Можно ли полюбить цифры и данные, если ты чистый креативщик?
Я бы не стал себя ломать и заставлять — легче «купить» эту компетенцию на рынке труда и взять хотя бы на частичную занятость человека, который дружит с цифрами и поможет обойти опасные моменты (а их предостаточно!). Но базовую грамотность из серии понимания «на салфетке» все же рекомендую изучить: как за 5 минут понять, стоит ли принимать такое решение, хорошая ли это себестоимость или канал продаж.
Не пытайтесь стать тем, кем вы не являетесь — эффективнее признать сильные стороны и делегировать. Финансовая гигиена на базовом уровне позволяет креативу оставаться на плаву и принимать быстрые, но обоснованные решения.
Главная ошибка талантливых дизайнеров, из-за которой их бренды не выживают?
Ошибка — не воспринимать фэшн как бизнес, а думать, что это только про красивые вещи. Так очень легко попасть в кассовый разрыв без финансовой грамотности: открывать магазин, заказывать партии, набирать штат людей или считать деньги компании своими и тратить их бездумно на свои прихоти. Романтизация индустрии без понимания ее коммерческой механики — прямой путь к краху. Дисциплина и уважение к бизнес-процессам так же важны, как и творческая концепция коллекции.

Какое одно действие спасло ваш бизнес в самый сложный кризис?
Переход от фиксированных окладов к проценту от выручки во время ковида и увеличение активности в соцсетях без привязки к продажам. Эти действия помогли пережить самый сложный период и увеличить клиентскую базу. В любой кризис для компании критично выработать свою стратегию выживания — как при упавших на 50% продажах продолжать работать. Гибкость в управлении ресурсами и фокус на комьюнити-билдинг доказали свою эффективность. Такой подход не только сохранил команду, но и создал прочный фундамент для последующего роста.
Креатив без стратегии — это искусство. Креатив со стратегией — это бизнес. А как объединить бизнес и искусство?
Бизнес и искусство нужно объединять через полноценную команду: часть занимается креативом (обычно это люди не про цифры), а вот процессами — надежные и предсказуемые специалисты. Это достаточно сложная конструкция, так как разные типы личности часто не слышат друг друга, и появляются трения. Поэтому нужно учиться формировать баланс креативных и функциональных людей, а главное — уметь управлять и направлять такую команду. Синергия возникает, когда креаторы и стратеги учатся говорить на одном языке и уважать вклад друг друга. Задача лидера — не выбирать между искусством и бизнесом, а создавать среду для их продуктивного взаимодействия.

Ваш главный совет по созданию неубиваемой бизнес-модели для фэшн-бренда сегодня?
Сильный креатив + обратная связь от клиентов + выстроенный цикл производства с отсрочкой платежа от фабрик. В креатив я вкладываю и продуктовый, и маркетинговый смысл — когда умеешь привлекать внимание аудитории ниже рынка и формировать лояльную аудиторию через понимание продукта. Эта формула создает цикл устойчивого роста: уникальное продуктовое предложение подпитывается честной обратной связью, а отлаженные производства и логистика обеспечивают финансовую стабильность. Именно в этом триединстве рождается современный конкурентоспособный бренд.
Присоединяйтесь к программе Британки «Бизнес в индустрии моды»: под руководством Ильи Булычева за 4 месяца вы научитесь соединять креатив и стратегию, управлять командой, считать бюджеты и создавать устойчивые бренды, которые живут дольше одного сезона. А итогом обучения станет готовая стратегия развития проекта и бизнес-план, готовые к защите перед инвесторами. Старт — 10 марта!