Время — самый ценный ресурс человека и организации
Если задуматься, время — единственный ресурс, который нельзя восполнить. Поэтому важно, как мы его используем. И я говорю и про личную организацию дня, и про бизнес. Из 24 часов в будни около 8 мы проводим на работе, а предприниматели регулярно даже больше. Почему, как и с кем мы проводим эти условные 8 часов качественно важно для каждого человека.
Взглянув на время с этой стороны, я вывел принципы своего идеального рабочего дня:
- Мне должна нравиться сфера, в которой я работаю.
- Бизнес-задача должна быть амбициозной, даже немного недостижимой.
- Постоянная смена обстановки помогает сохранять креативность.
- Встречи дольше 60 минут неэффективны.
- Я не должен быть всегда для всех доступен — важно оставлять время для тишины.
- Мои пиковые часы эффективности — до 9 утра, после 16 полезность минимальная.
- В течение дня можно поспать 15–30 минут.
- Лучшие решения приходят не во время работы с таблицами и зачастую не в офисе.
- Активный спорт каждый день — это мой двигатель, им нельзя жертвовать.
- Просыпаясь в 5-6 утра, я более плавно вхожу в ритм дня.
Добиться от команды результата на 161%
В каждом бизнесе результат определяют люди. Команда из пяти человек может сделать как 30 миллионов в год, так и 1 миллиард. Разница только в компетентности команды и в том, насколько смог вырасти каждый сотрудник.

Важно сформулировать совместную долгосрочную цель, которая отзывается человеку и подходит бизнесу. Работа — это пусть и большая, но все-таки лишь часть жизни. Она должна помогать нам реализовывать свои личные мечты или цели. Как говорит один из самых опытных и смелых руководителей на моем пути — Сергей Иванов (директор коммерческого управления в «Спортмастере»): «Мы работаем, чтобы отдыхать, а не наоборот».
В работе нужно концентрироваться на самых важных задачах. Научите себя «правилу трех», и вы легко сможете отсекать все вторичное и ненужное. Какие три цели являются ключевыми для роста и развития? Какие три шага нужно сделать для их достижения? Какие три метрики могут помочь объективно оценить результат? Какие три навыка нужно развить для нового результата? Тремя мячами жонглировать гораздо проще, чем шестью, верно? Привнесите в свой день больше ценности, фокусируясь на самых больших победах. Все сразу не бывает одинаково важно и нужно.
Не буду скрывать, что далеко не все собственники или топ-менеджеры воспринимают мой подход к развитию как рациональный. Поэтому я нашел способ доказать его эффективность на цифрах. Давайте рассмотрим два сценария:
Сценарий первый
- Представим команду из 5 человек, каждый работает на 100%.
- Каждый сотрудник работает в рамках ожиданий: в 9 пришли, в 18 ушли.
- Каждый выполняет только поставленные задачи вовремя, инициативы нет
- Бизнес стабилен, цели достигаются на 95-100%.
- Предприниматель доволен — раз результат есть, значит, все работают и всё работает, как надо. Как правило, вывод такой.
Сценарий второй
- Снова берем команду из 5 человек, но каждый работает уже на 110%.
- Люди сами регулируют свой график эффективности.
- Люди получают искреннее удовольствие от работы, занимаются своим делом.
- Люди стремятся развивать свое направление благодаря мотивации к развитию.
- Они видят в росте компании в первую очередь свой рост и рост своей ценности.
Теперь давайте представим, что результат компании — это перемножение коэффициентов эффективности всех пяти сотрудников. Для упрощения зафиксируем, что 100% = 1.
В первом сценарии мы получим: 1×1 х 1×1 х 1 = 1.
Во втором сценарии мы получим: 1,1×1,1×1,1×1,1×1,1 = 1,61
Цифры говорят сами за себя. Создание культуры развития в организации ведет не только к развитию команды, но и к прорывному результату для бизнеса.

Обычно менеджмент считает расходы на развитие именно расходами. При условии, что люди занимаются тем, что им нравится (в сравнении с тем, что они просто приходят на работу за зарплатой), это скорее инвестиция в создание фундамента. Фундамента, который выдержит рост до масштабов небоскреба вместо устаревших пятиэтажек. Невозможный результат в любом бизнесе обеспечивают люди, поэтому создание культуры развития — лучшая инвестиция для любого бизнеса.
Красивая теория или успешная практика: опыт Vans
Эта система универсальна как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса, для команд из 5 или из 200 человек. Они могут обеспечить оборот в 30 млн или 2 миллиарда — вопрос только в том, есть ли в компании человек, который будет носителем культуры развития. Если есть — это хорошая новость!
Следующий шаг — позволить изменениям случаться. Часто встречается парадокс: мы хотим изменений, но не позволяем им происходить. Если мы просто поставим людей на правильные места, учитывая их таланты (то есть не встраиваем человека в должность, а подбираем должность для конкретного человека), дадим им возможность делать свою работу как минимум хорошо, дадим свободу в развитии своего направления и ответственность за результат, мы создаем децентрализованную систему, в которой каждый может проявить себя, а результат не имеет границ.
Самый успешный кейс, связанный с интеграцией культуры развития для достижения бизнес-целей в моей личной практике связан с управлением брендом Vans. Когда я пришел в компанию, ситуация была критической: продажи падали, бренд стагнировал, не было четкого понимания, что делать дальше. Моя стратегия предполагала рост бизнеса в два раза за три года.

Этот рост был невозможен без личного роста каждого отдельного человека маленькой команды бренда из шести человек. Новый результат — речь о дополнительном миллиарде рублей, который для многих коллег был страшным и непонятным даже на уровне цифры, — сделала та самая небольшая команда из шести человек.
Самым приятным для меня в этом опыте был момент, когда я намеренно почти не участвовал в подготовке и реализации одного из предзаказов будущей коллекции. Команда полностью справилась сама и даже лучше, чем мы изначально планировали. Для меня этот момент стал сигналом, что новая культура полностью сформировалась. Такие результаты возможны, только если люди искренне любят свое дело и не ставят перед собой границы. Развитие — не про достижение цели. Это постоянный процесс и желание раскрыть свой настоящий потенциал.
Если вы все еще сомневаетесь, история бренда Lululemon и относительно недавняя трансформация в глобальном бизнесе Adidas после прихода нового гендиректора докажут, что у каждой компании и у каждого управленца есть выбор. Развития хотят все, но только определенная культура внутри организации может вывести бизнес на уровень, который не всегда можно линейно доказать или посчитать. Развитие — это культура, где в центре системы ценностей организации всегда стоит человек.
Развить свои предпринимательские навыки, научиться грамотному планированию, основанному на анализе и понимании целевой аудитории, рынка и конкурентов, можно на программе «Бизнес в индустрии моды». Вы освоите юридические, маркетинговые и другие ключевые смыслы по всем направлениям предпринимательства, а также подготовите конкурентоспособную стратегию и data-driven бизнес-план.