
Спектакль «Замок». Художник по костюмам — Галя Солодовникова
С каждым режиссером — свой язык
Коммуникация с режиссером — ключ ко всему. Причем с каждым она строится по-разному: один мыслит визуальными образами, другой — логическими построениями. Ко всем нужен свой подход, а иногда приходится жертвовать амбициями: хочешь сделать визуально и дизайнерски, а у режиссера другое видение, ему нужна жесть и трешанина. Когда я только начинала, пыталась в каждую постановку уместить все свои знания и навыки, продемонстрировать собственные таланты художника. Но со временем поняла, что главное — удачный и целостный спектакль. И глобально моя задача в том, чтобы он получился и попадал в сердце зрителя.

Опера «Turandot». Художник по костюмам — Галя Солодовникова
Как ставить один спектакль на разных сценах
Работа над спектаклем — это не только создание образов и декораций, но и постоянная адаптация к пространству, в котором они будут существовать. Каждый театр, каждая сцена имеет свою архитектуру, свои пропорции, свои ограничения, и то, что идеально смотрится в одном зале, может потерять эффект в другом. Например, мы с режиссером Максимом Диденко ставили спектакль «Саломея» в тель-авивском театре «Гешер», а затем привезли его в Лондон, в Royal Haymarket. Сцены этих двух театров принципиально разные: в «Гешере» — широкая, вытянутая в форме прямоугольника, в Royal Haymarket — глубокая, вертикальная, с наклонным полом. Чтобы декорации сели и там, и там, мы проделали большую работу: с помощью технологов создали 3D-модели и по ним выверяли размеры, пропорции. Получилось идеально, и даже лучше, чем на оригинальной сцене — а состаренное золото, покрывающее театр, словно перетекало из зала на сцену.

Спектакль «Саломея». Сценография и костюмы — Галя Солодовникова. Фото: Vi Bashilova
Как костюм помогает прочитать героя и мир постановки
В театре все взаимосвязано: декорации, свет, музыка, движение актера — каждый элемент помогает зрителю понять историю и проникнуть в мир постановки. Но особенно важным инструментом в этом процессе является костюм. Он не просто украшает актера или делает его образ выразительным, а служит связующим звеном между внутренним миром героя и внешним пространством спектакля.

Опера «Дон Карло». Со-дизайнер по костюмам — Галя Солодовникова
Театральный костюм должен давать возможность, с одной стороны, прочесть характер героя, а с другой — раскрывать смыслы мира, представленного на сцене. Потому что этот мир может сильно отличаться от реальности, по другим законам существовать — каждый раз мы переизобретаем действительность. Если в спектакле задействовано несколько актерских составов, для каждого шьется свой набор костюмов.
Искусственный интеллект: предвестник апокалипсиса или помощник сценографа?
Сегодня сценограф работает с огромными массивами информации, визуальными образами и звуковыми материалами. Чтобы создавать сложные, многослойные миры на сцене, нужно уметь быстро собирать данные и анализировать их. Искусственный интеллект — хороший инструмент: благодаря скорости и объему перерабатываемых данных он позволяет не только провести быстрый ресерч, но и сменить оптику, расширить угол зрения. Скажем, тебе нужно изучить монгольский костюм. Раньше на это могло уйти несколько месяцев, а теперь информацию можно собрать моментально, причем задав траекторию поиска. В спектаклях мы иногда используем контент от ИИ: фрагменты переписанных текстов, музыку, видео. Это делается, если концепция позволяет — например, как в одном из моих последних спектаклей, где мы вели речь о том, что люди уже живут в симуляции реальности. Также интересно работать с деконструкцией и переосмыслением ИИ.

Фильм «Мастер и Маргарита». Художники по костюмам — Галя Солодовникова и Ульяна Полянская
Эстетика VS концептуальность
Слово «красота» применительно к искусству в каком-то смысле дискредитировало себя — сейчас вместо него принято использовать понятие «концепция». Искусство должно не только радовать взгляд, но и задевать нерв: провоцировать, заставлять зрителя задавать вопросы, строить гипотезы. Мне на самом деле пришлось бороться с собой, потому что очень люблю красивое. Чтоб было нарядное, стильное. Это моя эволюция — от дизайнера к художнику. Которому приходится иногда наступить на горло своему внутреннему дизайнеру, чтобы идти к смыслам и сути, а не только к форме.

Балет «Izadora». Сценография и костюмы — Галя Солодовникова
Преподавание как совместная работа со студентами
В Британке я преподаю уже одиннадцать лет: вместе с Полиной Бахтиной мы ведем программу «Сценография». Фактически это годичная магистратура: выпускники вузов приходят к нам, чтобы апгрейднуть свои навыки. За год каждый студент принимает участие в восьми-девяти проектах: мы каждый раз меняем эти проекты, коллаборации, берем новые произведения — такие, которые резонируют и нам с Полиной. Получается своего рода совместная лаборатория, в которой раз за разом рождаются самые неожиданные решения. В одном из наборов, к примеру, студенты в качестве диплома создавали манифесты: изобретали свой утопический театр и ставили в нем «Гамлета». Самое интересное, что многие из манифестов впоследствии были реализованы.
Научиться создавать декорации и костюмы к сценическим проектам, а также придумывать тотальное визуальное решение сценического действия, можно на программе Британки «Сценография». Присоединяйтесь!
А для тех, кто хочет познакомиться с основами профессии сценографа и создать свой первый концептуальный художественный проект для постановки, есть 7-дневный интенсив «Основы сценографии» — идеально, чтобы наметить вектор развития карьеры. Старт потока — 1 февраля, присоединяйтесь!