
Бильярдный клуб «Москва»
Работа с аутентичной архитектурой — это всегда особо ответственный диалог с историей. Именно такой диалог состоялся при обновлении здания клуба Константина Мельникова. Выпускница программы Британки «Дизайн интерьера. Базовый курс» и основательница Viner Design Group Александра Винер провела реконструкцию, в результате которой Дом русского бильярда «Москва» стал современным культурным центром, объединившим искусство, гастрономию и досуг.
Проект реконструкции: вызов и ответственность
Здание 1927-1929 годов постройки на 1000 человек за свою историю претерпело значительные изменения. После войны его перестроили без ведома автора: заложили окна, уничтожили лестницы. Хотя в 2000-х годах фасадам вернули первоначальный облик, внутреннее пространство было утрачено безвозвратно.
Главной сложностью стала интеграция современных инженерных систем в объект-памятник. Нам предстояло провести вентиляцию и все коммуникации, отвечающие современным стандартам, сохранив при этом высоту потолков и объемы, задуманные Мельниковым. Отдельные технические узлы пришлось адаптировать, чтобы не нарушить логику оригинальной конструкции.

Ресторан в Доме русского бильярда «Москва». Шеф-повар Владимир Щепилов
Философия русского бильярда и авангардная архитектура: как проект соединяет два мира через пространство Мельникова
Концепция проекта заключалась в создании глубокой символической связи между философией русского бильярда и новаторским духом авангардной архитектуры. Мы изучали архивные материалы, анализировали типологию конструктивизма, особенности архитектуры того периода. Особое внимание уделили проектам самого Мельникова — его оконным порталам, фрамугам, выверенным пропорциям. Одним из самых интересных открытий стало обнаружение на первом этаже ранее неизвестных оконных проемов, заложенных в ходе поздних перестроек. Мы раскрыли эти окна, чтобы использовать их для проникновения дневного света и мягко нивелировать визуальный шум со стороны двора, интегрировали в эти проемы высокие, до 4,5 метров, стеллажи для библиотеки, которую помогал комплектовать музей «Гараж».
В отделке мы использовали золотистый шпонированный дуб для панелей, которые органично интегрированы в ниши, полки и нижние ярусы мебели. Все, что выше, оставлено светлым — это помогает визуально сохранить высоту и чистоту оригинальной архитектуры. Характерные для Мельникова трапециевидные формы нашли отражение в выносе несущей конструкции над баром и в потолке главного зала.

Сигарный клуб «Москва»
От общих столов до VIP-зон: проектирование клуба
Перед нами стояла задача создать многофункциональное пространство, объединяющее спортивную, культурную и рекреационную функции. На первом этаже мы организовали открытое пространство, где вокруг системы осей и колонн разместили стол для американского пула. Он идеально подходит для создания расслабленной атмосферы в ресторанной зоне.
Второй этаж полностью посвящен профессиональному бильярду — здесь расположены 13 столов для русского бильярда, расставленных с соблюдением турнирных стандартов, а также семь изолированных VIP-зон. На третьем этаже находится приватная VIP-гостиная с двумя бильярдными столами и автономным входом.
Наследие как ресурс: новый подход к культурным памятникам на примере Дома русского бильярда
Для меня этот проект стал доказательством того, что в России можно и нужно работать с наследием именно так: уважительно, но смело. Мы не создавали муляж прошлого, а возродили дух новаторства, который Мельников вложил в эти стены. Архитектура авангарда с ее принципами стандартизации, эргономики и экономии во многом сформировала то, что мы сегодня называем современностью, и наш проект стал логичным продолжением этого диалога эпох.
Дом русского бильярда «Москва» задает новый стандарт для работы с культурным наследием, показывая, что памятник архитектуры может быть не обузой, а активом, способным стать центром притяжения и точкой роста для современной городской культуры.

Бильярдный клуб «Москва»
Почему программа «Дизайн интерьера. Базовый курс» учит искать себя, а не брать готовые идеи
На программе ты сразу погружаешься в огромное количество ресурсов и источников, так или иначе связанные с вдохновением, изучением истории и знаковыми людьми в нашей индустрии, которые создают проекты. Это могут быть как памятники культурного наследия, так и какие-то частные проекты. И везде ты ищешь вдохновение.

Больше всего мне запомнился один урок с Александром Эрманом. На вопрос из зала «А где же искать вдохновение?» он ответил: «Знаете, если вы задаете такой вопрос, то, наверное, вы пришли не в ту профессию». Это был момент истины. Университет дает максимум знаний, но только твое внутреннее желание и огонь направляют к цели. Останавливаться в поисках нельзя никогда.
Технический фундамент как основа свободы
Британка — одна из сильнейших школ с точки зрения технической подготовки. Я до сих пор использую умения, полученные на программе. У нас был целый блок предметов по техническому расчету: как правильно расставлять свет, как проектировать акустику. Эта бесценная база позволила мне пойти работать в крупное архитектурное бюро параллельно с учебой и сразу же применить знания в реальных проектах. Возникающие на практике вопросы я могла решать, опираясь на то, что давали в Британке. Этот симбиоз учебы и работы — лучшая формула роста. Именно технический фундамент дал мне ту самую уверенность, чтобы браться за такие масштабные и сложные объекты, как здание Мельникова.

Александра Винер в Доме русского бильярда «Москва»
Советы тем, кто хочет работать с историческим наследием
Я бы дала три ключевых совета:
- Идите работать в бюро, которое специализируется на реконструкциях.. Нужно понять изнутри, как взаимодействует команда, как выстраиваются цепочки согласования. Ведь дизайнер никогда не работает в одиночку.
- Научитесь работать в связке с инженерными блоками. Сложность была не только в интеграции систем, но и в самом процессе. Сначала мы создали визуализацию, но в ходе работы инженеры выявили, что коммуникации невозможно провести так, как было задумано, — приходилось оперативно пересматривать решения. Умение вести такие диалоги — основа основ.
- Погружайтесь в архивы. Изучайте исторические фотографии, ищите, как были сделаны мелкие детали, и интегрируйте эти коды в проект, чтобы ДНК места просачивалась сквозь него.
Научиться генерировать уникальные идеи для проектов, создавать авторский дизайн, проектировать гармоничные интерьеры и формировать личный бренд можно на программе «Дизайн интерьера. Базовый курс». Присоединяйтесь!
Для тех, кто хочет сделать первые шаги в профессии дизайнера интерьера и развить объемно-пространственное мышление (и навыки работы с композицией и макетированием) в Британке запускается программа «Дизайн интерьера. Подготовительный курс». Старт — 3 марта!
А узнать больше о реконструкции исторических объектов и научиться соединять новейшие технологии и материалы со следами истории можно на интенсиве «Дизайн интерьера в исторических объектах».
Фото анонса: Александра Винер в Доме русского бильярда «Москва»
Фото: Евгений Шишкин