остальными и не тратить время на то, чтобы догонять базу. Наша цель — сделать обучение на программе максимально эффективным, так, чтобы студент не оказался в положении, где он все время отстает, ничего не успевает и параллельно «добирает» основы, которые нужно уже знать. Например, если в портфолио слабая типографика и человек не может объяснить, где берет шрифты, не знает их названий и источников, это говорит о недостатке насмотренности и практики в этом деле. Тогда мы прямо говорим, что лучше сначала пойти на «Основы графического дизайна».

Проект Екатерины Мещеряковой, выпускницы программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Как должно выглядеть портфолио абитуриента?
Специальных рекомендаций по наполнению портфолио нет — главное, чтобы оно было структурировано и оформлено с пониманием. Это уже часть профессиональных навыков.
Портфолио должно быть собрано в виде одного PDF-файла с логичной навигацией и делением на разделы. Например: «айдентика», «упаковка», «иллюстрация». Даже если работы разрозненные, важно уметь упорядочить их — это говорит о дизайнерском мышлении. Если работ мало и их пока нельзя разделить на такие сферы, то можно просто расставить проекты в алфавитном порядке или разложить по цвету, который доминирует в дизайне. Это уже комфортнее и веселее смотреть.
Архив с 500 несортированными изображениями или просто ссылка на сетевую папку — не подход. Это показывает, что человек не готов даже на базовом уровне структурировать свою работу и игнорирует формат, указанный на сайте. Такие заявки быстро отсеиваются на этапе приемной комиссии.
Само содержание может быть разным: не обязательно уметь рисовать или делать идеальные проекты. Главное проявить минимальную осознанность и уважение к процессу подачи. Всему остальному научим.
Как оцениваете креативность и оригинальность абитуриента во время собеседования, важны ли эти качества вообще?
Может, это прозвучит неожиданно, но нет. Графдизайн требует разных специалистов. Есть задачи креативные, а есть рутинные: например, идеальная верстка многостраничного издания, где читатель даже не заметит, что был дизайн. Это сложная, тонкая работа. И такой навык востребован и хорошо оценивается.
Креатив — это не вспышка вдохновения. Это результат исследования: ты изучаешь продукт, конкурентов, целевую аудиторию. Учитываешь стоимость, контекст. Иногда супероригинальное решение просто не сработает. Поэтому важнее не врожденная экстравагантность, а способность мыслить в рамках задачи и ограничений и находить конструктивное решение в пределах этих границ, которые надо сначала определить. Лично для меня креатив — это противоположность бездействию.

Проект Елизаветы Вельгий, выпускницы программы «Графический дизайн. Продвинутый курс»
Как можно подготовиться к собеседованию?
В строгом смысле готовиться не нужно. Собеседование — это разговор о вашем пути, мотивации и опыте, и переписать свою биографию за один вечер невозможно. Но вот, что полезно будет сделать перед встречей:
-
Почитайте описание программы на сайте Британки, чтобы понимать структуру, цели и формат курса.
- Посмотрите работы студентов и выпускников — они есть в открытом доступе там же, на страницах программ. Это поможет сопоставить свои ожидания с реальностью. Например, многие думают, что их будут учить рисовать, но в некоторых проектах вообще нет иллюстрации.
- Поинтересуйтесь индустрией: узнайте, кто сейчас из дизайнеров и студий на слуху, какие проекты они делают, какие примеры удачных и неудачных дизайн проектов публикуются в медиа. Это не экзамен по истории дизайна, но хороший способ показать интерес к профессии и осведомленность. Например, люди, которые любят кино, точно смогут обсудить новинки, сравнить их со старым кинематографом, назвать любимых режиссеров и порассуждать. Также и тут — если ты интересуешься дизайном, наверное, есть личности или студии, которые тебя радуют или, наоборот, оставляют много вопросов и непонимания.
Какой совет вы бы дали абитуриентам?
Во-первых, говорите правду — на собеседовании никто не ждет идеальных ответов. Во-вторых, не волнуйтесь. Это не экзамен — билет тянуть не придется, а скорее портфолио-ревью и возможность пообщаться с дизайнерами, получить профессиональную обратную связь и взглянуть на свой уровень со стороны. Обстановка спокойная, никто не ставит оценок и ни к чему не обязывает.
Можно просто записаться, показать свои работы, обсудить их и понять, где ты находишься как будущий дизайнер. Даже если человек не планирует поступать в Британку — собеседование все равно может быть полезным. Мы часто советуем приходить просто ради опыта и фидбэка. Иногда к нам возвращаются через год или даже два и записываются на курс — это тоже нормальный и ожидаемый результат. Некоторым мы советуем что-то еще посмотреть и узнать. Кому-то приходится менять свое расписание, чтобы совмещать с учебой, или переезжать из другого города или страны. Главное, иметь цель. И если мы понимаем, что будем идти к этой цели вместе, все остальное сразу или чуть позже решится.
Набор на программы «Основы графического дизайна» и «Графический дизайн. Продвинутый курс» уже открыт. Подать заявку и записаться на собеседование можно на сайте Британки. Старт нового потока в октябре!
Обложка: проект Владислава Голохвастова, выпускника программы «Графический дизайн. Продвинутый курс».